С чего начинается взрослая жизнь
АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Брак остается в России главной причиной ухода подросшего ребенка из родительского дома. Но все чаще причиной отделения от семьи становятся окончание учебы и начало трудовой жизни, отметили Екатерина Митрофанова, Алена Артамонова и студентка магистерской программы «Прикладные методы социального анализа рынков» НИУ ВШЭ Алина Долгова в докладе «Создание собственной семьи в контексте покидания родительского дома».
Уход от родителей все реже объясняется браком
Создание семьи лидирует среди причин отделения от родителей, но все чаще дети начинают самостоятельную жизнь, руководствуясь иными жизненными сценариями. Так для современных молодых людей переезд может означать желание пожить в одиночестве или с друзьями. Например, однокурсники могут совместно арендовать квартиру. Еще один вариант — сожительство с партнером вместо брака.
В любом случае, с «отношениями» можно и потянуть — сегодня общепринятых стандартов относительно возраста вступления в брак нет. Другое дело — профессиональное самоопределение. Тут очень долго откладывать решение не получится — просто в силу необходимости заработка. Тем самым, завершение образования и выход на рынок труда начинают конкурировать с браком в качестве точек отсчета взрослости и самостоятельности.
Исследователи сравнили разные поколения россиян. Выяснилось, что:
- для людей 1965-1974 годов рождения переезд был в большинстве случаев (59%) связан с браком. А для молодежи 1985-1994 годов рождения замужество/женитьба объясняли отделение от родителей лишь в 44% случаев.
- россияне 1965-1974 годов рождения почти вдвое реже, чем современная молодежь, начинали жить одни: 13% против 25%.
Первые заработки гонят из дома
Исследователи изучили связь ухода от родителей с другими жизненными вехами. При этом важным был возраст наступления этих событий. Авторы статьи установили, что:
- у поколения 1930-1944 годов рождения отделение чаще всего было связано с первой работой и регистрацией брака. Для следующего поколения — 1945-1959 годов рождения — эта тенденция сохранялась. В то же время, значима связь переезда от родителей и окончания образования.
- в «перестроечном» поколении 1960-1974 годов рождения усиливались социально-экономические факторы отделения, связанные с образованием и работой. Так, возросла связь отделения от родителей и получения диплома, а появление работы явилось еще более значимым фактором.
- у самого молодого поколения — 1975-1989 годов рождения такая тенденция стала еще заметнее. Эти дети уходили из родительского дома после получения диплома и устройства на работу. Регистрация брака оказалась лишь третьей по частоте причиной.
«Молодежь больше времени уделяет образованию и карьере, и отделение от родителей начинает коррелировать именно с этими событиями», — поясняют исследователи.
Примечательно и то, что в самой молодой группе уход из родительской семьи все чаще связан «со стартом незарегистрированных отношений, а не с браком» (см. также Сожительство предваряет брак, а не заменяет его).
Исторический контекст влияет на поведение
Социально-экономическая обстановка влияет на то, в каких условиях происходит уход от родителей.
Так, индустриализация повлияла на россиян 1930-1944 годов рождения. Они участвовали в ней, поэтому отделение от родителей для этого поколения больше связано с выходом на рынок труда (23% случаев).
Эпоха послевоенного бэби-бума и романтизации любовных отношений сказалась на следующем поколении — 1945-1959 годов рождения. У них отделение от родителей связано с регистрацией брака более чем в трети случаев (37%).
Распад СССР и старт рыночных отношений повлияли на перестроечное поколение — 1960-1974 годов рождения. К началу 1990-х годов его представители достигли 16-30 лет и начали активно проявлять себя на рынке труда. Поэтому начало самостоятельной жизни у них больше связано со стартом трудовой карьеры (27%).
Начиная с перестроечного поколения, «впервые становится значимо сожительство как причина отделения», добавляют исследователи. Это объясняется демократизацией интимных отношений и модернизацией брачного поведения (официальный союз все чаще заменяется незарегистрированным).
Изменения системы образования — его плюрализация, «увеличение возможностей его получения для широкого круга людей» — отчасти определили судьбы самого младшего из исследуемых поколений — 1975-1986 годов рождения. У них переезд от родителей связан с получением образования в почти трети случаев (31%).
Возраст самоопределения повышается
Впрочем, учеба и поиски своего дела в жизни могут затягиваться: молодежь неторопливо и придирчиво выбирает наиболее подходящие варианты самореализации (см. Молодежь стала позже отделяться от родителей). В случае таких долгих поисков себя вылет из родного гнезда может тоже откладываться. Ведь пробовать разные приложения сил проще, когда живешь с родителями и избавлен от части бытовых и финансовых проблем (см. Почему подростки не спешат взрослеть).
Не удивительно, что возраст ухода от родителей у самого молодого поколения меняется.
Для «перестроечного» поколения возраст начала самостоятельной жизни снижался. «В поколении 1960-1974 годов рождения самый низкий средний возраст отделения — 19 лет для женщин и 20 лет для мужчин, — рассказала Екатерина Митрофанова. — А у детей 1980-х годов средний возраст отделения стал расти и составил 20,5 лет».
Таким образом, молодые люди оттягивают вступление во взрослую жизнь и все чаще переезжают от родителей по социально-экономическим причинам.
Работа основана на данных двух масштабных обследований: «Родители и дети, мужчины и женщины в семьи и обществе» (РиДМиЖ, панель трех волн — 2004, 2007, 2011 года) и «Человек, семья, общество» (ЧСО, 2013). Подвыборка РиДМиЖ составила 4948 человек (32% мужчин и 68% женщин 1930-1986 года рождения), ЧСО — 3572 человека (49% и 51% соответственно 1965-1994 года рождения). Возраст наступления перечисленных социодемографических событий — 15-35 лет.
См. также
Сожительство предваряет брак, а не заменяет его
Молодежь жаждет самореализации
Почему женщинам трудно совмещать карьеру и семью
Долгова А. А., Митрофанова Е. С.Отделение от родителей в России: межпоколенческий аспект // Экономическая социология. 2015. Т.16. № 5. С. 46-76.
Артамонова Алена Вячеславовна