• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Кривоколенный пер., д.3.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

Факс: 8 (495) 772-95-90 *22460

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Ахременко Андрей Сергеевич
Заместитель декана по наукам о поведении Ключарев Василий Андреевич
Заместитель декана по международному сотрудничеству и интернационализации Антонова Виктория Константиновна
Статья
Performing Resistance: Liminality, Infrapolitics, and Spatial Contestation in Contemporary Russia

Fröhlich C., Jacobsson K.

Antipode. 2019. Vol. 51. No. 4. P. 1146-1165.

Книга
Protest Publics. Toward a New Concept of Mass Civic Action

Под редакцией: N. Y. Belyaeva, D. G. Zaytsev, V. A. Albert.

Switzerland: Springer, 2019.

Статья
Independent storage of different features of real-world objects in long-term memory

Utochkin I. S., Brady T. F.

Journal of Experimental Psychology: General. 2020. Vol. 149. No. 3. P. 530-549.

Глава в книге
Climate Adaptation of “Smart City” by Assessing Bioclimatic Comfort for UBEM

Ilina I. N., Dunichkin I. V.

In bk.: Sustainability in Energy and Buildings. Singapore: Springer, 2020. P. 519-529.

Статья
Interaction between PFC neural networks ultra-slow fluctuations and brain oscillations

Rooy M., Novikov N., Gutkin B.

Izvestiya Vysshikh uchebnykh zavedeniy. Prikladnaya nelineynaya dinamika. 2020. Vol. 28. No. 1. P. 90-97.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/5
75 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
60/50/25
60 бюджетных мест
50 платных мест
25 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
63/50/15
63 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
95/70/5
95 бюджетных мест
70 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
34/10/2
34 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10
35 бюджетных мест
10 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
27/10/5
27 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/12
10 бюджетных мест
5 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
21/5/1
21 бюджетное место
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
20/5/25
20 бюджетных мест
5 платных мест
25 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
29/5/2
29 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
30/5/2
30 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
50/5
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
70/5
70 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/1
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Современная историческая наука в преподавании истории в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
14/6/5
14 бюджетных мест
6 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современная филология в преподавании литературы в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
27/5
27 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
30/5
30 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
22/5/2
22 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
15/5/8
15 бюджетных мест
5 платных мест
8 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/5
40 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
19/5
19 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
25/15/2
25 бюджетных мест
15 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/5
40 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

Вольные путешественники

Вольные путешественники

Футурологи настойчиво предрекают человечеству массовую безработицу на фоне роботизации труда. В этой ситуации все актуальнее становится внепрофессиональный образ жизни. Профессор департамента психологии ВШЭ Владимир Серкин и частнопрактикующий психолог Павел Балов впервые в России изучили* его на примере вольных путешественников.

Портрет в интерьере

Вольный путешественник (lifestyle traveler) – человек, основная деятельность которого – длительные (более полугода) поездки и передвижения пешком по разным странам. У него есть дом, но возвращение туда лишь способ отдохнуть и подготовиться к очередной дороге.

На Западе термин lifestyle traveler появился в науках о туризме, в России аналог предложен путешественником Антоном Кротовым.

Вольно путешествующие – это:
не купцы или религиозные паломники;
не геологи или географы, т.к. отправляются не в профессиональные поездки;
не туристы-походники, т.к. передвигаются не группами и без цели покорить дикие пространства;
не бэкпекеры, т.к. путешествуют не эпизодически в периоды отпусков;
не дауншифтеры и не мигранты, т.к. не переезжают в другую страну на постоянное место жительства.

Желание странствовать вольные путешественники объясняют стремлением увидеть мир, получить впечатления, познать себя, научиться новому. Они часто посещают города и посёлки с объектами культуры и местами, позволяющими оценить национальный колорит.

Перемещаются как пешком, так и на транспорте: общественном (автобусы, поезда, суда, самолёты) и попутном (мопеды, повозки, автомобили, лодки, частные самолёты).

Одеваются в простую и функциональную одежду, изредка носят украшения на манер хиппи (расточки, бусы, фенечки).

Берут с собой походно-туристическое снаряжение (спальник, котелок, миска, ложка, нож, фонарик и т.д.), небольшой запас еды и питья (крупы, вода, чай), средства связи и навигации (смартфон с картами, ноутбук с доступом в интернет), фото- и видеотехнику, аппаратуру, необходимую для работы и творчества (штативы, объективы, музыкальные инструменты и проч.).

Уйти, чтобы вернуться

Вольное путешествие состоит из трех этапов: подготовка – само путешествие – возвращение домой. Каждый из них, по словам исследователей, определяет специфику образа жизни.

Важнейшие задачи первого этапа – оформить документы (загранпаспорт, визу и проч.) и заработать на поездку. Сумма денег зависит от потребностей: кто-то предпочитает экономить (автостоп, палатка, даровое жилье, дешевая еда), другие платят за отели, хостелы, общественный транспорт. Будущий путник готовит снаряжение, изучает маршрут и завершает домашние дела.

Второй этап – путешественник пересекает границы, останавливается в выбранных им местах, общается с «аборигенами», при необходимости или желании зарабатывает на жизнь.

Третий начинается с решения возвратиться домой. Среди причин – потребность в отдыхе, пополнении личного бюджета, общении с близкими, завершение срока действия визы. Вернувшийся адаптируется к оседлости и «интегрирует багаж впечатлений». Последнее происходит по-разному: от простых рассказов знакомым до выкладывания отчетов в интернете, чтения лекций, создания фильмов и книг-путеводителей.

Адаптация некоторое время вызывает раздражение и усталость, поскольку роль «местного жителя» диктует другие правила. Но дома путешественники восстанавливаются и «расчищают место в сознании» для очередного старта: третий этап заканчивается решением отправиться в новую поездку.

Зачем работать в пути

Только затем, чтобы покрыть расходы на путешествие, утверждается в исследовании. Делается это тремя способами:

 
Удаленная работа через интернет

 IT (разработка программ, дизайн, аналитика, администрирование);

 создание контента на заказ (фото/видео, озвучка, продакшн, продажа рекламы на своих ресурсах);

 собственный информационный бизнес (коммерческие обзоры в блогах, платные онлайн-курсы, коучинг);

 продажа продуктов творчества (музыка, живопись, книги, handmade – вещи ручной работы);

 внештатная журналистика;

 игры на биржах.


Работа на местности

 ручной труд (грузчик, матрос, уборщик урожая, домашняя прислуга, уход за больными);

 работа на мероприятиях (техническое обслуживание, фото/видеосъемка, пресс-релизы);

 преподавание (обучение иностранному языку в местных школах, собственные лекции и мастер-классы по системе «pay what you want»;

 творчество (музыкальные, театральные выступления, перформансы, живая фото/видеосъемка на заказ).


Пассивный заработок

 доход от сдачи в аренду своих квартир, роялти или банковских активов (вкладов, акций, инвестиций).

Предпочтения отдаются свободному графику. На «удаленке» путешественник самостоятельно выбирает время занятости, чаще это утро или поздний вечер, чтобы днем гулять или двигаться по маршруту. Если работает на местности, может встраиваться в режим организаций, а само трудоустройство, как правило, длится не больше двух-трех месяцев.

Слеты трезвых

Сообщества вольно путешествующих схожи с профессиональными: негласные правила, специфичные темы, собственная культура обмена знаниями, производство «отраслевой» продукции (книги, видеофильмы, отчеты о поездках).

Глобального объединения не существует, но есть онлайн- и офлайн-группы в крупных городах. К примеру, в Москве это «Академия Вольных Путешествий» (АВП) и «Форум Винского». Их участники общаются как в сети, так и офлайн. В частности, АВП дважды в год организует Лесной Трезвый Сход, куда съезжаются от 250 человек.

«Внешне такие большие мероприятия чем-то напоминают знаменитые бардовские фестивали, где люди несколько дней живут в палатках, готовят еду на общей кухне и у костров, собираются вместе послушать выступления желающих», – поясняют ученые.

Проводятся и «сходы» поменьше. В форматах квартирников у какого-либо путешественника (открытых или только для знакомых), публичных лекций, презентаций в книжном магазине, кафе и т.п.

Некоторые объединяются во временные или постоянные коммуны. По их словам, «так проще и дешевле вести быт, можно меньше зарабатывать, хорошо проводить время и помогать друг другу».

Постоянные коммуны (до 10 человек) организуются вокруг путешественника, предлагающего поселиться на его территории (обычно это частный дом недалеко от города), совместно оплачивать и вести быт.

Временные (до 20–30 человек) возникают в других странах: «один или несколько человек на длительный срок – от месяца до полугода – арендуют жильё и приглашают интересных им путешественников пожить с ними».

Успех для неуспешных

В процессе вживания в странствия меняется состояние человека. С опытом сглаживается интенсивность переживаний. Новички испытывают сильные эмоции (страх, незащищенность, растерянность, изумление, восхищение), старожилов отличают спокойствие, ощущение контакта с самим собой.

Такой переход, отмечают исследователи, свидетельствует о «врабатывании» – появлении у каждого качеств, в той или иной мере присущих всем вольным путешественникам: открытость миру, толерантность, изобретательность, наблюдательность, способность позитивно адаптироваться к невзгодам. И, конечно, коммуникабельность, с которой, впрочем, не все так просто.

Жизнь в дороге учит общению, но она же его лишает. В поездках контакты временные – на работе, с местным населением, с попутчиками. А связи из «прошлого» (друзья, семья, знакомые) в силу длительного отсутствия дома ослабевают либо рвутся. Близкие перестают понимать и даже осуждают странствующего. А он, в свою очередь, не принимает оседлости, скучает при обсуждении быта и не мотивирован планировать будущее.

«В нормативном восприятии социального успеха такие люди часто неуспешны – у них отсутствует карьерный рост, нет заметного финансового и материального улучшения, нередко нет партнёра и семьи», – говорится в исследовании. Однако вольный путешественник существует в границах других правил и ценностей: «ему важно познание мира, себя, культур, важно проживать жизнь радостно и впечатляться». И в этом он вполне благополучен.

IQ

* Исследование «Трудовая деятельность и сообщества при внепрофессиональном образе жизни (на примере российских вольных путешественников)» основано на интервью с русскоговорящими вольными путешественниками в возрасте 25–41 лет с походным стажем от 1,5 до 21 года. Дополнительно проанализированы книги, написанные вольными путешественниками, их коллективные и личные интернет-ресурсы, проведено включенное наблюдение на слётах сообщества вольных путешественников в Московской области.

Авторы исследования:

Павел Балов, психолог-консультант частной практики
Владимир Серкин, профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ