• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Школа для старшеклассников: как это было

С 29 января по 3 февраля года на факультете социальных наук произошло важное событие — впервые в истории объединенного ФСН студентами-активистами была организована Школа для старшеклассников. Тридцать школьников из разных регионов России от Благовещенска до Белгорода на неделю смогли стать студентами НИУ ВШЭ и погрузиться с головой в образовательный процесс.

Инициатива студентов увенчалась успехом благодаря кропотливой подготовке в течение нескольких месяцев и поддержке администрации факультета и лично декана Андрея Мельвиля. Координатором проекта выступила студентка Анна Лозовая, руководителем — заместитель декана Кирилл Сорвин.

Желающих посетить школу ожидало нелегкое отборочное испытание, за выполнение которого взялось 222 человека из 480 подавших заявку на Школу. Однако только тридцати авторам самых удачных работ выпал шанс ненадолго почувствовать себя студентами ФСН.

Что больше всего поразило в Школе — это люди. Со всех уголков страны, такие разные, такие потрясающие.

Тоня Кузбар 
10 класс, Волгоград

Утром первого дня для старшеклассников из регионов студенты ФСН организовали экскурсию по центру столицы. Для тех, кто был в Москве впервые, это стало возможностью лучше познакомиться с городом, погрузиться в его суету и насладиться красотой архитектуры. После встречи с организаторами в главном корпусе Вышки участники отправились в Вороново. На официальном открытии выступил заместитель декана Кирилл Сорвин, а также студенты, которые поделились с новоприбывшими своим видением Школы и планами на ближайшие несколько дней.

Со следующего дня началась настоящая работа. Программа школы была разделена на четыре блока — в соответствии с направлениями бакалаврской подготовки. В первый учебный день участники познакомились с психологией и поговорили с преподавателями департамента о том, что на самом деле представляет собой эта наука, в частности, что такое психологическое тестирование и каковы особенности восприятия окружающего мира человеком. Об особенностях этой научной области участникам рассказали преподаватели департамента психологии Мария Чумакова, Наталья Тюрина и Елена Горбунова.

Второй день был посвящен политологии. Лучшие преподаватели департамента провели цикл лекций о том, как войны создают государства, как может применяться математика в социальных науках и о том, что связывает Макиавелли и Шекспира. Старшеклассники смогли лично познакомиться с академическим руководителем программы Михаилом Миронюком, преподавателем департамента Ильей Локшиным, а также заведующим кафедрой высшей математики НИУ ВШЭ Алексеем Макаровым.

Весь третий день старшеклассники знакомились с искусством государственного и муниципального управления, погружаясь в историю того, как рождалось это направление и кто стоял у истоков его создания, рассуждая о тех качествах, которые в первую очередь необходимы лидеру и о том, что же все-таки такое управление — наука, призвание или профессия. От департамента государственного и муниципального управления с лекциями выступили Валерия Уткина, Александр Калгин и заведующая кафедрой экономики и управления в негосударственных некоммерческих организациях Ирина Мерсиянова.

Последний учебный день был посвящен социологии: тому, как живет современное общество, зачем социальным наукам цифры, что такое неформальная экономика и почему она неискоренима, и, наконец, связи категорического императива Канта и социологии.  В этот день лекции прочитал Кирилл Сорвин и его коллеги с департамента социологии Светлана Барсукова и Анна Пашкевич. Также, чтобы представить образовательную программу «Социология» старшеклассникам, в Вороново из столицы приехала руководитель программы Ольга Кузина.

Однозначно могу сказать, что курс лекций — одна из самых ярких вещей на Школе. И если бы вдруг (никаких намеков) мне представилась возможность еще раз посетить Школу, то поехал бы я в первую очередь из-за лекций.

Никита Сергеев
9 класс, Тверь

Однако познавательная функция школы не ограничивалась только лекциями. Старшеклассникам представилась возможность примерить на себя роль настоящих исследователей и первооткрывателей в одной из социальных наук. И помогала им в этом программа научных исследовательских семинаров (НИС).

Научные исследовательские семинары  являются неотъемлемой частью программы Школы. В первый учебный день организаторы предложили нам перечень тем, каждая из которых так или иначе связана с одной из дисциплин факультета. За смену участникам в составе своих команд под руководством одного из студентов НИУ ВШЭ предстояло составить план гипотетического исследования по выбранному вопросу.

Егор Петров
10 класс, Самара

Темы были разнообразными — от социальной миграции, особенностей «демократур» и ценностей постмодерна до исследований региональных проблем, фреймирования в медиа и тонкостей нейропсихологии. В последний день участников ждала защита их собственных проектов, которые они тщательно готовили на протяжении предыдущих четырех дней под руководством своих наставников. В состав комиссии вошли лучшие студенты факультета, которые смогли дать старшеклассникам советы и наставления на будущее относительно исследовательской деятельности.

НИСы были потрясающей идеей, а процесс создания проектов и сам результат (который признал сам Кирилл Валентинович Сорвин, между прочим) превзошли все мои скромные ожидания. У нас сложилась безумная команда, с которой мы занимались странными и не очень вещами, начиная с изучения матстата и заканчивая чтения корпусов новостных текстов на арабском и английском.

Тамара Шекунова
11 класс, Набережные Челны

Особое внимание на Школе было уделено подготовке старшеклассников к олимпиадам. Этот курс состоял из лекций-тренингов по написанию эссе от Кирилла Сорвина, на которых ребята знакомились с тем, как должно выглядеть хорошее эссе и как его таким сделать. В программу также вошли олимпиадные практикумы, которые вели наши студенты, узнавшие на личном опыте, как сложен путь к долгожданному диплому. Целью таких занятий стала помощь старшеклассникам в становлении призерами или победителями олимпиад.

Не забыли организаторы и о досуге участников. Каждый вечер старшеклассники встречались с вожатыми и делились с ними своими переживаниями, успехами и мыслями о Школе и о жизни. Каждый вечер у них была возможность отдохнуть от дневного потока информации, либо сыграв в «Свою игру», либо попав в «Бункер», либо просто в формате дебатов обсудив важные для современного общества темы.

Наши вожатые-организаторы стали для нас лучшими друзьями, людьми, с которыми можно всегда было поговорить: о лекциях, Вышке, семинарах — о чем угодно! — совершенно честно, не боясь осуждения и косых взглядов в свою сторону.

Тоня
10 класс, Волгоград

Что же такое Школа ФСН? Это уменьшенная версия нашего факультета со всеми его атрибутами. Именно эту цель — погрузить ребят в нашу неповторимую атмосферу — мы ставили перед Школой. Перенести Вышку на несколько дней в Вороново и пригласить туда способных ребят, чтобы показать, каково это быть студентом одного из лучших вузов страны. Судя по восторженным взглядам уезжавших ребят, нам это удалось!

…плотный рабочий график, дедлайны и море кофе. Я благодарен организаторам школы за то, что они помогли мне понять, что четыре часа сна в сутки — это то, что мне нужно!

Зарипов Никита
11 класс, Озерск

Ну а тех, кто в этом году не смог попасть на Школу, мы ждем через год на новую Школу ФСН, еще более полезную, информативную, наполненную и атмосферную! До встречи!


Студсовет факультета социальных наук