• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Кривоколенный пер., д.3.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

Факс: 8 (495) 772-95-90 *22460

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Ахременко Андрей Сергеевич
Заместитель декана по наукам о поведении Ключарев Василий Андреевич
Заместитель декана по международному сотрудничеству и интернационализации Антонова Виктория Константиновна
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/5
75 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
60/50/25
60 бюджетных мест
50 платных мест
25 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
63/50/15
63 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
95/70/5
95 бюджетных мест
70 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
34/10/2
34 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10
35 бюджетных мест
10 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
27/10/5
27 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/12
10 бюджетных мест
5 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
21/5/1
21 бюджетное место
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
20/5/25
20 бюджетных мест
5 платных мест
25 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
29/5/2
29 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
30/5/2
30 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
50/5
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
70/5
70 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/1
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Современная историческая наука в преподавании истории в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
14/6/5
14 бюджетных мест
6 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современная филология в преподавании литературы в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
27/5
27 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
30/5
30 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
22/5/2
22 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
15/5/8
15 бюджетных мест
5 платных мест
8 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/5
40 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
19/5
19 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
25/15/2
25 бюджетных мест
15 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/5
40 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

Все, что вы хотели знать о поступлении в магистратуру и на PhD в Швеции, но боялись спросить

Майя Шмидт — выпускница образовательных программ «Социология» (2016) и «Прикладные методы социального анализа рынков» (2018) факультета социальных наук. После Вышки она успела также окончить магистратуру Стокгольмского университета и поступить на PhD в Уппсальский университет. Своим опытом и подробными инструкциями на тему поступления в магистратуру и на PhD в Швеции Майя решила поделиться со студентами факультета.

Швеция – это возможно, не самое очевидное, но далеко не последнее место для того, чтобы получать образование. Шведские университеты устойчиво занимают высокие позиции в мировых рейтингах Times Higher Education, QS, ARWU (более известный как Шанхайский рейтинг). Швеция зарекомендовала себя в качестве родины инноваций: от ультразвука, кардиостимулятора и ремня безопасности до Skype и Spotify. Страна занимает почетное место в рейтинге «Good Country Index» по вкладу в развитие мирового сообщества, а к 2030 году планирует построить полностью безналичную экономику. В конце концов, все мы знаем, откуда родом Нобелевская премия.

Получая образование в Швеции, не ожидайте пассивного метода обучения – вам будет брошен вызов сделать свой вклад, высказать позицию и уметь ее аргументировать, взять образование под свой контроль и в свои руки. Независимость – одна из ключевых шведских ценностей, парадоксальным образом сочетающаяся с глубоко укоренившейся культурной традицией равенства (знаменитый шведский «янтелаген»).

Первая часть этого текста будет полезна тем, кто размышляет о поступлении в магистратуру (спойлер: чтобы 1-го сентября 2020 года пойти первый раз в шведский класс, подать документы необходимо до 15 января). Во второй части я расскажу о своем опыте поступления на PhD. Почитать еще про Швецию можно здесь, а про образование в Швеции – здесь. Связаться со мной можно по этому адресу. Приятного чтения!

Поступаем в магистратуру с полным финансированием по гранту Шведского института

Стипендиальная программа Visby Scholarship от государственной организации Swedish Institute доступна для граждан Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Молдовы, России и Украины. Стипендия предусматривает полное финансирование, включающее оплату обучения, ежемесячный грант в размере 10000 SEK (66500 руб.), медицинское страхование, а также ежегодный travel grant в размере 5000 SEK (33250 руб.). Становясь стипендиатом программы, вы автоматически становитесь членом сети SI Network for Future Global Leaders (NFGL), регулярно проводящей мероприятия, облегчающие интеграцию в шведское общество (к примеру, экскурсию в парламент с продолжением – воркшопом в одной из некоммерческих правозащитных организаций). Согласно последней статистике, Шведский Институт одобряет 6-8% заявок, поданных кандидатами, проявляющими лидерские качества и стремящимися внести вклад в развитие своей страны. Стоит сразу отметить, что приоритетными направлениями программы являются вопросы экологической и социальной устойчивости, инноваций, ответственности в управлении и устойчивого экономического роста.

Список программ, покрываемых грантом Visby, можно найти здесь, период подачи заявок откроется 10 февраля, и закроется 20 февраля 2020 года. До этого момента все документы должны быть собраны и загружены в единую систему для абитуриентов universityadmissions.se. А теперь обо всем поподробнее.

Шаг 1. Поступаем в университет

Для того, чтобы Шведский Институт начал рассматривать вашу кандидатуру на получение стипендии Visby, вы должны поступить в университет. Этот процесс происходит через единый для всех абитуриентов сайт universityadmissions.se.

Определившись с подходящими программами (максимум – 4), вам нужно расставить их в приоритетном порядке и загрузить необходимые документы до 15 января 2020 года.

Подробные инструкции вы найдете здесь. Вкратце, в обязательную программу входят заверенная цветная (!) копия диплома и международного приложения к диплому, международный сертификат, подтверждающий знание английского языка, копия первой страницы загранпаспорта. Произвольную программу определяет университет, вас могут попросить приложить эссе или другой образец письма, мотивационное или рекомендательное письмо. Все дополнительные требования можно найти в описании магистерской программы на сайте universityadmissions.se или на сайте университета.

Обратите особенное внимание на формат загрузки документов. Вы же не хотите лишиться места в магистратуре из-за неправильного расширения файла? После того, как заявка заполнена и загружена, ее необходимо оплатить. Взнос составит 900 SEK (6000 руб.)

Из всего разнообразия программ (помните, мы можем выбрать максимум 4), я выбрала две программы по социологии внутри одного университета (общая социология и прикладные методы). Курсы на обеих программах совпадали практически полностью, за исключением продвинутого курса по количественным методам (который я впоследствии добрала в качестве дисциплины по выбору). Забегая вперед, скажу, что я поступила на общую социологию, которая стояла первой в моем списке приоритетов.

Это лирическое отступление не случайно. Порядок, в котором вы расставляете университеты, крайне важен. Во-первых, абитуриентам может быть предложено только одно место. Если вам предложат место в программе с более высоким рейтингом, программы с более низким рейтингом будут удалены. Если вам не предложат место в первой программе из списка, вас будут рассматривать на программе вашего второго выбора, и так далее. Во-вторых, некоторые университеты предлагают собственные стипендии, но только при условии, что они занимают первое место в вашем списке. Например, это стипендии Стокгольмского и Уппсальского университетов, покрывающие оплату обучения. Эти стипендии не потребуют отдельной заявки, и не будут противоречить процессу подачи заявки на грант Visby.

Шведский институт рассмотрит вашу заявку на грант только при условии поступления. Переводя на язык системы universityadmissions.se, вы должны быть admitted или conditionally admitted; если вы попали в список ожидания (reserve/waiting list), ваша заявка на Visby рассматриваться не будет.

Шаг 2. Составляем заявку на стипендию

Удостоверившись в том, что мы подали полный комплект необходимых документов и оплатили заявку на universityadmissions.se , получив в ответ персональный восьмизначный код, приступаем к составлению заявки на стипендию Visby. Для этого нам потребуется немного внимательности, усидчивость, грамотный тайм-менеджмент, а также отзывчивый научный руководитель.

Заявка будет состоять из мотивационного письма, рекомендательного письма, а также вашего резюме. Все эти документы имеют четкую структуру, которой вам будет необходимо придерживаться.

Так, мое мотивационное письмо должно было ответить на следующие вопросы:

Describe your platform (e.g. experiences, engagements, skills, ambitions, goals) from which you have the ambition to contribute to development in your home country or region [800 знаков, включая пробелы]

— Describe a personal achievement/experience which demonstrates your leadership potential/skills [600 знаков, включая пробелы]

— Describe a current challenge and a related possibility/potential, connected to [preferred subject area] and important for your home country or region to address [800 знаков, включая пробелы]

— Elaborate on the professional skills that you need to develop, and how you would be able to use them in order to address the above-mentioned challenge and possibility (relate it to your choice of master’s degree programme) [1000 знаков, включая пробелы]

Залог успеха в подобном жанре – писать кратко и по делу, а также держать в голове не только особенности выбранной вами магистерской программы, но и приоритетные направления стипендиальной программы – лидерство, устойчивое развитие, инновации. Ваша ключевая задача – показать, какую пользу принесет получение вами образовательного гранта, как вы используете этот шанс на благо вашей дисциплины и вашей страны. С другой стороны, важно показать, почему именно вы подходите на роль «будущего лидера».

Средством продажи себя в качестве лидера является резюме. Ключ к успеху в составлении резюме – опыт работы. Да-да, именно по нему Шведский институт будет оценивать ваш лидерский потенциал. Особенно ценится опыт, полученный в третьем секторе.

Сразу оговорюсь: в 2017 году, когда я подавала свою заявку, требования сертификации своего рабочего опыта еще не было. Сейчас же от вас потребуется предоставить формальное подтверждение предыдущей деятельности: полной или частичной занятости, оплачиваемой или неоплачиваемой стажировки, участия в волонтерских проектах, студенческих организациях и проч. Многие студенты Вышки имеют релевантный опыт работы в научных подразделениях или внеучебных студенческих организациях, участвуют в программе «учебный ассистент» и «учебный консультант» – все это, разумеется, считается. Хорошая новость заключается в том, что CV нужно будет заполнить по шаблону Europass, разделы которого подскажут вам, что писать.

Следующие вопросы будут заданы человеку, любезно согласившемуся дать вам рекомендательное письмо:

— In your opinion, how would an SI scholarship for studies in Sweden be valuable for the professional and/or academic development of the applicant?

— Please evaluate the applicant’s leadership capacity and potential to play a role in development of the society.

— Please describe in what way your organization/university/enterprise would benefit if the applicant was granted a SI scholarship.

С одной стороны, четко поставленные вопросы облегчат задачу вашему руководителю, а с другой – усложнят. Мой совет: превратите написание рекомендательного письма в совместное творчество. Расскажите рекомендателю о своих планах и амбициях, почему вы выбрали Швецию в качестве места для получения образования. Не забудьте подготовить ответ на последний вопрос.

Шаг 3. Ждем

На этом все. Поздравляю, вы сделали все, что было в ваших силах. Теперь остается дождаться объявления результатов поступления в университет на universityadmissions.se , а потом заветного предложения принять грант от Шведского института. В случае поражения не расстраивайтесь. В подобных соревнованиях всегда присутствует элемент лотереи, и к ним (как и к любой неудаче), стоит относиться философски. Этот подход отлично иллюстрирует пример аспирантки Кейтлин Кирби , вышедшей на защиту диссертации в юбке, сотканной из отказных писем.

Получаем PhD позицию в шведском университете

Я – социолог академического склада, ни дня в своей жизни не работавший вне университета. В моей картине мира получение научной степени является естественной необходимостью и пропуском на академический рынок труда. Если и вы нашли объяснение своему желанию посидеть в университете еще четыре года, то этот текст для вас.

Одной из фундаментальных особенностей шведской системы докторантуры является то, что все докторанты должны быть профинансированы на протяжении всех четырех лет своей занятости прежде, чем они могут быть приняты. Самым распространенным источником финансирования является бюджет департамента, который нанимает докторанта и выплачивает ему заработную плату. Кроме того, докторант может быть нанят в проект индивидуального исследователя. В таком случае, источником финансирования является научный грант, полученный этим исследователем.

Хорошая новость – если вы получите PhD в Швеции, вам гарантировано четырехлетнее финансирование и достойные условия работы. Плохая новость – доступные позиции очень сильно ограничены, а кандидатов, претендующих на эти позиции, достаточно для того, чтобы породить жестокую конкуренцию. Как правило, кандидаты рассылают десятки заявок на PhD позиции «веером» – по разным университетам Швеции, Европы, мира, в конце концов. Отличный способ переманить теорию вероятностей на свою сторону, потратив не один месяц на составление планов исследования и мотивационных писем! Я пошла более стратегическим путем, выбрав два университета – Стокгольмский (в котором на момент подачи заявки я заканчивала магистерскую программу) и Уппсальский (в котором я на тот момент работала научным ассистентом профессора) – и поступила в оба. Вам решать: вложить весь ресурс в одно рискованное предприятие, или попытать удачу, инвестировав в разные активы.

Оба университета открывали свои вакансии на департаменте социологии: одно место в Стокгольме и два в Уппсале. Как правило, вакансии открываются не каждый год, и это касается любого шведского университета. Вакансии, публикуемые департаментом, будут приветствовать практически любые темы внутри вашей дисциплины, а проектные вакансии ожидают кандидатов, исследующих заданную проектом тему. Кроме того, количество доступных позиций (по крайней мере, на факультетах социальных наук) можно сосчитать по пальцам одной руки. Чтобы не пропустить публикацию вакансии, имеет смысл подписаться на страницы «свободных вакансий» интересующих вас университетов, и обновлять их особенно активно в сентябре и январе-феврале.

Социология в Стокгольмском университете преимущественно основывается на количественных исследованиях в области демографии, гендера, социальной стратификации. Университет Лунда может быть интересен кандидатам, занимающимся социальной антропологией и социологией образования. В Линчёпинге располагается институт аналитической социологии, а Сёдерторнский университет уделяет особое внимание региональным исследованиям Восточной Европы. Мой выбор пал на департамент социологии Уппсальского университета, в частности, на его лабораторию экономической социологии. Кроме экономико-социологических исследований, департамент занимается культурной социологией, исследованиями интерсекциональности, а также социологией эмоций.

Подобрав интересующую вас позицию, придется потратить достаточно времени на продумывание и составление заявки. Во-первых, необходимо задокументировать предыдущее образование. Вас будут рассматривать на PhD позицию, если на момент подачи заявки вы успели получить 60 ECTS кредитов (эквивалент одного года магистратуры). Кроме того, необходимо составить академическое резюме, весомым преимуществом которого будет наличие публикаций и выступлений на международных конференциях. Следующим компонентом заявки является образец письма – эссе, выпускные квалификационные работы, статьи на английском языке. Обе позиции, на которые поступала я, просили приложить именно выпускные квалификационные работы – это стоит иметь в виду, так как их перевод на английский потребует времени. Кроме этого, я приложила свои публикации. Далее, вам потребуются две-три рекомендации. Некоторые университеты предпочитают связываться с рекомендателями самостоятельно, вас попросят лишь предоставить контактную информацию. Другие же могут попросить вас приложить готовые рекомендательные письма к заявке. В любом случае, стоит заранее озаботиться этим вопросом, договориться с рекомендателями и предупредить их о возможном звонке из Швеции.

А теперь начинается самое интересное. Ключевой частью вашей заявки является план исследования и мотивационное письмо. В последнем вам необходимо будет рассказать немного о своем бэкграунде, по возможности не повторяя строчки из резюме, а также объяснить, чем вам подходит выбранная PhD-программа. Хорошенько изучите сайт департамента, это поможет вам найти свое место в нем. Продавая свою кандидатуру в мотивационном письме, постарайтесь соблюсти баланс между само-пиаром и убедительной аргументацией. Ваша задача состоит в том, чтобы убедить департамент в том, что вы станете его неотъемлемой частью и ваша академическая подготовка достаточно высока для того, чтобы успешно справиться с таким масштабным проектом, как диссертация.

План исследования – это, пожалуй, самая важная часть вашей заявки. Здесь вы должны изложить программу предложенного диссертационного исследования: проблему, цель, задачи, дизайн исследования, включая методы сбора и анализа данных, ожидаемые результаты, краткий обзор существующих исследований. Не лишним будет приложить таблицу с планируемым графиком работы над диссертацией, и сопроводить ее кратким параграфом, убеждающим эксперта в том, что ваш проект будет осуществлен в установленные сроки. Пишите кратко и ясно, план исследования не может иметь объем больше двух-трех тысяч слов. Постарайтесь соблюсти баланс между амбициями и реальностью. Ваш проект должен быть оригинальным и актуальным, с одной стороны, но и выполнимым, с другой. Департамент должен быть уверен с том, что сможет предоставить адекватное вашим амбициям научное руководство, поэтому стоит еще раз свериться с его научным профилем. Не одна заявка разбивалась о некорректную оценку кандидатом профессорско-преподавательского состава департамента.

Из 150-200 кандидатов, претендующих на PhD-позицию, около десяти будут приглашены на личное (или телефонное) интервью. Оба моих собеседования длились сорок минут; обсуждались частные вопросы по моему проекту и общие вопросы, касающиеся процесса принятия решений (почему я выбрала социологию, Швецию, тот или иной университет, каковы мои планы на будущее и проч.). В общем, эти сорок минут даны вам для того, чтобы еще раз подчеркнуть свои достоинства, позиционировать себя, и самое главное, рассказать о своем проекте, не будучи зажатым в рамки двух тысяч слов.

Почему Швеция?

Резюмирую сказанное выше рассказом о плюсах и минусах магистратуры и докторантуры в Швеции, опираясь на свой субъективный опыт.

Несомненным плюсом шведских университетов является их инфраструктура – современные корпуса, впечатляющий библиотечный фонд, удобные общественные пространства для занятий и для отдыха в свободное от занятий время. Приятным дополнением к учебному процессу станет членство в студенческих организациях: союзах (studentkår) и студенческих объединениях, так называемых «нациях» (nationer) в Уппсале и Лунде. Вид на жительство, получаемый под учебу, дает вам право работать, что является несомненным плюсом для заинтересованных в прохождении практики или стажировки во время учебы.

Магистратура, на мой взгляд, заново научит вас учиться. Несмотря на умеренную аудиторную нагрузку (максимум четыре курса в семестр), вы будете уделять много времени самостоятельному освоению материала и работе в группах. В Швеции поощряется самостоятельное, творческое и критическое мышление, и как студент вы станете частью этой традиции академического мастерства и независимого мышления.

Переход из студентов в докторанты еще больше углубит вас в эту традицию. Из-за неформального и неиерархического характера шведского общества, границы между старшими и младшими коллегами чаще всего расплывчаты, и несмотря на наличие формальной иерархии, мы все ощущаем себя равноправными членами faculty. Для меня также важно то, что докторант при желании имеет возможность полноценно преподавать, а не только ассистировать.

Ключевой минус докторантуры – жестокая конкуренция. Но оно того стоит. Большим плюсом являются комфортные условия работы и социальные гарантии, которые она приносит: медицинское страхование, оплачиваемый отпуск (в том числе, декретный – и для женщин, и для мужчин). В докторантуре вам скорее всего удастся достигнуть баланса между работой и личной жизнью, насколько это вообще возможно в академии.


Майя Шмидт,
выпускница образовательных программ «Социология» (2016) и «Прикладные методы социального анализа рынков» (2018)