В 2012 Российской Федерацией была подписана и ратифицирована международная конвенция ООН о правах инвалидов, призывающая, в том числе, к пересмотру основных подходов к работе с людьми с особыми потребностями и акцентирующая особое внимание на необходимости развивать инклюзивное общество, предоставляющее возможности для развития всех индивидов. В настоящий момент на уровне формальных обязательств все учебные заведения в России считаются инклюзивными, однако на практике оказывается, что лишь небольшая часть из них оказывается готова принять учеников с инвалидностью. Барьерами в данном случае выступает неблагоприятная физическая среда, различные социальные трудности, вызванные неготовностью общества в целом и педагогов в частности. Становится крайне важным изучение условий, в которых формируется инклюзия, а также факторов, способствующих или затрудняющих эти процессы. При этом, курс на инклюзию актуализирован в социальной политике многих стран мира, а в целом ряде государств уже накоплен большой опыт реализации такой политики. Интеграция в эти глобальные процессы, их адаптация в местных условиях идут неравномерно, с разной скоростью и разными эффектами в России и других странах – бывших советских республиках.
Для изучения этих условий в 2020 году в рамках конкурса была создана научно-учебная группа под названием «Инклюзивное общество: сравнительный анализ структурных условий и мнений инсайдеров в России и странах ближнего зарубежья» под руководством Елены Ярской-Смирновой. Членами НУГ стали студенты, аспиранты и преподаватели департамента социологии НИУ ВШЭ.
Проект, реализуемый НУГ, получил название «Факторы школьной инклюзии детей с инвалидностью в постсоветских странах: роль социального капитала». Его целью является получение новых уникальных научных данных о роли социального капитала и других факторах и элементах процесса школьной инклюзии в условиях трансформации общего образования в сравнительной перспективе анализа ситуации в России и странах ближнего зарубежья.
Новости
![](/data/2022/12/09/1716792522/3%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%202022-12-09%20%D0%B2%2012.27.02.png)
![](/data/2022/12/05/1713621933/3%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%202022-12-05%20%D0%B2%2013.59.42.png)
![](/data/2022/11/29/1714587120/3%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%202022-11-29%20%D0%B2%2012.09.35.png)
![](/data/2022/12/05/1713621744/3%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%202022-12-05%20%D0%B2%2014.11.55.png)
![](/data/2022/10/30/1720539450/3%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%202022-10-30%20%D0%B2%2012.57.24.png)
![](/data/2022/10/30/1720540230/3%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA%20%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0%202022-10-30%20%D0%B2%2013.17.09.png)