• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинары



2014 год

26 февраля 2014 г. сотрудники Научно-учебной группы приняли участие в рабочей встрече по итогам Форсайт-сессии "Психология бизнеса 2024", посвященной обсуждению того, какими компетенциями должен обладать выпускник магистерской программы "Психология в бизнесе" НИУ ВШЭ. В рабочей встрече приняли участие сотрудники научно-учебной группы психологии бизнеса, магистерской программы "Психология в бизнесе", Института практической психологии (ИПП) и члены Студенческого совета факультета психологии НИУ ВШЭ, Ассоциации российских бизнес-психологов (АРБП), а также представители российского бизнеса, участвовавшие в Форсайт-сессии "Психология бизнеса 2024", которая прошла в Вышке в декабре прошлого года. Модерировал совместную работу Тимофей Нестик, научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН. В ходе работы участники еще раз внимательно оценили "желаемые" компетенции бизнес-психолога, список которых (из 40 пунктов!) стал одним из результатов декабрьской форсайт-сессии , и сгруппировали их в соответствии с четырьмя функциональными ролями бизнес-психолога: исследователь (проектный менеджер, методист); фасилитатор (медиатор, модератор); консультант/эксперт; коуч/тренер. Таким образом, был создан задел для последующей разработки моделей профессиональных компетенций, которые могли бы лечь в основу Образовательной программы подготовки магистров в области психологии бизнеса (содержание учебных дисциплин и формы учебных занятий), а также процедуры Итоговой государственной аттестации выпускников соответствующей магистерской программы (ВШЭ) и сертификации бизнес-психологов (АРБП). Этой теме будет посвящена следующая рабочая встреча.



2013 год


14 декабря 2013 года
по инициативе научно-учебной группы психологии бизнеса, магистерской программы "Психология в бизнесе", факультета психологии  и Института практической психологии НИУ ВШЭ состоялось уникальное по своей практической значимости мероприятие - форсайт-сессия «Психология бизнеса-2024», посвященное актуальным  вопросам и трендам, которые окажут влияние на психологию бизнеса в перспективе ближайшего десятилетия. Как показал опрос участников сессии, психология бизнеса сегодня – это широкий рынок различных услуг и видов деятельности: прикладные исследования и диагностика, консалтинг, коучинг и психотерапия, бизнес-тренинги, популяризация научных исследований и бизнес-образование, управление персоналом и внедрение HR-технологий, внутрикорпоративные коммуникации, фасилитация и медиация. Игроки этого рынка стоят сегодня на распутье. Для бизнеса это дилемма между недоверием к психологам и заинтересованностью в использовании психологии как фактора успеха бизнеса. Для самих психологов это выбор между поддержанием границ профессионального сообщества и выходом за его пределы – через участие в формировании нового менталитета, изменении системы управления бизнесом и государством, вовлечение бизнеса в междисциплинарные исследования, помощь бизнесу в поиске новых смыслов и развитии долгосрочной ориентации, проактивности и т.д.


1-2 ноября 2013 г.
в Истринском районе Подмосковья, в уютном Эко-отеле «Снегири» состоялся 1-й Международный семинар «Психология бизнеса». Это мероприятие стало логическим продолжением Международной научной конференции «Бизнес. Общество. Человек»  (30-31 октября 2013 г.) и было организовано специально для рассмотрения прикладных аспектов обсуждаемых на конференции тем. Для обмена практическими знаниями и опытом на семинаре «Психология  бизнеса» объединились  ученые и практики из Великобритании, Франции, Нидерландов и России, преподаватели и студенты НИУ ВШЭ из Москвы и региональных филиалов. Первым выступлением на семинаре стал блестящий мастер-класс Адины Тарру (Великобритания, The Association Of Business Psychologists (АВР), бизнес-консультант, коуч), посвященный использованию различных принципов и методов коучинга для эффективного менеджмента в организации. Особый интерес участников вызвали две демонстрационные коучинг-сессии, ведь это была уникальная возможность понаблюдать за процессом и задать уточняющие вопросы профессионалу о его практике. Этот мастер-класс дал положительный настрой на дальнейшую активную работу. Во второй половине дня состоялся интригующий мастер-класс Дмитрия Зверева (преподаватель НИУ ВШЭ, г. Москва) с участием Анны Тороповой (компания Тензор, Ярославль) по оценке персонала. Разработанная А. Тороповой с коллегами инновационная методика проведения собеседований при приёме на работу, которая занимает у HR-менеджера всего 5-7 минут, вызвала оживленную дискуссию среди участников семинара. Кроме того, в игровой форме были показаны особенности проведения собеседования 2-х и 3-х человек, а также тонкости работы с экспертами. Третьим прошло вдохновляющее выступление Елены Панченко – де Превиль (исследователь ESPE Centre Val de Loire, Орлеан, Франция), посвящённое организационным изменениям. Елена подчеркнула важность и необходимость изменений в организации, а также, дав необычное задание,  донесла до участников необходимость развития нешаблонного мышления, ведь оно необходимо для адаптации к постоянным изменениям. Также на данном мастер-классе была апробирована методика оценки личностной ответственности и вовлеченности в организационные изменения  в условиях российской действительности. Завершением первого дня семинара стала традиционная для бизнес-психологов вечерняя сессия, на которой участники смогли потренироваться в навыках невербального общения. Второй день семинара открыл Др. Билл Майон-Уайт (Великобритания, Лондонская школа экономики). На своем оживленном мастер-классе он продемонстрировал методы фасилитации принятия решений в группах. Каждый из участников мастер-класса имел возможность применить  эти приемы для решения актуальной задачи (группа разрабатывали этический кодекс Ассоциации бизнес-психологов России), выступив в роли лидера или фасилитатора, а также проанализировать их использование в качестве наблюдателя за динамикой групповой работы. Яркой финальной точкой семинара стало выступление профессора Вильмара Шауфели (Нидерланды, университет Утрехта), посвященное проблеме вовлеченности и организационного развития. Он продемонстрировал, что научные модели анализа организационного развития не только применимы на практике, но и имеют важное прикладное значение для принятия управленческих решений. Кроме того, он показал, как применяется его модель в оценке деятельности организаций Нидерландов.


22 января 2013 года
состоялось очередное заседание научного семинара НУГ психологии бизнеса. С докладом на тему "Человек в поисках баланса" выступила соискатель кафедры организационной психологии НИУ ВШЭ Евгения Кольцова. В работе семинаре приняли участие преподаватели и аспиранты кафедры организационной психологии. К ним присоединились коллеги с кафедры психологии личности. В ходе оживленной дискуссии была предпринята попытка выделить собственно психологическое содержание понятия "баланс между работой и лчной жизнью". Главный акцент при этом ставился на феноменологические аспекты переживания человеком состояния "сбалансированности", согласия с собственным Я.


2012 год


19 декабря 2012 г. -
Семинар лаборатории "Самоопределение личности в бизнесе" (Итоги совместных проектов преподавателей и студентов магистерской программы Психология в бизнесе). На семинаре выступили студенты с результатами исследований в области самоопределения личности в бизнесе: идентичности, кризиса идентичности, деформаций, представлений об успехе бизнесменов разного пола, возраста и сфер деятельности. В исследовании были использованы как стандартные методики, так и авторские разработки. 

13 декабря 2012 г. - Семинар лаборатории "Факторы самоопределения:проблемы оценки эффективности деятельности специалистов в бизнесе". В своём докладе Михаил Балакшин, кандидат психологических наук, практикующий бизнес-психолог, консультант, отразил основные подходы и проблемные аспекты разработки параметров оценки эффективности деятельности различных специалистов бизнес-организаций.

22 ноября 2012 г. На очередном семинаре лаборатории выступил Стефан Бентон, профессор бизнес-психологии университета Вестминстер (Великобритания) с докладом "Positive conflict: a source of organizational effectiveness". В докладе были рассмотрены вопросы повышения эффективности организации за счет психологических механизмов взаимодействия. В частности, показано, что значит позитивный конфликт, в чем состоит его положительный и отрицательный эффект для организации. Также были приведены некоторые методики управления конфликтом. Доклад вызвал интерес и дискуссию, в частности, в вопросах о деструктивных и конструктивных конфликтах.Активно обсуждался вопрос возможности применения позитивного конфликта в практике развития рассийских организаций. Видеозапись

1 ноября 2012 г. На очередном заседании лаборатории выступила Ольга  Игоревна Ходзинская, Член Ассоциации Бизнес Психологов Великобритании, практикующий психолог в сфере бизнеса и политики. Ассоциация бизнес-психологов была сформирована действует в Великобритании. Миссией данной ассоциации является обеспечение доступности и применимости психологии  для бизнеса. На семинаре обсуждался вопрос необходимости создания российского отделения ассоциации бизнес-психологов,  а также конкретные шаги по реализации данного мероприятия.

18 октября 2012 г. состоялся очередной семинар лаборатории. С докладом "Итоги  EAWOP WorkLab2012 по организационной психологии" выступила Екатерина Николаевна Молодых, научный сотрудник лаборатории Психология бизнеса, бизнес-тренер и консультант. В октябре 2012 состоялся первый WorkLab Европейской ассоциации Организационной психологии и психологии Труда, посвященный проблемам практического применения психологических исследований в организациях. Организационными психологами из Дании, Голландии, Финляндии, Канады,  Великобритании были представлены современные методы оценки персонала, программы борьбы с профессиональным выгоранием, а так же «свежие»  взгляды британских ученых на феномен лидерства.  Большой интерес у участников семинара вызвали результаты исследований и представление о том, кто такой «современный лидер», чем должен руководствоваться лидер в процессе принятия решений и всегда ли позитивное видение является эффективным. Эти данные могут стать дополнительным источником к изучению проблематики личности в бизнесе. Особое внимание было уделено проблеме подбора персонала и роли психологических методик в этом процессе.

27 сентября 2012 г. На очередном семинаре лаборатории Психология бизнеса выступил аспирант Института психологии Российской академии наук Дмитрий Снопков с докладом "Социально-психологические особенности корпоративной приверженности офисного и производственного персонала (на примере сетевой торговой организации)". Понятие приверженности к компании (англ. organizational commitment) является одним из наиболее активно развиваемых в современной организационной психологии. Приверженность (преданность, лояльность) к организации понимается как переменная, определяющая субъективную меру связи между человеком и организацией, в которой он работает.  В настоящее время в организацияx широкое распространение имеют различные системы стимулирования, которые  являются частью корпоративной культуры организации и которые разрабатываются для того, чтобы замотивировать персонал. Вместе с тем очевидно, что мотивация персонала и приверженность персонала к организации понятия достаточно близкие, но различные. В данном корреляционном исследовании будет предпринята попытка установить наличия влияния на приверженность таких факторов, как уровень занимаемой должности сотрудником, стаж работы, а также будет предпринята попытка поиска самих факторов, которые могут влиять на приверженность персонала. С презентацией доклада можно ознакомиться здесь.

13 сентября 2012 г. состоялось первое в новом учебном году заседание научного семинара НУГ "Основные направления и перспективы исследований в области психологии бизнеса". С докладом выступила Худякова Ольга, стажёр-исследователь НУГ. Она изложила результаты анализа исследований по проблемам психологии бизнеса, выполненных в рамках магистерских диссертаций с 2008 года. Были выделены основные проблемные области исследований, методический аппарат исследований, основные результаты. Также на семинаре выступили сотрудники лаборатории, принявшие участие в международных конференциях по социальной психологии (Эдинбург, Великобритания), а также по экономической психологии (Вроцлав, Польша).

15 июня 2012- семинар «Психологические механизмы субъективной оценки организационной культуры». С докладом выступила Екатерина Николаевна Молодых, канд. психол. наук, бизнес-тренер компании «SQUADRA».   В докладе были изложены результаты исследований факторов субъективной оценки организационной культуры. В качестве таких факторов рассматривался механизм проекции индивидуальных предпочтений (представлений об «идеальной» организационной культуры) на оценку реальной организационной культуры. Представления об «идеальной» организационной культуре, в свою очередь, связаны с социально-демографическими характеристиками и особенностями потребностно-мотивационной сферы. Мы предполагаем, что сотрудники склонны воспринимать и оценивать реальную культуру своей организации в соответствии со своими ожиданиями, мотивами и потребностями, формируя, таким образом, личное культурное пространство. Это приводит к образованию различных субкультур (например, гендерных, возрастных, статусно-ролевых), внутри организации, и во многом может являться причиной рассогласованности оценок при анализе организационной культуры компании. 

17 июня 2012 - семинар «Особенности самоопределения психологов, работающих на различных должностях». С докладом о программе предстоящего исследования особенностей ценностно-смысловой сферы, а также профессиональной идентичности психологов, работающих на психологических должностях (психологов-консультантов, педагогов-психологов), и не на психологических (менеджеры по подбору персонала, менеджеры по продажам и т.п.), выступила магистрантка 1-го года Парамонова Софья.

24 мая 2012 г. - семинар «Взаимосвязь психологических отношений нравственности с характеристиками деловой активности руководителей». Выступила  соискатель Института психологии Российской академии наук  Горбачева Елена Ивановна. Доклад был посвящен актуальной проблеме нравственно-психологической регуляции делового поведения руководителей. В  исследовании был реализован комплексный подход к изучению психологических отношений нравственности, который наряду с изучением субъект-объектной составляющей отношений нравственности руководителей (отношения к нравственности) позволяет изучать субъект-субъектную составляющую отношений нравственности (отношение к себе и другим людям как к субъектам отношений нравственности, отношение к объектам и явлениям делового мира с точки зрения нравственности).

26 апреля 2012 г. - семинар «Особенности самоопределения психологов, работающих в HR», с докладом выступил Балакшин Михаил, кандидат психологических наук, ведущий специалист ЭКОПСИ.

24 апреля 2012 г. - семинар лаборатории "Отношение к неэтичной рекламе как фактор нравственного самоопределения молодежи". В докладе были рассмотрены результаты исследования  особенностей нравственного самоопрделение через отношение к неэтичной рекламе, были продемонстрированы виды неэтичной рекламы, методики исследования психологической эффективности рекламы, а также особенностей самоопределения личности. 

5 апреля 2012 г. - семинар лаборатории "Имплицитные измерения в когнитивной социальной психологии: IAT". В докладе были представлены результаты исследований, проводившихся по тематике имплицитных измерений в социальной психологии. Рассмотрена история возникновения одного из самых популярных измерителей "Implicit Association Test" и его использование в ведущих лабораториях мира.

28 февраля 2012 г. - семинар "Особенности организационной приверженности у разных категорий сотрудников". В докладе был проведён анализ понятия "организационная приверженность", была предложена концептуальная схема исследования, выдвинуты рабочие гипотезы и рассмотрены методики исследования. 

16 февраля 2012 г. - семинар "Доверие потребителя как фактор самоопределения в бизнесе". В докладе были представлены результаты исследования особенностей формирования доверия к платным и бесплатным медицинским центрам. Особое внимание было уделено тому, как характеристики доверия потребителей могут выражаться в  стратегиях самоопределения субъектов бизнеса, связанного с оказанием платных медицинских услуг.


2011 год

10 ноября 2011 г. - семинар лаборатории "Экономическое самоопределение разных групп руководителей". В рамках данного семинара обсуждались вопросы содержания и специфики экономического самоопределения, нравственный аспект экономического самоопределения и его отдельных составляющих (отношение к миру бизнеса, к деньгам, к взаимодействию с деловыми партнерами и т.д.), а также особенности экономического самоопределения у разных групп современных российских руководителей.

26 октября 2011 г. - семинар лаборатории "Эффективность бизнеса и эмоциональный интеллект руководителя: российский и международный опыт". На семинаре обсуждались результаты исследования эмоционального интеллекта руководителей высшего звена, взаимосвязь ЭИ с показателями эффективности деятельности. Особое внимание было уделено методам исследования и развития ЭИ в практической работе с бизнесменами.

7-8 октября 2011 г. - участие сотрудников в междисциплинарном семинаре "Индивидуальные потребительские стратегии в России: на пересечении социологии, экономики, психологии"  в Центре Молодёжных Исследований НИУ ВШЭ,  СПб.

8 сентября 2011 г. - научный семнар "Методы исследования самоопределения в бизнесе". В ходе семинара обсуждались вопросы методологического построения комплексного исследования особенностей самоопределения личности в бизнесе. 

4-5 августа 2011 г. - выездной семинар "Проблема самоопределения личности в бизнесе в России и Великобритании". В семинаре принимали участие сотрудники лаборатории и представители магистерской программы Business psychology London Metropolitan University. На семинаре обсуждались как результаты проведённых исследований, так и перспективы дальнейшего сотрудничества.

9 июня 2011 г. – семинар «Потребительское поведение как фактор самоопределения». В продолжение развития идеи о взаимосвязи внешней и внутренней среды бизнеса были рассмотрены вопросы особенности потребительского поведения, потребительских представлений о бизнес-организациях.

27 мая 2011 г. – круглый стол «Психологические аспекты рекламы как элемент бизнес-среды». В ходе активной дискуссии была затронута область, связанная с одной стороны с психологическими аспектами рекламной деятельности, а с другой, с психологическими особенностями личности. Интересный ракурс приобрела проблема самоопределения личности бизнеса под углом рекламной деятельности.

26 мая 2011 г. – семинар «Самоопределение: от стабильности к неопределённости». На данном семинаре обсуждались вопросы профессиональной деформации личности, эффективности профессиональной деятельности и адаптивности к неопределенности  относительно общей проблематики профессионального  самоопределения в бизнесе.  Были заслушаны два доклада. В результате обсуждения были поставлены вопросы, связанные с тем, что эффективность деятельности может  входить в некоторый конфликт с общей жизненной  успешностью,  и соответственно с самоопределением личности. Была отмечена необходимость учитывать не только показатели эффективности, а соотношение  эффективности деятельности и цены деятельности. При обсуждении вопросов эффективности деятельности важным аспектом является адаптивность личности в ситуации неопределенности, как поведенческий динамический процесс. Было высказано предположение о том, что  адаптивность к  неопределенности может рассматриваться  как критерий эффективности в решении комплексных профессиональных задач. При этом, адаптивность может выступать и как  предпосылка более успешного самоопределения личности. Эти и другие вопросы активно обсуждались в ходе групповой дискуссии.

12 мая 2011 г. – дискуссия «Профессиональное самоопределение в работах западных исследователей». В результате семинара участники нашли примерные аналоги термина "самоопределения" в английском языке. Был сформирован список зарубежных статей, в которых рассматривается смежная проблематика.

14 апреля и 21 апреля 2011 г. – цикл мероприятий, объединивший участников НУГ и магистрантов 1-го года обучения, магистерской программы «Психология бизнеса», сфера интересов которых лежит в области рассматриваемой проблематики. В ходе данных мероприятий были заслушаны доклады, проводилось обсуждение, а также реализовывался креативный поиск новых направлений и путей решения поставленных вопросов. В ходе первой встречи в центре внимания находились проблемы личности и деятельности бизнесменов. Особое внимание было уделено проблеме профессиональных деформаций личности бизнесменов, представлениям об эффективных решениях, а также выработке перечня базовых компетенций представителей бизнес-среды. Продолжением начатой работы стала вторая встреча, на которой основной акцент был сделан на проблемах воздействия внешней среды бизнеса на личностные качества специалистов и эффективность их деятельности. Были доложены результаты проведённых исследований. Подробно обсуждались вопросы влияния таких сложных явлений как имидж, бренд, миссия как на топ-менеджмент, так и на рядовых сотрудников бизнес-организаций. Основным результатом работы стало понимание необходимости включения в модель самоопределения личности в бизнесе параметров внешней среды.

8 апреля 2011 г. - семинар «Бизнес как среда социального и профессионального самоопределения личности». В рамках семинара обсуждалась проблема самоопределения личности и подход к рассмотрения данного понятия сквозь призму особенностей бизнес-организации. В рамках семинара обсуждались различные модели самоопределения, особое внимание было уделено модели Ивановой Натальи Львовны, базирующейся на соотношении параметров социальной идентичности и процесса принятия решения. Участники семинара познакомились с результатами исследований самоопределения представителей бизнеса.

18 марта 2011 г. - семинар «Концептуальные подходы к формулированию модели самоопределения». На семинаре участники группы обсуждали результаты современных эмпирических исследований самоопределения, представленных в авторефератах кандидатских диссертаций.

12 марта 2011 г. - семинар «Проблемы самоопределения личности». Доклад В.В. Белоусовой, в котором были освещены основные концептуальные подходы к пониманию и исследованию самоопределения человека в отечественной психологии. Были рассмотрены основополагающие компоненты, виды и факторы самоопределения. Обсуждение видов самоопределения.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.