• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Табель о возрасте. Как повысить эффективность пожилых чиновников

Исследование НИУ ВШЭ и РАНХиГС выявило особенности карьеры пожилых чиновников. Авторы исследования Наталья Иванова, профессор кафедры теории организаций, и Ирина Шванова, выпускница магистерской программы "Управление кадрами государственных организаций"

Табель о возрасте. Как повысить эффективность пожилых чиновников

Почти 40% федеральных госслужащих в России – люди старшего поколения, около 6% из них – те, кому за 60 лет. Число таких работников растет, но молодые нередко считают их «балластом», а система управления кадрами не настроена на учет возрастной специфики.

Исследование НИУ ВШЭ и РАНХиГС выявило особенности карьеры пожилых чиновников. Строить ее можно и нужно.

Годы во власти

Государственных служащих исследователи делят на четыре возрастные группы:

 до 30 лет – молодые чиновники;

 30–49 лет – средние;
 50–59 лет – старшие;
 от 60 лет – пожилые.

Преобладают по количеству средние: доля 30–49-летних в органах власти различного уровня (федерального, регионального, муниципального) – от 48% до 68%.

Однако и «возрастных» достаточно много, особенно в федеральных структурах. Представителей двух последних групп здесь почти 40%. В муниципалитетах – около 20%, в регионах – 13%.

Тех, кому за 60, на общем фоне немного: от 1,7% регионалов до почти 6% федералов. Рост их численности ограничен законодательно: после достижения пенсионного возраста остаться на рабочем месте могут не все и только в конкретных случаях. Но, с другой стороны, с 2016 года этот возраст для чиновников увеличен с 60 до 65 лет, что может стимулировать увеличение доли пожилых на госслужбе.

Соотношение групп чиновников в органах власти, %


Должности для старших

Больший трудовой стаж, профессиональный и жизненный опыт делают пожилых людей востребованными на определенных должностях. Чиновники старше 60 лет (действующие и вышедшие на пенсию) эффективны на позициях:

 наставников и коучей;

 независимых экспертов в конкурсных или аттестационных комиссиях;
 экспертов проектных групп;
 членов или руководителей общественных организаций или советов при госорганах;
 преподавателей образовательных программ для госслужащих.

Самый высокий показатель отмечен для должности помощника (советника), самый низкий – руководителя проектной группы.

Ценные и недооцененные

Но оставаться нужным не так-то просто. Востребованность уменьшают ухудшение здоровья (потеря энергичности, быстроты принятия решений, выполнения поручений), более медленная адаптация к новым технологиям, стереотипы молодых (старшие коллеги в их глазах нередко груз, преграда инновациям).

И главное – сама система управления кадрами, не учитывающая личностно-профессиональные особенности пожилых, которые делают их ценными сотрудниками.

Исследователи назвали ряд таких качеств:

 высокий уровень образования и профессионального опыта;

 высокая лояльность к организации;
 отсутствие стремления сменить место работы;
 экспертная и управленческая компетентность;
 масштабность мышления;
 стратегическое лидерство;
 компетентности межличностного и социального взаимодействия;
 компетентность самоуправления (самообладание, стрессоустойчивость, готовность к компромиссу);
 мотивация, не зависящая от материальных аспектов.

Как сохранить трудовое долголетие

Чтобы максимально использовать возможности старшего поколения, нужно сформировать благоприятную для него среду, считают сами чиновники.

По их мнению, необходимы специальные условия труда (график, организация рабочих мест, система стимулирования), образовательные программы как для пожилых госслужащих (повышение квалификации, тренинги по управлению собственной карьерой), так и для руководителей организаций, персонала кадровых служб.

Оптимальным решением для продления профессионального долголетия после выхода на пенсию может стать занятие предпринимательством. Им интересуются около трети чиновников старшего возраста. Однако личного желания недостаточно. Инициативы нуждаются в поддержке: от специального кредитования, консультаций, обучения предпринимательским навыкам до освещения в СМИ успешных бизнес-практик.

Продвижение в медиа касается не только желающих открыть свое дело. Частью государственной политики, утверждают авторы исследования, должна стать информация о пожилом периоде как таковом и перспективах пенсионеров в сфере занятости. Россия относится к странам с  высоким уровнем демографического старения. По данным Росстата (2017 г.) четверть населения составляют люди старше трудоспособного возраста (36,6 млн человек). К 2030 году прогнозируется рост до 28% (около 42 миллионов).

IQ

Авторы исследования:

Наталья Иванова, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой теории организаций факультета социальных наук НИУ ВШЭ
Ирина Шванова, специалист кафедры психологии личности в системах управления факультета оценки и развития управленческих кадров Высшей школы государственного управления РАНХиГС при Президенте РФ