Туристическая сфера в (пост)ковидную реальность – репортаж о студенческой экспедиции в Сочи
За последние годы условия для развития туристической сферы изменились во всем мире. Пандемия коронавируса и последовавшие за ней ограничения на международные поездки актуальны и для России. Кто и зачем теперь ездит отдыхать на российский юг? Какие перспективы для своего развития видит местный туристический бизнес? Этими и другими вопросами задались участники экспедиции «Социально-экономическая адаптация туристической сферы к (пост)ковидной реальности (на примере Большого Сочи)». Ядро исследовательского коллектива составили члены рабочей группы факультета социальных наук «Туристические практики населения под воздействием внешних шоков».
Студентка образовательной программы «Социология публичной сферы и цифровая аналитика» Елизавета Чефанова, студентка образовательной программы «Социология» Екатерина Тюрина и студентка образовательной программы «Экономика и статистика» Анастасия Маркина сфокусировались на изучении мотивов и практик туристов. Однако вскоре выяснилось, что, помимо отдыхающих, Сочи полон «климатических мигрантов», которые переехали в него жить, но не теряют связи со своей малой родиной.
Студентки образовательной программы «Социология» Ксения Ковязина и Дарья Толстых провели социальное зонирование территории Большого Сочи и прилегающей к нему федеральной территории Сириус. Оказалось, что социальные границы между этими двумя районами явно прослеживаются и они не совпадают с их административными границами.
Мы каждый день проводили в Сириусе, где общались и с туристами, и с местными, и с теми, кто переехал из-за работы. У каждой группы свои ожидания, представления и запросы. В глаза бросается и то, как отличаются туристы на набережной Адлера и Сириуса – делится своими впечатлениями Дарья Толстых.
Ментальные карты предложили нарисовать своим информантам студентка образовательной программы «Экономика» Мария Бабак и студент образовательной программы «Программная инженерия» Ярослав Щербаков. Исследователи пришли к выводу, что местные жители и приезжие по-разному видят одну и ту же территорию.
Анастасия Дергачева и Анастасия Ушенина, студентки образовательной программы «Социология», прошли береговую линию и изучили, как происходит социальное конструирование моды на курорте. Магазины, нацеленные на разные целевые аудитории покупателей, предлагают своим потенциальным клиентам разные образы.
Студент образовательной программы «Социология» Мансур Аглиев, в отличие от своих коллег, сосредоточился на анализе нетуристических мест. Он пришел к выводу, что местные жители не всегда рады видеть гостей, нередко стремятся защитить свое социальное пространство от чужаков.
Руководители экспедиции, преподаватели департамента социологии Максим Маркин и Евгения Надеждина отметили, что Сочи продолжает переживать значительные изменения. Теперь это не только город-курорт, в который в (пост)ковидное время приехали туристы, ранее отдававшие предпочтение зарубежным локациям, но и место притяжения для фрилансеров и удаленно работающих сотрудников различных организаций. Последние находятся между гостями и местными жителями, а их мотивы и практики заслуживают отдельного изучения.
Разобраться с тонкостями развития современного Сочи исследователям помогла приглашенный преподаватель департамента социологии Ксения Макарова, которая провела для них полевой мастер-класс. Участники экспедиции также выражают благодарность Программе «Фонд образовательных инноваций» за финансирование полевого выезда в рамках проекта «Открываем Россию заново» и руководителю проектной группы Управления образовательных инноваций и специальных международных программ Сергею Селееву за организационную поддержку.
Макарова Ксения Павловна
Кафедра общей социологии: Приглашенный преподаватель
Маркин Максим Евгеньевич
Кафедра экономической социологии: Старший преподаватель
Надеждина Евгения Владимировна
Кафедра экономической социологии: Доцент