10 декабря Д. Рогозин, заведующий лабораторией методологии федеративных исследований Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, выступил на методическом семинаре кафедры методов сбора и анализа социологической информации. Его доклад был посвящен дискуссионной теме проведения аудита социологических и маркетинговых опросов, и раскрывал такие вопросы, как поиск стандартов для проведения такого аудита, описание методологии аудита в терминах «экспериментального плана» Г.Гарфинкеля, обсуждение направлений для переопределения дизайна неслучайных выборок, анализ возможностей и ограничений стандартных инструкций для интервьюеров.
Состоялся методический семинар кафедры методов сбора и анализа социологической информации с участием Аллы Евгеньевны Чириковой — доктора социологических наук, главного научного сотрудника ИС РАН, ведущего научного сотрудника Центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ.
13-14 ноября студентки НИУ ВШЭ и участницы НУГ «Стратегии смешивания методов в социальных исследованиях» Мария Балакирева, Ксения Круглова и Татьяна Ларкина приняли участие во Всероссийской научно-практической конференции «X Ковалевские чтения», г. Санкт-Петербург.
В условиях экономического и демографического кризисов средний класс в России, к которому можно отнести примерно 20% граждан, неминуемо сократится. Доходы населения, в том числе и квалифицированных профессионалов, будут падать. Часть специалистов в силу немолодого возраста перейдут в статус пенсионеров, и их доходы также сократятся. Архаичная структура экономики и неразвитость рынка труда не позволят среднему классу расти, выяснила профессор кафедры экономической социологии Татьяна Малева с коллегами.
В Соединенных Штатах, вполне возможно, не хватает открытой конкуренции? Современная молодежь покидает родительские дома иначе, чем в свое время это делали более старшие поколения? Чтобы правильно понять глобальные рынки, ученые должны использовать микрометоды? Эти и другие вопросы рассматривает свежий номер журнала ВШЭ «Экономическая социология» (т.16. № 5. Ноябрь 2015).
В Высшей школе экономики, в корпусе на ул. Мясницкой, 11, состоялось торжественное открытие аудитории имени знаменитого российского социолога Владимира Ядова, преподававшего в университете.
Как соотносятся риски и ответственность в современном обществе? Почему телесные практики, в частности йога, становятся отправной точкой для культурной и социальной идентификации? Ответам на эти и другие вопросы посвящен свежий номер бюллетеня Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ «ЭСФорум» .
21-23 октября в Омске состоялась IV Международная научная конференция «Институциональная трансформация экономики: российский вектор новой индустриализации». Ученые из семи стран, в том числе России, Казахстана, Литвы и Германии обсуждали, в частности, новую промышленную политику нашей страны, перспективы импортозамещения и возможности развития инноваций в промышленности региона и России. С докладом «Три "образа" ВТО в российских СМИ» выступила профессор департамента социологии Светлана Барсукова.
Социология способна стать тем научным и общественным мировоззрением, которое консолидирует разные социальные силы современной России. Она может и должна вносить существенный вклад в коллективное сознание, цементирующее общество, отметил в своей новой книге «Традиция, солидарность и социологическая теория. Избранные тексты» профессор кафедры общей социологии НИУ ВШЭ Александр Гофман. Это издание – настоящий бальзам на душу для отечественных социологов, которые празднуют свой профессиональный праздник 14 ноября.
Профессор Стенфордского университета, приглашенный профессор ВШЭ Мартин Карной и научный сотрудник Института образования ВШЭ, сотрудник департамента социологии Татьяна Хавенсон вошли в число авторов доклада «Об анализе влияния образовательной политики на достижения учащихся в США», который на днях был представлен в Вашингтоне. Ключевые положения этого доклада целесообразно использовать и при анализе ситуации в российском образовании.