• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Декан — Мельвиль Андрей Юрьевич

 

Первый заместитель декана — Миронюк Михаил Григорьевич

 

Заместитель декана по наукам о поведении — Ключарев Василий Андреевич

 

Заместитель декана по учебной работе — Присяжнюк Дарья Игоревна

 

Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами — Сорвин Кирилл Валентинович

 

Заместитель декана по науке — Мавлетова Айгуль Маратовна

 

Заместитель декана по развитию — Васильева Варвара Михайловна

 

103070, Москва, Кривоколенный пер., д.3.
Тел: 8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967
факс: 8 (495) 772-95-90*22460
e-mail: socscience@hse.ru

Мероприятия
1 декабря – 2 декабря
Заявки принимаются до 15 ноября 2017 года 
Статья
Individual and culture-level components of survey response styles: A multi-level analysis using cultural models of selfhood

Smith P., Vignoles V., Becker M. et al.

International Journal of Psychology. 2016. Vol. 61. No. 6. P. 453-463.

Глава в книге
Conclusion: The Changing Face of Social Movements and Emerging Patterns Across the Non-Western World
В печати

Rosenberg D., Arbatli E.

In bk.: Non-western social movements and participatory democracy: Protest in the age of transnationalism. Switzerland: Springer International Publishing, 2017.

Препринт
A STUDY ON THE CONSISTENCY BETWEEN HOUSING AND URBAN PLANNING POLICIES

Kosareva N., Polidi T. D., Puzanov A. et al.

Urban and Transportation Studies. WP BRP 03/URB/2016. HSE Working Papers, 2016

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/10
75 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
60/50/10
60 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
60/50/15
60 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
90/60/5
90 бюджетных мест
60 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
20/10/7
20 бюджетных мест
10 платных мест
7 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/15/10
20 бюджетных мест
15 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
35/15/5
35 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Население и развитие

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика

2 года
Очная форма обучения
20/10/20
20 бюджетных мест
10 платных мест
20 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
30/10/5
30 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/10
25 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
28/5/5
28 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
40/5
40 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
70/5
70 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современная историческая наука в преподавании истории в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современная политическая наука в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
25/5
25 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современная филология в преподавании литературы в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
15/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
22/5/5
22 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/20/5
30 бюджетных мест
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
15/10/5
15 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке

Из Шанхая в Гуанчжоу и обратно: визит преподавателя ВШЭ в два китайских университета

Свыше полусотни поездок на международные конференции совершили за последний год сотрудники факультета. По традиции, участники конференций делятся своими впечатлениями о посещенных ими научных мероприятиях на страницах сайта факультета – кто-то скупо и сухо, кто-то в более подробном и живом ключе. Репортаж преподавателя департамента государственного и муниципального управления Александра Калгина о его визите в два китайских университета претендует на звание самого лирического отчета о зарубежной научной поездке за всю историю факультета. Читайте рассказ о конференции по госуправлению в странах БРИКС и о других событих путешествия.

Моя командировка в Китай, начавшаяся 22 сентября и благополучно окончившаяся 3 октября, состояла из двух частей. Сперва я вместе с Андреем Клименко и Алексеем Барабашевым принял участие в Международном симпозиуме по развитию и государственному управлению в странах БРИКС на базе Фуданьского университета в Шанхае. Затем я посетил Гуандунский университет иностранных языков и внешней торговли (г. Гуанчжоу) для обсуждения совместного исследовательского проекта и встречи с представителями администрации университета, ответственными за международную образовательную кооперацию.

Шанхай

Этот визит стал для меня первым посещением Китая. Несмотря на то, что я уже полтора года изучаю китайский язык, посещать эту страну мне ранее не доводилось, и я не знал, чего ожидать от нее. Шанхай поразил уровнем развития городской инфраструктуры, удобством кампуса Фуданьского университета и активной уличной жизнью.

Не поддавшись на заверения сотрудницы транспортной компании в аэропорту о том, что предоставляемая ими по фиксированной цене машина дешевле такси, мы  встали в общую длинную очередь к подъезжающим такси и не ошиблись, так как заплатили в итоге лишь половину той суммы которой запрашивали за официальную машину аэропорта. Все шанхайские такси оборудованы счетчиком. Поездка из аэропорта в кампус Фуданьского университета обошлась в 150 юаней.

В отеле Фуданьского кампуса нас встретили студенты-волонтеры, и мы впервые столкнулись с китайским вайфаем, работа которого весьма непредсказуема. Погуляв по кампусу и отведав китайских пельменей в одном из уличных кафе, мы подготовились к первой официальной встрече за официальным ужином.

Участниками симпозиума стали ученые из всех пяти стран БРИКС, а также исследователи из других стран, ведущие исследования в странах БРИКС.  В неформальной обстановке состоялось знакомство с участниками конференции. Китайская кухня поражает своим разнообразием и эклектичностью (например: краб с беконом и тофу), поэтому разговоры о научных интересах перемежались с обсуждением очередного диковинного блюда и рассказами о том, кто и сколько часов провел в самолете на пути в Шанхай. Самым длительным был признан 14-часовой перелет из Южной Африки.

Докладчики отмечали, что БРИКС – это искусственно созданное формирование, которое не имеет какой-либо общности интересов за исключением общего недовольства существующим мировым порядком.

Шанхай: день первый

Китайцы имеют за правило вставать достаточно рано, однако, по-видимому, в связи с тем, что многие участники конференции были весьма уставшими после долгой дороги, начало конференции в первый день было назначено на 12:00, а предшествовал началу щедрый поздний завтрак (вообще у меня создалось впечатление, что китайцы очень любят поесть и угостить гостей).

В строгом соответствии с протоколом и таймингом конференция началась со вступительного слова организаторов, декана Школы международных отношений и государственного управления и представителя Китайского общества содействия реформе государственной службы.

В целом программа симпозиума получилась весьма эклектичной. Докладчиками были представлены как результаты эмпирических исследований, так и концептуальные статьи. Некоторые доклады фокусировались на одной из стран БРИКС, в то время как другие охватывали все страны и включали общие рассуждения о жизнеспособности этого формата сотрудничества и о том, имеет ли вообще смысл таким разным странам пытаться как-то интегрироваться.

В первый день конференции состоялось две сессии. Первая сессия включала доклады, ставящие вопрос о том, есть ли за аббревиатурой БРИКС какая-то реальная общность интересов пяти стран, или же это просто искусственная и нежизнеспособная группировка совершенно различных стран. Докладчики были настроены весьма скептически и многие из них отмечали, что БРИКС – это искусственно созданное формирование, которое не имеет какой-либо общности интересов за исключением общего недовольства существующим мировым порядком, в котором доминируют развитые страны Запада.

Вторая сессия была посвящена  докладам о социально-экономическом развитии Бразилии и мерам искоренения бедности в Индии. В двух докладах рассказывалось о мерах финансовой поддержки беднейших слоев населения в Бразилии и Индии. Докладчики рассматривали специфику организации программ материальной помощи людям, доступ к которым весьма затруднен технически (например, многие жители беднейших районов Бразилии и Индии не имеют почтовых адресов, в связи с чем затруднительно обеспечивать их регистрацию и донесение до них тех выплат, которые предусмотрены в государственных программах).  Так, интересен был рассказ о программе поддержки беднейших слоев населения Бразилии – Bolsa Familia, успешность реализации которой во многом обусловлена децентрализацией и хорошей технической организацией выплат таким образом, чтобы даже наиболее труднодостижимые жители имели возможность получить социальные выплаты (Extending the Reach of the State: the political economy of the new welfare state, Joseph Wong, School of Global Affairs, University of Toronto).

В кулуарных беседах большой интерес вызвали обсуждения недавних парламентских выборов в России. Многие участники интересовались тем, насколько в действительности честными были выборы, каковы масштабы манипуляций и что говорит о политической обстановке в России весьма низкая явка на выборы.

Шанхай: день второй

Во второй день работа симпозиума началась в 8 утра и продолжалась до 17:00 вечера. В этот день выступили докладчики из 4-х стран БРИКС – Южной Африки, России, Китая и Индии. В конце дня состоялось подведение итогов организаторами, обсуждение следующих шагов, в заключение, прощальный ужин. В этот день прошли выступления всех членов делегации НИУ ВШЭ.

Третья сессия под весьма широким названием «Local-central relations» включала четыре доклада: об эффектах фискальной децентрализации в Китае, о стратегическом планировании на всех уровнях в России, о совершенствовании муниципального управления в Индии и о политике центрального банка Бразилии.

Четвертая сессия включала два доклада из России: мой доклад о результатах эксперимента по оценке склонности к коррупции среди студентов различных образовательных программ НИУ ВШЭ и доклад Алексея Барабашева о методах измерения результативности деятельности государственных органов и отдельных чиновников.

Два других доклада были посвящены попыткам оценить масштабы некоммерческого сектора в Китае и исследованию мнения простых граждан о перспективах сотрудничества стран БРИКС в Южной Африке. Доклад о некоммерческих организациях в Китае был представлен госпожой Юаньфен Чжан (Чжуннань). Госпожа Чжан активно сотрудничает с коллегами из ВШЭ, занимающимися исследованиями некоммерческого сектора.

Пятая сессия была поделена поровну между докладами о Китае и докладами о правовой стороне кооперации стран БРИКС.

Первый доклад сессии был представлен господином Лихуа Яном и был посвящен изучению того какое влияние на повседневную жизнь современных китайцев оказывают классические школы философской мысли Китая: какими принципами пользуются современные китайцы при разрешении конфликтных ситуаций. Весьма самобытное и интересное исследование, автор которого попытался выделить основные черты основных восьми классических философских школ и проследить их влияние на поведение в конфликтных ситуациях современных китайцев с помощью опроса более 600 респондентов. Не обошлось и без упоминания учения Мао.

Второй доклад был посвящен исследованию динамики уровня загрязнений воздуха в Китае.

Третий доклад рассматривал правовое регулирование иностранных инвестиций в странах БРИКС, а последний доклад – механизмы антимонопольного регулирования в странах-членах БРИКС.

Многие жители беднейших районов Бразилии и Индии не имеют почтовых адресов, в связи с чем затруднительно донесение до них тех выплат, которые предусмотрены в государственных программах.

Шанхай: итоги

Организаторы конференции выступили с заключительным словом, в котором призвали участников подумать над тем, как научная кооперация между исследователями стран БРИКС может принести реальную пользу для практиков и политиков в этих странах.

Организаторы пригласили авторов статей, желающих опубликовать их в специальном выпуске журнала Chinese Political Science Review, доработать их к декабрю.

Этот симпозиум стал первым в формате БРИКС, участники выразили заинтересованность в продолжении кооперации и проведении симпозиума в одной из стран БРИКС в следующем году.

Ощутимым результатам для исследования, которое презентовал я, стало то, что мне удалось установить контакты с исследователями з Южной Африки, Бразилии и Индии, которые заинтересовались нашим исследованием и предложили провести наш опрос студентов в их странах. Проблема коррупции актуальна для всех стран БРИКС и поэтому наше исследование, посвященное экспериментальной оценке склонности к коррупции среди студентов, планирующих идти на государственную службу, вызвало значительный интерес. Наш исследовательский инструмент легко может быть адаптирован для других стран и мы рассчитываем, что с помощью международной кооперации мы сможем провести межстрановое сопоставление. 

Из Шанхая в Гуанчжоу

Вторым пунктом моей командировки было посещение Гуандунского университета иностранных языков и внешней торговли (Guangdong University of Foreign Studies – GDUFS) в городе Гуанчжоу на юге Китая. Путешествие в Гуанчжоу было весьма занимательным – началось оно с восьмичасовой задержки рейса в Шанхайском аэропорту Хунцяо (обслуживает внутренние перелеты). В процессе ожидания удалось познакомиться с отношением китайцев к такого рода неожиданностям – почти все пассажиры терпеливо ожидали вылета, несмотря на отсутствие какой-либо информации от авиакомпании или каких-либо извинений от сотрудников аэропорта. Пытались предъявлять какие-либо требования лишь европейцы (французы), летевшие с пересадкой в Индию и терявшие драгоценное время отпуска. Стоит заметить, что их претензии ни к чему не привели, и в итоге мы вылетели в Гуанчжоу тем же самолетом, прождав 8 часов. В Гуанчжоу меня встретил мой знакомый сотрудник университета – господин Цзяюань Ли, с которым мы познакомились еще в 2012-м году в Бирмингеме в Великобритании на презентации моей диссертации.

Выступления иностранца в китайском университете должны проходить многоступенчатую систему согласования, и в итоге провести семинар официально не удалось. Однако мы обсудили мою презентацию в неформальной обстановке.

Гуанчжоу: день первый

В первый день я посетил кампус Гуандунского университета – обширный район на севере Гуанчжоу, примыкающий к парку Байюнь. На территории кампуса есть детский сад, школа, спортивные сооружения, общежития студентов и жильё преподавателей, что делает работу и учебу в университете весьма комфортной.

Университет имеет свой Русский цент, в котором работает несколько преподавателей русского языка.

В течение дня мы обсудили участии г-на Ли в совместном проекте по исследованию муниципальной статистики. Я и Цзяюань Ли являемся получателями гранта, предоставляемого Фондом социальных наук Китая (National Social Science Fund of China) – «Performance gaming in Chinese Local Government: a typology, potential facilitative factors and preventive mechanisms» (грант №16CGL053).

Гуанчжоу: день второй

В планы моего визита входило выступление на семинаре с представлением результатов моих исследований по теме искажения данных в государственной отчетности. Однако мы столкнулись с тем, что выступления иностранца в китайском университете должны проходить многоступенчатую систему согласования, и в итоге провести семинар официально не удалось. Однако мы обсудили мою презентацию в неформальной обстановке. Был высказан ряд замечаний по использованию моей методики искажения данных о результативности в китайской практике. Эта методика будет использована в дальнейшей работе в рамках гранта.

Также мы обсудили совместный российско-китайский проект по анализу муниципальной статистики. С нашей стороны была подана заявка на НУГ и создан коллектив молодых ученых, аспирантов и студентов, с китайской стороны также привлечены молодые ученые, студенты, а также государственный служащий (что является важным для Китая при исследовании государственного управления).

Гуанчжоу: день третий

В этот день я провел встречу с заместителем директора по международному сотрудничества Гуандунского университета господином И Цзунюном (Yi Zongyong).  Я рассказал об истории ВШЭ, о последних достижениях по вхождению в международные рейтинги, о существующем у нас отделении востоковедения и о возможностях для обучения в России для иностранных студентов. Господин Цзунюн, со своей стороны, также рассказал о существующих возможностях по обмену студентами, академической мобильности для сотрудников и летних курсах китайского языка для студентов. Гуандунский университет иностранных языков и внешней торговли является основателем Санкт-Петербургского Института Конфуция.

Особую заинтересованность г-н Цзунюн высказал в информации о том, существуют ли для китайских студентов стипендии или квоты для обучения в российских вузах, а также в образовательных программах на английском языке в ВШЭ, которые могли бы посещать китайские студенты.

Как оказалось, Гуандунский университет иностранных языков и внешней торговли уже причисляет ВШЭ к числу своих партнеров, что отражено в брошюре университета. В то же время, на сайте ВШЭ нет упоминания о партнерстве с Гуандунским университетом. Возможно, это является следствием отсутствия официального соглашения о партнерстве. Г-н Цзунюн высказал надежду на то, что сотрудничество между нашими университетами будет развиваться.

Из Гуанчжоу в Шанхай

На обратном пути из Гуанчжоу в Шанхай также не обошлось без приключений. Вместо прилета во внутренний аэропорт Хунцяо самолет приземлился в международном аэропорту Пудун. Причиной были указаны неблагоприятные погодные условия. В итоге вдобавок к полуторачасовому ожиданию внутри самолета прибавилось двухчасовое ожидание выдачи багажа. Уроком является то, что, путешествую по Китаю, следует запастись терпением и во все поездки закладывать запас на непредвиденные обстоятельства.


Александр Калгин,
преподаватель департамента государственного и муниципального управления