Школа социальных наук для старшеклассников: глазами организаторов
Подобная школа проходит на факультете уже второй раз. Первая также была организована по инициативе и силами студентов, она прошла в январе-феврале этого года. Опыт показался удачным, и участникам, и организаторам понравилось, поэтому студенты решили не останавливаться и повторить успех. Результат – ноябрьская «Школа социальных наук», спустя девять месяцев после первой.
На протяжении недели ребята со всей страны, которые успешно прошли трехступенчатый отбор, начиная от онлайн-теста и заканчивая собеседованием, проживали в уютном пансионате «Поляны», знакомились, общались, слушали лекции, принимали участие во внеучебной деятельности, а также реализовывали собственные научные проекты. А помогали им в этом на протяжении всего времени пребывания в Школе студенты факультета.
Главная тема прошедшей Школы – революция в социальных науках. Причем речь шла не только о том, как рассматривают социальные науки те или иные революции, но и о тех революциях, скачкообразных изменениях, которые пережило само по себе научное знание. Как социальные науки трансформировались и стали именно такими, какие они есть сейчас – эта тема неоднократно появлялась в лекциях преподавателей Школы.
«Было очень приятно наблюдать за тем, как увлеченно ребята задавали на лекциях вопросы преподавателям, дискутировали, приводя весомые аргументы, оставались после занятия, чтобы попросить у преподавателей дополнительную литературу», — делится впечатлениями студентка 3 курса образовательной программы «Психология» Владислава Степаненко.
Однако деятельность старшеклассников не ограничивалась активностью на лекциях. Главным «блюдом» Школы стали научно-исследовательские семинары (НИС) под руководством студентов-исследователей факультета социальных наук.
«Все НИСы были очень разные, но так и было задумано. Мы дали научным руководителям свободу строить свои занятия так, как они этого хотят, и, я думаю, что это хорошо, когда мы не загоняем всех в общие рамки, и все проекты получаются индивидуальными», — признается руководитель блока научно-исследовательских семинаров студент 4 курса образовательной программы «Социология» Никита Чичкин.
Семинары, как и лекции, проводились по всему спектру направлений подготовки факультета: по политологии, социологии, психологии и государственному и муниципальному управлению. В итоге все участники смогли выбрать себе тему, которая отвечала бы их интересам. Возможно, именно это помогло им основательно погрузиться в работу и получить хороший итоговый результат уже в собственных исследовательских проектах. Примечательно то, что к середине школы многие участники начали отказываться от внеучебных мероприятий и посвящали все свое свободное время работе над исследовательским проектом.
«Всего за 5 дней участники смогли с головой погрузиться в науку: научились читать теоретические и эмпирические статьи, самостоятельно разработали план настоящего исследования, поставив значимые проблемы и теоретически обосновав их, и даже попробовали выбрать методы исследования!», — делится впечатлениями Владислава Степаненко.
Итогом такой усердной работы стала настоящая «взрослая» защита школьниками своих проектов.
«В ходе презентаций я заметил, что каждый участник был увлечен своим проектом. Такое отношение позволило им выстроить более научное отношение к исследовательским вопросам», — отмечает Ахмет Мерт, студент 4 курса образовательной программы «Социология».
Более того, презентация стала для участников хорошим опытом публичных выступлений, который обязательно пригодится им в будущем.
Помимо непосредственно учебной деятельности, студенты факультета устроили для школьников целый ряд развлекательных и познавательных мероприятия в более свободном формате: это были и популярные игры («Мафия», «Своя игра», «Бункер»), и настоящие дебаты на животрепещущие темы, и просмотр авторского кино с последующим обсуждением, и круглый стол о социальных науках с участием Кирилла Валентиновича Сорвина и Светланы Юрьевны Барсуковой.
«С участниками было очень интересно и играть в «Мафию», и обсуждать короткометражки, и просто беседовать об устройстве Вселенной. У ребят очень широкий кругозор», — замечает студент 4 курса образовательной программы «Психология» Влад Кривощеков.
Ребята смогли не только познакомиться с НИУ ВШЭ и узнать больше о программах, которые существуют на факультете социальных наук, но и пообщаться со студентами ФСН и со сверстниками со всей России, также заинтересованными в социальных науках.
«Было очень приятно наблюдать за тем, как участники находят общий язык и все больше общаются между собой. На последней «свечке» появилось настоящее ощущение того, что участники уже давно знают друг друга. Это сплочение — именно то, чего хотелось ожидать», — с теплом вспоминает одна из организаторов школы студентка 2 курса образовательной программы «Политология» Милена Гуревич.
Хочется надеяться что нам, команде студентов-организаторов и администрации факультета, удалось дать возможность старшеклассникам почувствовать себя студентами Вышки, узнать то, что они никогда не узнали бы в школе, открыть для себя мир науки и, что еще важнее, попробовать себя проявить в нем. Ведь нашей целью было не столько рассказать ребятам о факультете и Вышке в целом, сколько попытаться показать им, что жизнь не ограничивается школой и ЕГЭ, что впереди их ждет огромное количество возможностей, и главное — это не упускать их и всегда быть на пути постоянного саморазвития.
Екатерина Шевченко,
студентка 1 курса образовательной программы «Социология»