• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Ахременко Андрей Сергеевич
Заместитель декана по наукам о поведении Ключарев Василий Андреевич
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Статья
A quantitative analysis of worldwide long-term technology growth: From 40,000 BCE to the early 22nd century

Grinin L. E., Grinin A., Korotayev A.

Technological Forecasting and Social Change. 2020. Vol. 155. P. 119955.

Статья
Performing Resistance: Liminality, Infrapolitics, and Spatial Contestation in Contemporary Russia

Fröhlich C., Jacobsson K.

Antipode. 2019. Vol. 51. No. 4. P. 1146-1165.

Книга
Protest Publics. Toward a New Concept of Mass Civic Action

Под редакцией: N. Y. Belyaeva, D. Zaytsev, V. A. Albert.

Switzerland: Springer, 2019.

Статья
Independent storage of different features of real-world objects in long-term memory

Utochkin I. S., Brady T. F.

Journal of Experimental Psychology: General. 2020. Vol. 149. No. 3. P. 530-549.

Глава в книге
Climate Adaptation of “Smart City” by Assessing Bioclimatic Comfort for UBEM

Ilina I. N., Dunichkin I. V.

In bk.: Sustainability in Energy and Buildings. Singapore: Springer, 2020. P. 519-529.

Статья
Interaction between PFC neural networks ultra-slow fluctuations and brain oscillations

Rooy M., Novikov N., Gutkin B.

Izvestiya Vysshikh uchebnykh zavedeniy. Prikladnaya nelineynaya dinamika. 2020. Vol. 28. No. 1. P. 90-97.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/5
75 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
60/50/25
60 бюджетных мест
50 платных мест
25 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
63/50/15
63 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
100/70/5
100 бюджетных мест
70 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
34/10/2
34 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10
35 бюджетных мест
10 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
27/10/5
27 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/12
10 бюджетных мест
5 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
21/5/1
21 бюджетное место
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
20/5/25
20 бюджетных мест
5 платных мест
25 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
29/5/2
29 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
30/5/2
30 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
50/5
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
70/5
70 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/1
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
30/5
30 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
22/5/2
22 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
15/5/8
15 бюджетных мест
5 платных мест
8 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/5
40 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
19/5
19 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
25/15/2
25 бюджетных мест
15 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/5
40 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

С чего начинается взрослая жизнь

Отделение от родителей все меньше связано с замужеством или женитьбой и все больше — с окончанием образования и получением работы.

С чего начинается взрослая жизнь

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Екатерина Митрофанова, младший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ.
Алена Артамонова, студентка магистерской программы «Демография» НИУ ВШЭ.

Брак остается в России главной причиной ухода подросшего ребенка из родительского дома. Но все чаще причиной отделения от семьи становятся окончание учебы и начало трудовой жизни, отметили Екатерина Митрофанова, Алена Артамонова и студентка магистерской программы «Прикладные методы социального анализа рынков» НИУ ВШЭ Алина Долгова в докладе «Создание собственной семьи в контексте покидания родительского дома».

Уход от родителей все реже объясняется браком

Создание семьи лидирует среди причин отделения от родителей, но все чаще дети начинают самостоятельную жизнь, руководствуясь иными жизненными сценариями. Так для современных молодых людей переезд может означать желание пожить в одиночестве или с друзьями. Например, однокурсники могут совместно арендовать квартиру. Еще один вариант — сожительство с партнером вместо брака.

В любом случае, с «отношениями» можно и потянуть — сегодня общепринятых стандартов относительно возраста вступления в брак нет. Другое дело — профессиональное самоопределение. Тут очень долго откладывать решение не получится — просто в силу необходимости заработка. Тем самым, завершение образования и выход на рынок труда начинают конкурировать с браком в качестве точек отсчета взрослости и самостоятельности.

Исследователи сравнили разные поколения россиян. Выяснилось, что:

  • для людей 1965-1974 годов рождения переезд был в большинстве случаев (59%) связан с браком. А для молодежи 1985-1994 годов рождения замужество/женитьба объясняли отделение от родителей лишь в 44% случаев.
  • россияне 1965-1974 годов рождения почти вдвое реже, чем современная молодежь, начинали жить одни: 13% против 25%.

Первые заработки гонят из дома

Исследователи изучили связь ухода от родителей с другими жизненными вехами. При этом важным был возраст наступления этих событий. Авторы статьи установили, что:

  • у поколения 1930-1944 годов рождения отделение чаще всего было связано с первой работой и регистрацией брака. Для следующего поколения — 1945-1959 годов рождения — эта тенденция сохранялась. В то же время, значима связь переезда от родителей и окончания образования.
  • в «перестроечном» поколении 1960-1974 годов рождения усиливались социально-экономические факторы отделения, связанные с образованием и работой. Так, возросла связь отделения от родителей и получения диплома, а появление работы явилось еще более значимым фактором.
  • у самого молодого поколения — 1975-1989 годов рождения такая тенденция стала еще заметнее. Эти дети уходили из родительского дома после получения диплома и устройства на работу. Регистрация брака оказалась лишь третьей по частоте причиной.

«Молодежь больше времени уделяет образованию и карьере, и отделение от родителей начинает коррелировать именно с этими событиями», — поясняют исследователи.

Примечательно и то, что в самой молодой группе уход из родительской семьи все чаще связан «со стартом незарегистрированных отношений, а не с браком» (см. также Сожительство предваряет брак, а не заменяет его).

Исторический контекст влияет на поведение

Социально-экономическая обстановка влияет на то, в каких условиях происходит уход от родителей.

Так, индустриализация повлияла на россиян 1930-1944 годов рождения. Они участвовали в ней, поэтому отделение от родителей для этого поколения больше связано с выходом на рынок труда (23% случаев).

Эпоха послевоенного бэби-бума и романтизации любовных отношений сказалась на следующем поколении — 1945-1959 годов рождения. У них отделение от родителей связано с регистрацией брака более чем в трети случаев (37%).

Распад СССР и старт рыночных отношений повлияли на перестроечное поколение — 1960-1974 годов рождения. К началу 1990-х годов его представители достигли 16-30 лет и начали активно проявлять себя на рынке труда. Поэтому начало самостоятельной жизни у них больше связано со стартом трудовой карьеры (27%).

Начиная с перестроечного поколения, «впервые становится значимо сожительство как причина отделения», добавляют исследователи. Это объясняется демократизацией интимных отношений и модернизацией брачного поведения (официальный союз все чаще заменяется незарегистрированным).

Изменения системы образования — его плюрализация, «увеличение возможностей его получения для широкого круга людей» — отчасти определили судьбы самого младшего из исследуемых поколений — 1975-1986 годов рождения. У них переезд от родителей связан с получением образования в почти трети случаев (31%).

Возраст самоопределения повышается

Впрочем, учеба и поиски своего дела в жизни могут затягиваться: молодежь неторопливо и придирчиво выбирает наиболее подходящие варианты самореализации (см. Молодежь стала позже отделяться от родителей). В случае таких долгих поисков себя вылет из родного гнезда может тоже откладываться. Ведь пробовать разные приложения сил проще, когда живешь с родителями и избавлен от части бытовых и финансовых проблем (см. Почему подростки не спешат взрослеть).

Не удивительно, что возраст ухода от родителей у самого молодого поколения меняется.

Для «перестроечного» поколения возраст начала самостоятельной жизни снижался. «В поколении 1960-1974 годов рождения самый низкий средний возраст отделения — 19 лет для женщин и 20 лет для мужчин, — рассказала Екатерина Митрофанова. — А у детей 1980-х годов средний возраст отделения стал расти и составил 20,5 лет».

Таким образом, молодые люди оттягивают вступление во взрослую жизнь и все чаще переезжают от родителей по социально-экономическим причинам.

Работа основана на данных двух масштабных обследований: «Родители и дети, мужчины и женщины в семьи и обществе» (РиДМиЖ, панель трех волн — 2004, 2007, 2011 года) и «Человек, семья, общество» (ЧСО, 2013). Подвыборка РиДМиЖ составила 4948 человек (32% мужчин и 68% женщин 1930-1986 года рождения), ЧСО — 3572 человека (49% и 51% соответственно 1965-1994 года рождения). Возраст наступления перечисленных социодемографических событий — 15-35 лет.

См. также

Сожительство предваряет брак, а не заменяет его

Молодежь жаждет самореализации

Почему женщинам трудно совмещать карьеру и семью

Долгова А. А., Митрофанова Е. С.Отделение от родителей в России: межпоколенческий аспект // Экономическая социология. 2015. Т.16. № 5. С. 46-76.