• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН
Контакты

Декан — Мельвиль Андрей Юрьевич

 

Первый заместитель декана — Миронюк Михаил Григорьевич

 

Заместитель декана по наукам о поведении — Ключарев Василий Андреевич

 

Заместитель декана по методической работе — Кожанов Андрей Александрович

 

Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами — Сорвин Кирилл Валентинович

 

Заместитель декана по науке — Мавлетова Айгуль Маратовна

 

103070, Москва, Кривоколенный пер., д.3.
Тел: 8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967
факс: 8 (495) 772-95-90*22460
e-mail: socscience@hse.ru

Мероприятия
19 августа – 27 августа
Заявки для студентов НИУ ВШЭ до 16 апреля 2017 
20 августа – 26 августа
26 октября – 28 октября
Прием заявок – до 10 сентября  
Статья
Individual and culture-level components of survey response styles: A multi-level analysis using cultural models of selfhood

Smith P., Vignoles V., Becker M. et al.

International Journal of Psychology. 2016. Vol. 61. No. 6. P. 453-463.

Глава в книге
Conclusion: The Changing Face of Social Movements and Emerging Patterns Across the Non-Western World
В печати

Rosenberg D., Arbatli E.

In bk.: Non-western social movements and participatory democracy: Protest in the age of transnationalism. Switzerland: Springer International Publishing, 2017.

Препринт
A STUDY ON THE CONSISTENCY BETWEEN HOUSING AND URBAN PLANNING POLICIES

Kosareva N., Polidi T. D., Puzanov A. et al.

Urban and Transportation Studies. WP BRP 03/URB/2016. HSE Working Papers, 2016

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/5
75 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
60/50/5
60 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
60/50/8
60 бюджетных мест
50 платных мест
8 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
90/60/5
90 бюджетных мест
60 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
30/10/5
30 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
30/10/5
30 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Население и развитие

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика

2 года
Очная форма обучения
20/10/15
20 бюджетных мест
10 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
25/5/5
25 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
20/10
20 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
28/5/5
28 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
40/5
40 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
60/5
60 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современная историческая наука в преподавании истории в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современная политическая наука в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
25/5
25 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современная филология в преподавании литературы в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
15/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной сферы и социальных коммуникаций

2 года
Очная форма обучения
22/5/5
22 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10
40 бюджетных мест
10 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/15/5
30 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10
40 бюджетных мест
10 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке

Применение математических моделей к нестандартным задачам в социальных науках: семинар в Санкт-Петербурге

30 октября в Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ прошел междисциплинарный научный семинар кадрового резерва «Применение математических моделей к нестандартным задачам в социальных науках». Основными задачами семинара стали популяризация количественных методов анализа в социальных науках, а также демонстрация потенциала формальных количественных методов для решения нестандартных задач в сферах, где традиционно превалируют качественные подходы, например, в исследованиях религии, ценностей, восприятия риска. В мероприятии приняли участие несколько сотрудников факультета социальных наук.

30 октября в Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ прошел междисциплинарный научный семинар кадрового резерва «Применение математических моделей к нестандартным задачам в социальных науках». Основными задачами семинара стали популяризация количественных методов анализа в социальных науках, а также демонстрация потенциала формальных количественных методов для решения нестандартных задач в сферах, где традиционно превалируют качественные подходы, например, в исследованиях религии, ценностей, восприятия риска. В качестве докладчиков на семинаре выступили представители различных областей социальных наук: психологии, социологии, политологии, экономики.

Семинар начался с докладов, посвященных применению латентно-классового анализа в социальных науках. Так, Борис Соколов из Лаборатории сравнительных социальных исследований показал, что с помощью латентно-классового анализа можно смоделировать ценностную поляризацию и определить соотношение носителей ценностей выживания и самовыражения в странах Европы.

В докладе Андрея Ловакова (МНУЛ институционального анализа экономических реформ, департамент социологии), было рассмотрено использование метода анализа латентных профилей для изучения причин, по которым работники остаются работать в организации.

 Основной ценностью семинара стала его направленность на методическую сторону использования количественных методов и его междисциплинарность. Было интересно познакомится с тем, какие задачи решают коллеги из разных научных областей с помощью общих для нас методов, и как именно они применяют их. Подобного формата общения и площадок для него явно не хватает не только в Вышке, но и в России в целом.

Ловаков Андрей Владимирович
Департамент психологии: Преподаватель

Старший преподаватель департамента социологии Айгуль Мавлетова рассказала о своем проекте по изучению отношения к риску среди иммигрантов и местного населения в США с помощью виньеточного эксперимента. В ходе эксперимента респондентам задавался вопрос о том, готовы ли они рискнуть в описанной ситуации, касающейся карьеры, получения финансовой выгоды или здоровья. Для респондентов из контрольной группы также давалась виньетка – информация о том, что некоторый большой процент людей, согласно опросам, в точно такой же ситуации предпочитают рискнуть. Таким образом, моделировалось влияние социального окружения (заданного сообщением о готовых рисковать других людях) на отношение к риску в двух группах – среди иммигрантов и местного населения в США. Результаты показывают, что если среди местного населения сообщение о «популярности» риска в описанной ситуации привело к повышению готовности рисковать, то иммигранты, наоборот, были менее склонны к риску, когда узнавали, что другие в этой ситуации рискуют.

Евгений Осин из Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации посвятил свое выступление практическим проблемам, с которыми сталкиваются практически все исследователи, использующие конфирматорный факторный анализ (КФА), а также предложил пути решения этих проблем. В докладе Екатерины Лыткиной было показано применение конфирматорного факторного анализа, а также мультигруппового анализа (MGCFA) для модели с факторами первого и второго уровня, также метода элаймент для оценки консититентности шкалы отчужденности Миддлтона с использованием данных трех различных баз данных межстарновых исследований.

Посещение семинара было редкой возможностью познакомиться с достаточно сложными (по меркам политической науки, особенно в России) методами исследования. Докладчики говорили не только о преимуществах конкретных методов в конкретной исследовательской ситуации, но и фокусировались на развитии исследовательского поля, а также знакомили участников с относительно новыми техниками исследования. Хотелось бы надеяться, что семинар станет площадкой, где можно будет узнавать о новинках в статистическом анализе и обсуждать применение этих новинок к конкретным исследовательским задачам.

Нина Ильченко
магистрант Европейского университета в Санкт-Петербурге

В докладе Анны Кульковой (Лаборатория политических исследований) были рассмотрены основные проблемы, затрудняющие использование количественных методов для изучения взаимосвязи между религией и индивидуальными предпочтениями.

Другой блок выступлений был посвящен использованию различных многоуровневых моделей для решения разнообразных по своей специфике исследовательских задач. Так, Наталья Соболева из Лаборатории сравнительных социальных исследований показала, как многоуровневые модели могут помочь при изучении влияния родительской семьи на сексуальную либерализацию индивидов в странах Европы. Исследование демонстрирует, что важную роль в формировании отношения индивида к гомосексуализму, абортам и разводам играет не только культурный капитал родительской семьи, но и такие страновые характеристики, как наличие коммунистического прошлого, а также доли протестантов и мусульман среди населения страны.

Анатолий Карпов (кафедра общей психологии СПБГУ) рассказал о применении смешанных регрессионных моделей для анализа психологических данных. В смешанных моделях моделируются как фиксированные, так и случайные эффекты, а регрессионные коэффициенты рассчитываются для каждой группы наблюдений отдельно (например, для респондентов из одной страны или организации), что не требует усреднения исходных данных и позволяет провести анализ без потери мощности статистического теста.

 Нам удалось собрать очень сильный состав участников, чтоб было, безусловно, залогом успешности семинара. В ходе докладов было очевидно, что мы легко находим общий язык между различными социальными науками, говорим на одном «методологическом» языке, сталкиваемся если не с одними и теми же, то близкими проблемами. В заключительной дискуссии, как и в переписке в ходе семинара и после него, несколько раз звучали просьбы сделать семинар регулярным. Очень бы этого хотелось.

Лыткина Екатерина Ивановна
Кафедра общей социологии: Преподаватель

В докладе Алексея Климова (кафедра организационной психологии) был рассмотрен метод WABA (Within And Between Analysis) как частный случай многоуровневого моделирования, который помогает понять, имеет ли смысл агрегирование отдельных измерений на групповом уровне, а также позволяет ответить на вопрос, на каком уровне появляется связь между двумя переменными.

Закончился семинар докладом Евгения Ожегова, младшего научного сотрудника НУЛ междисциплинарных эмпирических исследований из Пермского кампуса, об оценке эффективности сиквелов в киноиндустрии. Используя процедуру Хекмана и непараметрическую процедуру коррекции на выборочную селективность для учета неслучайности появления сиквелов в прокате и выборке соответственно, автор показал, что сиквелы более вероятно выпускаются при успехе их предыдущих частей, а также прокатываются в периоды низкой конкуренции, в большем количестве залов и дольше по продолжительности, имеют более высокий бюджет, чем фильмы, снятые в одной части.

В заключение участники обсудили возможность организовать площадку для рассмотрения методологических вопросов в виде либо ежегодной конференции, либо панели на конференции памяти Крыштановского, либо семинара, проводимого с определенной периодичностью. Идею поддержали сотрудники ЛССИ, Лаборатории интернет-исследований, других подразделений НИУ ВШЭ, а также коллеги из Европейского Университета и СПбГУ.


Репортаж подготовила Анна Кулькова


С материалами семинара (презентации и видео лекций) можно ознакомиться на сайте www.myhse.ru (вкладка «Материалы»).