Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Цель. Адаптация методики, позволяющей оценить уровень коллективного нарциссизма человека.
Контекст и актуальность. В современной России существует проблема большой социальной дистанции и распространенности предрассудков к различным меньшинствам в обществе. Коллективный нарциссизм – важный элемент отношений между группами, так как именно он связан с аутгрупповой враждебностью при высокой степени ингрупповой идентификации.
Дизайн исследования. Исследование проводилось в формате анкеты в два этапа. На первом и втором этапах в анкету была включена адаптированная шкала коллективного нарциссизма и различные корреляты данного конструкта.
Участники. Исследование включало две выборки (для первого и второго этапов соответственно). В первую выборку вошли 260 респондентов (средний возраст 36,8 лет; 43% мужчины). Во вторую — 1011 респондент (средний возраст 35,1 лет; 47% мужчины).
Методы (инструменты). Для обработки и анализа данных были использованы эксплораторный и конфирматорный факторные анализы, коэффициент альфа Кронбаха и корреляционный анализ. Для обработки данных использовалось программное обеспечение R Studio.
Результаты. Хорошие результаты конфирматорного факторного анализа указывают на наличие надежности-согласованности методики. Также была проведена оценка внешней валидности данной методики, в результате которой мы получили подтверждение данного вида валидности.
Основные выводы. Адаптированная методика является надежной и валидной и может использоваться в исследовательских целях.
В статье тестируется гипотеза легитимизации статуса в регионах России с разным уровнем социально-экономического развития. На данных репрезентативной выборки было показано, что высокий уровень образования связан с меньшим восприятием легитимности и справедливости системы социальных, экономических и политических отношений в России. При этом уровень дохода, также как и субъективное восприятие своего положения в социальной иерархии позитивно связаны с оправданием статуса-кво. Уровень социально-экономического развития региона не связан с готовностью жителей оправдывать систему, вне зависимости от региона, в целом, жители России демонстрируют достаточно низкие показатели оправдания социальной системы и более высокие показатели оправдания политической системы. При этом люди с высоким воспринимаемым социальным статусом в большей мере склонны оправдывать системы в “столицах” и развитых регионах, в то время как в регионах с низким уровнем социально-экономического развития увеличение воспринимаемого статуса не связано с готовностью сильнее оправдывать системы.
Objective
Changeability of personality over short-term intervals has increasingly become a focus of research. However, the role played by argumentation interventions in short-term variations has scarcely been examined.
Methods
In two experiments (Ns = 363 and 320), we investigated how processing positive and negative argumentation regarding extraversion (Study 1: watching a lecture; Study 2: elaborating self-invented arguments) affects self-reports on this trait and attitude towards it. The experiments included three waves of measurements with argument manipulation (in favour of or against extraversion) immediately prior to Time 2 (Study 2 also included a control group).
Results
Mean-level changes in extraversion across time moments, measured with the longitudinal confirmatory factor analysis, were consistently negligible. Conversely, there were some indications that argumentation about extraversion could have immediate short-term effects on attitudes towards this trait. The random-intercept cross-lagged model showed that rank-order consistency stemmed from a trait-like intercept, which was particularly large for trait extraversion compared to the attitude. The autoregressive and cross-lagged effects of residual within-person variation were consistently small and mostly non-significant.
Conclusion
Our findings suggest that extraversion and the attitude towards it maintained their temporal continuity within three months, even under a single exposure to arguments pro and contra this trait.
Исследование посвящено анализу факторов, обусловливающих установки на межкультурный брак в Московском регионе и Республике Бурятии у представителей этнического меньшинства и большинства. Используя модерационный анализ, установлено, что у русских в Бурятии при высоком уровне воспринимаемой культурной безопасности этническая идентичность не способствует установкам на межкультурный брак, а при угрозе, напротив, способствует. У русских в Московском регионе и бурят Бурятии при ощущении угрозы своей культуре идентификация со своим регионом способствует положительному отношению к межэтническому браку.