Направления исследований
В рамках реализации общего проекта "Особенности и факторы самоопределения личности в бизнесе " (ПФИ-2012) реализуются два основных направления исследований:
- Факторы самоопределения личности в бизнесе (руководители направления Иванова Н.Л., Купрейченко А.Б.);
- Особенности самоопределения индивида в бизнес-оганизации (руководители направления Штроо В.А., Антонова Н.В., Патоша О.И.)
Аннотация к отчету 2012
Объект исследования: самоопределение личности в профессиональном и социальном мире.
Предмет исследования: особенности процесса самоопределения личности в бизнесе и факторы его детерминирующие.
Цель работы: на основе разработанной нами теоретической модели самоопределения личности провести анализ факторов деятельности, организации и потребительской среды в профессиональном и социальном развитии субъектов бизнеса.
Методология проведения исследования
Исследование носит теоретический и эмпирический характер, поскольку данная область является новым и слабо проработанным направлением в психологии.
Использовались методы качественного и количественного анализа, комплекс разнообразных методологических подходов, процедур, техник исследования и обработки полученных данных. Проводилась разработка авторского комплекса методик, направленного на изучение особенностей самоопределения личности в бизнесе.
Эмпирическая база исследования: представители бизнес-организаций, руководители и собственники бизнеса.
Основные результаты исследования:
- Разработана общая модели самоопределения как процесса и фундаментальной категории психологии. Проведено уточнение ключевых компонентов (идентичность и способы принятия решения).
- Выделены основные этапы самоопределения личности применительно к особенностям бизнес-деятельности.
- Разработана процедура анализа самоопределения, основанная на сочетании личностного, деятельностного и организационного подходов в изучении деятельности в сфере бизнеса.
- Разработана методика анализа особенностей принятия решений в бизнесе.
- Получены новые эмпирические данные, направленные как на уточнение модели самоопределение, так и поиск новых подходов. В частности, выявлены новые взаимосвязи в структуре профессионального самосознания, специфические проблемы и деформации личности в бизнесе; организационные ресурсы и социально-психологические характеристики самоопределения; специфика принятия решений в бизнесе.
- Получены новые данные о таких факторах самоопределения как индивидуально-личностные характеристики бизнесмена (индивидуально-психологические факторы), доверие потребителей (фактор потребительской среды), гендерная принадлежность, ролевая структура группы и психологическая дистанция (социально-психологический фактор), специфика деятельности и обучения (профессиональный фактор).
Результаты исследования внедряются в учебный процесс факультета психологии ГУ-ВШЭ. В рамках развития подготовки психологов в НИУ ВШЭ, результаты исследования находят применение на многих курсах магистерской программы «Психология в бизнесе», на которых изучаются особенности самоопределения личности в бизнесе и факторы эффективности бизнес-деятельности. Кроме того, эти данные используются участниками проекта при чтении курсов на других факультетах НИУ ВШЭ. Например, на факультетах Менеджмента и ГМУ, где читается курс Социальная психология, Темы: Личность в социальном мире, Социализация личности и т.д.
Область применения результатов
Полученные результаты помогают продвинуться в понимании механизмов формирования самосознания личности, а также способов практического психологического сопровождения бизнеса, в консультировании, внутрифирменном обучении, подборе персонала и т.д.
Разработанная модель самоопределения личности может быть полезна в вопросах построения социально-психологических прогнозов, а также для развития психотерапевтической практики, повышения эффективности психологического сопровождения и помощи бизнесу в сложившихся социально-экономических условиях.
Более конкретно отметим, что область применения результатов связана с их практической значимостью.
Модель самоопределения и результаты исследования могут быть содержательной опорой индивидуального коучинга и обучения руководителей и персонала компаний и предприятий.
Результаты могут использоваться, прежде всего, как информационная основа индивидуального консультирования и коучинга руководителей и персонала организаций, бизнесменов. Кроме того, они могут находить применение в организации внутрифирменного обучения, в разработке программ профессиональной и социально-психологической подготовки специалистов, развития социальных отношений в бизнес-организациях; оказания помощи сотрудникам в адаптации к требованиям новой социально-экономической среды и т.д.
Полученные результаты находят применение для совершенствования социальных отношений в бизнесе, оказания помощи новым сотрудникам в адаптации к профессии и организации, повышения эффективности процесса социально-психологической подготовки специалистов.
Результаты проведенной работы нашли отражение в 30 публикациях участников проекта, среди которых 2 главы из монографии, 8 статей в ведущих отечественных журналах по психологии.
2011-2012 гг
В рамках реализации общего проекта "Самоопределение личности в бизнесе: проблемы, модели, подходы" (ПФИ-2011) реализуются два основных направления исследований:
- Методология исследования самоопределения личности в современной психологии (руководители направления Иванова Н.Л., Купрейченко А.Б.);
- Бизнес как фактор и среда самоопределения индивида и организации (руководители направления Штроо В.А., Антонова Н.В., Патоша О.И.).
Аннотация к отчету 2011.
Объект исследования: самоопределение личности в профессиональном и социальном мире.
Предмет исследования: факторы и особенности самоопределения личности в бизнесе.
Цель работы: разработка модели самоопределения личности на основе анализа факторов деятельности, организации и потребительской среды в профессиональном и социальном развитии субъектов бизнеса.
Методология проведения исследования
Исследование носит теоретический и эмпирический характер, поскольку данная область является новым и слабо проработанным направлением в психологии.
Использовались методы качественного и количественного анализа, комплекс разнообразных методологических подходов, процедур, техник исследования и обработки полученных данных. Проводилась разработка авторского комплекса методик, направленного на изучение особенностей самоопределения личности в бизнесе.
Эмпирическая база исследования: представители бизнес-организаций, руководители и собственники бизнеса.
Результаты исследования
- На основе теоретического анализа, разработана рабочая модель самоопределения личности, опирающаяся на представления о сущности этого явления в психологии, а также на подход, развиваемый на кафедре организационной психологии, в рамках деятельности лаборатории Психология бизнеса;
- на основе рабочей модели самоопределения личности разработана методика для анализа этого процесса у представителей бизнеса;
- разработана и апробирована программа пилотажного исследования, включающая в себя комплекс количественных и качественных методик исследования процесса самоопределения личности в деятельности и социальной среде;
- в пилотажном исследовании получены новые данные об особенностях деятельности бизнесмена и реальных проблемах представителей бизнес-организаций (руководителей и собственников бизнеса); взаимосвязи индивидуальных и организационных факторов самоопределения субъектов бизнеса; особенностях поведения индивида в условиях межкультурного взаимодействия в бизнесе, а также ряды факторов потребительской среды.
Степень внедрения
Результаты исследования находят применение, внедряются в учебный процесс факультета психологии НИУ ВШЭ. В рамках развития подготовки психологов в НИУ ВШЭ, результаты исследования находят применение в курсах подготовки студентов магистерской программы «Психология в бизнесе», в рамках которой изучаются особенности самоопределения личности в бизнесе и факторы эффективности бизнес-деятельности. Кроме того, они используются в подготовке психологов- консультантов Ярославского государственного университета.
Область применения результатов
Полученные результаты помогают продвинуться в понимании механизмов формирования самосознания личности, а также способов практического психологического сопровождения бизнеса, в консультировании, внутрифирменном обучении, подборе персонала и т.д.
Разработка модели самоопределения личности в бизнесе на основе анализа индивидуальных, организационных факторов, особенностей потребительской среды, с выявлением психологических проблем в процессе освоения бизнес-деятельности имеет значение для построения социально-психологических прогнозов, развития психотерапевтической практики, повышения эффективности психологического сопровождения и помощи бизнесу в сложившихся социально-экономических условиях.
Полученные результаты могут быть полезны для совершенствования социальных отношений в бизнесе; более эффективной адаптации личности к требованиям новой социально-экономической среды; повышения эффективности процесса социально-психологической подготовки специалистов. Сегодня коучинг и консультирование становятся одними из наиболее востребованных видов психологической работы с бизнесменами, руководителями и персоналом бизнес-организаций.
Более конкретно отметим, что область применения результатов связана с их практической значимостью. Результаты могут использоваться, прежде всего, как информационная основа индивидуального консультирования и коучинга руководителей и персонала организаций, бизнесменов. Кроме того, они могут находить применение в организации внутрифирменного обучения, в разработке программ профессиональной и социально-психологической подготовки специалистов, развития социальных отношений в бизнес-организациях; оказания помощи сотрудникам в адаптации к требованиям новой социально-экономической среды и т.д.
Значимость работы
Несмотря на обширные исследования идентичности в гуманитарных науках, вопросы о роли идентичности в поведении и жизнедеятельности человека остаются слабо изученными, особенно это касается процесса профессионализации личности. По нашему мнению профессиональная идентичность занимает важное место в структуре социальной идентичности и выступает фактором и результатом самоопределения личности, усвоения норм и ценностей профессиональной среды.
Теоретическая значимость и новизна исследования связаны с глубоким анализом проблемы самоопределения и разработкой теоретической модели этого процесса, на основании которой возможно четкое выделение основных компонентов, операционализация самоопределения и, соответственно, построение диагностической методики.
В теоретическом плане новизна исследования заключается в обогащении и развитии теоретических концепций новой отрасли психологического знания, а также в дополнении некоторых психологических теорий – деятельности, личности, развития, организации, рассмотренные сквозь призму бизнес-деятельности.
В практическом плане новизна исследования заключается в том, что получены новые данные об особенностях, проблемах и факторах самоопределения личности в бизнесе, что позволяет выявить новые ресурсы для оптимизации профессиональной деятельности участников бизнеса, работы бизнес-организаций, использовать знания психологических закономерностей бизнеса в процессе подготовки квалифицированных кадров для работы в бизнесе.
Прогнозные предположения о развитии объекта исследования
Как показало наше исследование самым сложным аспектом изучаемой проблемы является операционализация понятия самоопределения и разработка соответствующего методического инструментария, позволяющего проводить диагностику и прогнозировать развитие личности в условиях бизнес-деятельности и бизнес-среды. В этом направлении важно изучить роль идентичности в профессиональном самоопределении личности, проводится сопоставление профессиональных целей, задач, планов с особенностями самосознания бизнесмена, выделяются те особенности идентичности, которые способствуют успешному развитию профессионала в современном бизнесе.
Поэтому объект исследования в целом сохранит выделенное содержание, а именно, самоопределение личности в профессиональном и социальном мире (уточнение понятия самоопределения и его основных компонентов, модели). Но в то же время он будет развиваться в сторону разработки и апробации авторского комплекса методик, направленного на изучение особенностей профессионализации и социализации индивида в бизнесе, анализ профессиональных и гендерных особенностей самоопределения.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.