• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Характер инклюзивных образовательных процессов в системе школьного и высшего образования по основаниям агентного потенциала его участников в России

1 декабря в 15:00 состоялся девятый семинар НУГ «Инклюзивное общество: сравнительный анализ структурных условий и мнений инсайдеров в России и странах ближнего зарубежья», посвященный обсуждению агентного потенциала участников инклюзивного образования по отношению к учащимся с инвалидностью – родителей детей с особыми образовательными потребностями, обучающихся в инклюзивных школах, и студентов и преподавателей в системе высшего образования.

В первой части семинара выступили Екатерина Долгова (стажер-исследователь Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ, студентка магистерской программы «Прикладные методы социального анализа рынков») и Мария Иванова (стажер-исследователь Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ, магистр ОП «Социология публичной и деловой сферы»), представив анализ агентного потенциала родителей детей с ООП в системе школьного образования в России по результатам опроса, проводимого Международной лабораторией исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ об инклюзии в образовании в 2020 году. Была проведена оценка агентности семей по показателю «коллективное действие семей детей с инвалидностью через степень активности родителя в НКО в корреляции с уровнем образования, социальным капиталом, знанием об инвалидности и готовности его распространять; участие ребенка во внеклассных мероприятиях и дополнительных курсах; коммуникация родителей с учителем и ребенка с учителем и сверстниками.

Во второй половине семинара Наберушкина Эльмира Кямаловна (доктор социологических наук, доцент, профессор Департамента социологии ФСНиМК Финансового университета при Правительстве РФ) выступила с докладом об агентном потенциале учащихся с инвалидностью в системе высшего образования. В основу анализа легло сравнение данных опросов крупных и малых университетов с разными подходами к инклюзии. Потенциал агентности студентов с инвалидностью был рассмотрен с точки зрения среды, взаимодействия с преподавателями и сотрудниками вуза, студенческих отношений и конфликтов.

В дальнейшей дискуссии приняли участие Ярская-Смирнова Елена Ростиславовна (заведующий Международной лабораторией исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ, профессор факультета социальных наук), Мельник Юлия Владимировна (к. п. н., аналитик центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ), Бибигуль Искакова, Захарова Елизавета (участницы НУГ), а также Виолетта Хабибулина. Обсудили вопросы анализа данных опросов, интерпретации и операционализации понятия «агентность» с разных точек зрения, идеи для дальнейшего исследования круга проблем развития инклюзии в школах и других образовательных учреждениях.

В дальнейшей дискуссии приняли участие Ярская-Смирнова Елена Ростиславовна (заведующий Международной лабораторией исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ, профессор факультета социальных наук), Мельник Мария Владимировна (к. п. н., аналитик центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ), Бибигуль Искакова, Захарова Елизавета (участницы НУГ). Обсудили вопросы анализа данных опросов, интерпретации и операционализации понятия «агентность» с разных точек зрения, идеи для дальнейшего исследования круга проблем развития инклюзии в школах и других образовательных учреждениях.

С презентацией доклада можно ознакомиться по ссылке:

Презентация 1 декабря (PDF, 1.72 Мб)