Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.
Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967
E-mail: socscience@hse.ru
Факультет социальных наук – один из самых многопрофильных в Вышке. Это результат объединения факультетов социологии, прикладной политологии, психологии, государственного и муниципального управления, которые стали департаментами, и ряда лабораторий, исследовательских центров и институтов. Такой синтез образовательных и исследовательских направлений в области социальных наук – характерная черта лучших мировых практик современного исследовательского университета. Мы готовим исследователей, аналитиков и практиков – социологов, политологов, психологов, управленцев, специалистов в области образования, демографии, публичной политики, гражданского общества. Основная стратегия обучения бакалавров, магистров и аспирантов на факультете — подготовка к успешной профессиональной деятельности на уровне мировых требований и стандартов.
Андреева Е. А., Бирюкова С. С., Воронина Н. Д. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.
Barabashev A. G., Makarov I., Зарочинцев С. В.
Administratie si Management Public (Romania). 2022. No. 38. P. 70-89.
Maksimenko A., Deyneka O. S.
In bk.: Abstracts of the 7th International Conference on Behavioral Addictions. Vol. 11. Iss. 1. Nottingham, United Kingdom, 2022. Ch. MT-2G6. P. 312-312.
Артамонов Р. Е., Лаврентьев Н. В., Сажина С. В. и др.
Государственное и муниципальное управление. Серия WP8. ИГиМУ НИУ ВШЭ, 2022
Инна Феликсовна, в чем идея Вашего проекта? Какова его основная цель?
Последние десятилетия – эпоха снижения готовности респондентов участвовать в опросах, роста «опросной усталости». Эти тенденции особенно очевидны, когда речь идет об ответах на сложные вопросы, предполагающие высокую когнитивную нагрузку респондента. Существуют разные методы ее измерения. Некоторые основаны на субъективном самоотчёте о ментальном усилии, связанном с выполнением задания или ответом на вопрос. Другие используют объективные данные – от времени заполнения до пульсометрии.
Особенно интересно разработать стандартные методы измерения когнитивной нагрузки с помощью окулографии, прежде всего, с точки зрения анализа динамики размера зрачка, связанной с ответом на анкетный вопрос. Именно это является главной задачей данного проекта. Несмотря на то, что традиция использования измерения размера зрачка (пупиллометрии) для анализа когнитивной нагрузки достаточно давняя, лишь в последнее время появились удобные носимые устройства-окулографы (очки), которые позволяют сделать процесс измерения малозаметным для респондента и не нарушающим естественное протекание его деятельности при ответе на анкетные вопросы. Сравнительно недавно сформировалось и более глубокое понимание связанных с динамикой зрачка нейрофизиологических процессов и их реципрокной связи с процессами распределения когнитивной нагрузки, принятия решений и вынесения суждений. Два этих обстоятельства позволили нам спланировать эксперименты, нацеленные на сравнение когнитивной нагрузки для разных типов вопросов, подразумевающих различное задание респондента при сопоставимой формулировке условий, а также сравнение когнитивной нагрузки, связанной с отличиями в дизайне вопросов. При проведении этих экспериментов мы хотим «встроить» пупиллометрию в уже получившие распространение подходы к количественной оценке опросного бремени респондента.
Таким образом, можно сказать, что конечной целью проекта является разработка, апробация и усовершенствование мультимодального многоиндикаторного подхода к измерению когнитивной нагрузки респондента в социологических опросах.
Как давно Вы исследуете эту тему?
Мы не так давно стали проводить первые пилотажные исследования в этой области, поэтому сделано пока нет так много. Проведен пилотный эксперимент для проверки возможности совместного использования субъективных и объективных индикаторов для количественной мультимодальной оценки когнитивной нагрузки интервьюеров, который позволил впервые оценить некоторые преимущества и технические ограничения, связанные с параллельным использованием варианта популярной шкалы самооценки когнитивной нагрузки (шкала Пааса) и простого физиологического индикатора (частота сердечных сокращений). Также, в соавторстве с М.Б. Богдановым и Д.В. Лебедевым, уже проведен пилотный эксперимент с использования окулографического устройства (айтрекера) в целях измерения динамики величины зрачка, связанной с заполнением респондентами отдельных вопросов в компьютеризованных и бумажных вопросниках. Результаты эксперимента подтвердили гипотезу о приблизительной эквивалентности двух способов заполнения анкеты с точки зрения когнитивной нагрузки для молодых респондентов с высокой функциональной компьютерной грамотностью, а также позволили провести предварительную оценку технических и метрологических возможностей и ограничений использования показателей динамики зрачка, измеряемых с помощью носимого окулографического устройства, для изучения когнитивной нагрузки респондента.
Кто вошел в Вашу команду, которая будет работать по гранту?
В команду вошла молодая, но уже имеющая очень яркую международную репутацию исследовательница Айгуль Маратовна Климова. И два молодых исследователя, заканчивающих работу над диссертациями – Даниил Лебедев и Александр Бызов. Мы также надеемся привлечь к работе по проекту студентов, заинтересованных в разработке новых методологических подходов.
Аспирант
Кафедра анализа социальных институтов: Профессор
Кафедра анализа социальных институтов: Доцент
Аспирант