
Общество

Большинство некоммерческих организаций (НКО) считают, что государство в целом старается сотрудничать с третьим сектором – опорой гражданского общества. НКО, со своей стороны, тоже часто говорят о готовности к партнерству с властью. На практике доля примеров такого альянса скромна, хотя проявления встречного движения государства и третьего сектора очевидны. Об итогах опроса руководителей НКО рассказала в статье директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, заведующая кафедрой экономики и управления в негосударственных некоммерческих организациях Ирина Мерсиянова.
«России как независимому государству уже четверть века. Это большой срок, в который зачастую умещались драматические исторические события. В этот отрезок времени вписались вся Французская революция и эпоха Наполеона, за такой же срок Европа закончила Первую мировую войну и начала Вторую, Китай превратился из глобального захолустья в крупнейшего в мире экспортера, а Apple и Microsoft — из маленьких групп энтузиастов в самые дорогие корпорации мира. Россия же, хотя и изменилась довольно сильно, все же остается в целом той же страной, какой мы знали ее четверть века назад. Что мы хотели свершить за эти годы и что у нас не получилось?» Читайте статью профессора-исследователя департамента политической науки Владислава Иноземцева на страницах издания Газета.ру.
Эффективность антиалкогольной политики зависит не от запретов и риторики политиков, а от реализации продуманных мер, рассказал в интервью «Российской газете» директор Института демографии НИУ ВШЭ профессор Анатолий Вишневский.
Модель общения между врачами и пациентами меняется. Доктора оказывают больным медицинскую помощь, но минимизируют сопереживание. Они все чаще ощущают себя обычными рыночными игроками. Пациенты же ждут от медиков внимания и эмпатии. Компромиссом служит формула, которой следуют многие врачи: лечение без человеческого сочувствия к больным невозможно, хотя эти эмоции и нужно дозировать, выяснила стажер-исследователь Центра анализа доходов и уровня жизни ВШЭ Евгения Подстрешная.


Привлекательность работы университетского педагога за последние годы выросла. При этом моральные ее стимулы по-прежнему преобладают. Заставить преподавателя перейти на нетворческую офисную работу – с жестким графиком, однообразным трудом и отсутствием независимости – может только очень выгодное предложение. Зарплата педагогов растет, и для того, чтобы при поиске нового места сработал прежде всего материальный стимул, требуется все большая сумма, отметила доцент департамента социологии НИУ ВШЭ Яна Рощина в Мониторинге экономики образования.

Активность внутренних миграций в России за последнюю четверть века снизилась: организованные переселения и освоение пустующих территорий ушли в прошлое, а переезды ради высоких заработков сменились отходничеством и маятниковой миграцией, которые не требуют переселения всей семьи и решения проблемы жилья. Кроме того, миграции часто оказываются безрезультатными: новоселы плохо приживаются в регионах с неразвитой экономикой, безработицей, слабой социальной и транспортной инфраструктурой. Младший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ Салават Абылкаликов картировал миграционную активность россиян.