• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Львова Елена Николаевна
Заместитель руководителя Исаева Анастасия Николаевна
Статья
The Role of Working Memory in Dual-Target Visual Search

Gorbunova E. S., Козлов К. С., Ле С. Т. et al.

Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. P. 1-15.

Глава в книге
Экзистенциально-деятельностный взгляд на проблему качества выбора

Фам А. Х., Меньщикова А. А.

В кн.: Седьмая Всероссийская научно- практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений. М.: Смысл, 2019. С. 103-107.

Препринт
A Computational Model That Recovers Depth from Stereo-Input without Using Any Oculomotor Information

Sawada T.

Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2019

Лиза Заикина: «О том, что я буду психологом, я знала класса с пятого»

Для многих студентов факультета Вышка – это не только место, где можно получить лучшее в стране образование, но и возможность реализовать себя в общественной деятельности. Одной из них явлется студентка 3 курса образовательной программы «Психология» Лиза Заикина. О выборе вуза, о своем участии в его жизни, об учебе по обмену в Италии и о своих стремлениях и увлечениях Лиза рассказала в интервью, подготовленном Студсоветом факультета.

Итак, Лиза! Спасибо, что согласилась ответить на наши вопросы. Так как нам интересно все, что связывает тебя с Вышкой, расскажи, что привело тебя в психологию? Были ли альтернативы и почему ВШЭ?

То, что я буду психологом, я знала класса с пятого. Меня жутко травили в школе, поэтому я пришла к психологам, они не смогли мне предложить ничего иного, как занять себя чем-то полезным, пока я не переубивала своих оленей-одноклассников. Я взялась за проект по агрессии в рамках школьной внеучебной деятельности. А потом еще по подростковой наркомании. И вела их до 11 класса – изучала литературу, выступала с докладами на межшкольных научных конференциях... Кстати, с нашими психологами, уже как младший друг, я общалась вплоть до их ухода из школы, так что можно сказать, что моя психология родом из школы. Плюс моя мама – организационный психолог по одному из образований, что тоже сыграло свою роль. Альтернативе Вышки никогда не было: я была в Школе юного психолога при МГУ, там чудесные преподаватели и студенты, но в такой ригидной системе я не представляю свое существование.

То есть психология в Вышке выгодно отличается от остальных школ?

Я выбирала не школу в психологии, я шла в Вышку. То есть выбор происходил так – я смотрела, в каких престижных вузах есть психология. Их оказалось два: ВШЭ и МГУ.

Поговорим о том, как ты реализуешь свой потенциал в Вышке. Начнем с хорошо известной вещи – твоего участия в студенческом самоуправлении. Как это началось и какая твоя роль?

Я по своей природе – помощница. И изначально я пришла сюда потому, что Диме Шминке, который тогда был председателем Студенческого совета НИУ ВШЭ и с которым мы общались на психфаке, нужна была определенная помощь. Так я попала в Студсовет психфака, где устраивала различные мероприятия, сменив Мари Тодуа, которая занимала эту должность три года. А сейчас я вхожу в одну из секций Студсовета нового факультета социальных наук – Дима Ефимов решил, что мне там самое место, и я тоже не стала отказываться.

Что касается моей роли, я скорее кризис-менеджер проектов. То есть когда какой-то из проектов горит откровенно (как это было с выборами в Студсовет НИУ ВШЭ) или реализуется не на 100% красиво и эффективно, я пытаюсь сделать все, чтобы приблизить его к этой цифре.

…И в итоге выборы прошли без каких-либо проблем. Однако наверняка есть и нечто относительно малоизвестное в твоей общественной жизни. Расскажи, что еще тебе удалось сделать за время, проведенное в Вышке?

О, ну самое главное – это мероприятия на факультете. Мой факультет для меня стал реально alma mater, поэтому я никогда не жалела ни сил, ни времени. Из того, что я считаю значимым, следует в первую очередь упомянуть то, что я многих ребят познакомила со сдачей крови и ее компонентов: многие стали постоянными донорами, и даже после того, как я перестала сдавать сама, мне регулярно пишут и с «Психологии», и с других программ, я регулярно направляю людей и считаю, что это помогает оздоравливать общество.

Еще совсем недавно мы среди студентов-психологов запустили благотворительную продажу открыток. В начале года мы провели опрос, куда наиболее разумно направлять благотворительные деньги, и победило мнение, что людям, больным раком, которые с учетом нового валютного курса стали очень уязвимы. Потом пришла идея с открытками, и на Новый год была проведена благотворительная продажа открыток. Маша Баранова с командой чудесных талантливых художников с нашего факультета реализовала проект. Судя по тому, что на День святого Валентина ребята организовались уже без меня и снова устроили благотворительную продажу открыток, эта традиция имеет все шансы прижиться.

Я вообще причастна ко многим проектам: на Школе студенческого самоуправления в Рузе, которая прошла летом, администрировала группу Вконтакте и работала с участниками; на День Вышки проверяла билеты и набирала волонтеров для контроля за ситуацией с переоформлением билетов. Были еще два «Посвящения в студенты», которые старшекурсники традиционно устраивают для новичков в начале учебного года. Было «антипосвящение» – это своего рода ответное мероприятие, которое устраивают уже первокурсники и в котором я участвовала, еще будучи сама на первом курсе. Были милые акции с бесплатными конфетами в тарелочках в обмен на добрые дела.

Если попробовать подсчитать – какое примерное число акций в рамках университета связано с твоим именем?

С именем – нисколько, я очень стараюсь, чтобы с моим именем ничего не связывали. А так, навскидку, штук 25 наберется.

И после каждого проекта, несомненно, следует отдыхать. Наверняка у тебя есть хобби. Расскажи, какое или какие?

Хобби – конный спорт. Я с ума схожу от лошадей, я забиваю ими все свободное время. И я очень заинтересована в теме сексуального образования взрослых в России, так что ищу информацию, слушаю лекции, общаюсь с экспертами. Сама читаю лекции – в рамках просветительского проекта «Секспросвет». И языки. Не знаю, насколько это хобби, скорее привычка приобретать полезные «скиллы», пока их дают, но последние семь лет я активно учу языки. Сначала это был английский и итальянский, теперь испанский и португальский.

Тема сексуального образования до сих пор несколько табуирована. Есть ли у тебя какие-то конкретные цели, связанные с этой темой? Находят ли они отражение в твоих собственных лекциях?

Моя цель идет вразрез с линией детского омбудсмена, который сказал, что уроков сексуального образования в школах не будет. Если совсем глобально, у меня есть внутренняя миссия повысить качество секса и снизить связанные с ним предрассудки. Чтобы люди принимали себя и свою сексуальность со всеми ее странностями и особенностями, чтобы каждый научился делать хорошо в первую очередь себе. В этом очень много психологии, одного тела недостаточно чтобы получать удовольствие от секса. Еще показать, что секс это в первую очередь – среда. Это не то, что происходит под одеялом в спальне, а это то, что смотрит на нас с билбордов, то, что влияет на наши отношения с коллегами своего и противоположного пола, то, что оказывает воздействие на то, как мы растим своих детей.

Лекции я читаю в достаточно узком кругу. Кто-нибудь из знакомых задает тему, собираются люди, которым это интересно, и я рассказываю все, что знаю сама и что нашла при подготовке. А дальше мы обсуждаем это – обычно в антропологическом и социальном ключе. То есть я открыта для всех тем, связанных с гендером, сексуальностью, сексуальными практиками и прочим, и готова порассуждать на любую тему.

Ты рассказала про изучение четырех иностранных языков. Сложное ли это дело и каких высот ты достигла?

Было ужасно с английским. Я ненавидела английский до того момента, как с британского переключилась на американский. Сейчас у меня сдан TOEFL на 110, где-то C1 в итальянском, B2 в испанском и A2 в португальском. Мне сложно их не путать. В итальянском, например, сложно не путать диалекты, потому что они реально разные, а одинаковые слова имеют совсем разный смысл. Но в целом мне легко даются языки.

Что бы ты посоветовала изучающим? Какое твое главное правило в изучении языков?

Я бы призвала в первую очередь понять, что язык – это средство и инструмент, способ расширить свое сознание. То есть, если учить язык, чтобы читать статьи, – первая же лексика должна быть академической и по той теме, которая интересна. Если это бизнес-английский – первая лексика должна быть про вашу сферу. Мы все любим говорить про то, в чем разбираемся и во что вкладываем часть себя, так что это верный путь заговорить.

Как мы понимаем, твои познания тебе пригодились. Расскажи, где ты находишься сейчас?

Я в Италии – сама поверить не могу!

Как ты там оказалась?

Я искала, куда бы поехать по обмену. Так как искала я за две недели до закрытия заявки, я нашла только три варианта: Мексику, Норвегию и Италию. В Мексику я не успела, так как она раньше закрывалась, в Норвегии не было нужных мне курсов. Я подала все документы в Италию – и вот я тут. Морали тут две: любите своих родителей и не откладывайте все на потом и любите людей из учебной части. Александра Михайловна Ваза болела за мою стажировку и помогала мне делать все документы с максимальной самоотдачей, я сама не верила, что мне так повезло.

И в каком университете ты сейчас? На какой программе обучаешься?

В Болонском университете на программе «Психология и образование», параллельно слушаю лекции по медицине, но это просто потому, что мне никто не может запретить (смеется).

Готовься, что после твоего возвращения летом мы расспросим тебя про эту поездку отдельно. Спасибо, что уделила нам время. Желаем тебе удачной учебы и успеха во внеучебных делах!

Вам спасибо, я готова разговаривать вечно, на то я и будущий психолог!


Над материалом работали:
Даниил Кудреватых, студент образовательной программы «Политология», 2 курс,
Андрей Балыко, студент образовательной программы «Психология», 1 курс,
Алиса Бабаева, студентка образовательной программы «Политология», 2 курс