• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О проекте

Аннотация проекта

 

В 2012 Российской Федерацией была подписана и ратифицирована международная конвенция ООН о правах инвалидов, призывающая, в том числе, к пересмотру основных подходов к работе с людьми с особыми потребностями и акцентирующая особое внимание на необходимости развивать инклюзивное общество, предоставляющее возможности для развития всех индивидов. В настоящий момент на уровне формальных обязательств все учебные заведения в России считаются инклюзивными, однако на практике оказывается, что лишь небольшая часть из них оказывается готова принять учеников с инвалидностью. Барьерами в данном случае выступает неблагоприятная физическая среда, различные социальные трудности, вызванные неготовностью общества в целом и педагогов в частности. Становится крайне важным изучение условий, в которых формируется инклюзия, а также факторов, способствующих или затрудняющих эти процессы. При этом, курс на инклюзию актуализирован в социальной политике многих стран мира, а в целом ряде государств уже накоплен большой опыт реализации такой политики. Интеграция в эти глобальные процессы, их адаптация в местных условиях идут неравномерно, с разной скоростью и разными эффектами в России и других странах – бывших советских республиках. Представленный исследовательский проект посвящен анализу роли социального капитала и других факторов процесса школьной инклюзии, решающих для определения сильных сторон и слабых мест трансформации общего образования в направлении инклюзии. Дизайн исследования включение проведение кабинетного и полевого исследования. Сбор полевых данных будет проводился методом онлайн-анкетирования путем распространения ссылок на онлайн анкеты среди групп респондентов, находящихся в фокусе изучения (родители детей с особыми образовательными потребностями (ООП), родители других детей, обучающихся в классах с детьми с ООП, учителя, обучающие детей с ООП в общеобразовательных школах). 

 

Цели и задачи проекта

 

Главная научная цель состоит в получении новых уникальных научных данных о роли социального капитала и других факторах и элементах процесса школьной инклюзии, решающих для определения сильных сторон и слабых мест трансформации общего образования в направлении инклюзии в сравнительной перспективе анализа ситуации в России и странах бывшего зарубежья. 

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

• отладить механизм сравнительного межстранового исследования по методологии анкетного опроса, разработанной и апробированной на российском поле в рамках проекта Международной лаборатории исследований социальной интеграции,

• концептуализировать проблемное поле школьного инклюзивного образования с учетом социально-политической, социокультурной специфики постсоветского пространства как поля сравнительного межстранового исследования, 

• разработать методологию оценивания инклюзивности в контексте межстранового сравнения,

• провести сравнительный анализ функционирования ресурсных центров инклюзивного образования в межстрановой перспективе

• определить степень выраженности разных типов социального капитала среди школьников и их родителей в изучаемых странах, 

• исследовать и сравнить установки по отношению к инклюзии у различных категорий родителей: родителей детей с ООП, родителей детей без ООП и родителей, чьи дети учатся в одном классе с детьми с ООП, 

• выявить особенности трансформации методик преподавания в период пандемии Covid-19 в контексте школьного образования, 

 

Научно-практические задачи НУГ состоят в создании институциональной платформы научного мониторинга инклюзивных процессов в выбранных на данном этапе странах бывшего СССР с перспективой вовлечения остальных постсоветских государств, формировании общественно-академического партнерства в целях развития общественной миссии научных исследований, приближения их к реалиям и запросам со стороны общества, усиление акторной позиции (empowerment) групп общественности – партнеров по исследованию, интеграции партнеров из постсоветских стран в международное исследовательское сообщество посредством регулярного информационного обмена, научных коммуникаций и общественных дискуссий.

 

Сроки проведения работы над проектом

Работа над проектом началась еще в 2020 году и продолжилась в 2021 году в рамках работы Научно-учебной группы. В настоящий момент завершен основной этап сбора данных и проводится их анализ и обобщение. Завершение проекта планируется в 2022 году.

 

Ожидаемые научные результаты исследований, предполагаемое использование результатов в деятельности НИУ ВШЭ

Главный научный результат будет заключаться в определении факторов школьной социальной инклюзии и роли социального капитала в сравнительной межстрановой перспективе – в России и странах ближнего зарубежья. В результате исследования будет проведена реконструкция и концептуализация проблемного поля школьного инклюзивного образования с учетом социокультурной межстрановой перспективы. 

Будет разработана методология оценивания инклюзивности в контексте межстранового сравнения и апробирована программа компаративного анализа политики и практики инклюзии, что послужит основой для создания институциональной платформы научного мониторинга инклюзивных процессов, куда в перспективе возможно вовлечь другие постсоветские государства. По результатам анализа данных массового опроса будут определены установки по отношению к инклюзии у различных категорий родителей и детей по шкале социальной дистанции в разных странах, выявлены корреляции установок к инклюзии у родителей разных детей и у педагогов, а также будут оценены представления педагогов об инклюзии, в том числе и в контексте перехода на дистанционные формы обучения. 

Результаты проекта будут представлены на семинарах НУГ и МЛ Исследований социальной интеграции, внедрены в учебный процесс по методологии социологических исследований, социологии публичной сферы, анализу социальной политики, реформам и управлению в социальной сфере, а также в мастер-классах, вебинарах, краткосрочных курсах для НКО, региональных Институтов развития образования. 

 

Форма представления результатов проекта 

Материалы членов НУГ публикуются в научных журналах, а также доступны для обсуждения с аудиториями в социальных сетях и на открытых площадках.  Так материалы проекта были использованы в рамках курса Лаборатория по исследованию разнообразия в Музее «Гараж», на IХ Международном Форуме Фонда «Обнажённые сердца», в рамках выступлений членов НУГ на Общероссийском гражданском форуме, на конференции «Инклюзивное образование – инклюзивное общество» в Университете «Сириус» и на других научных и публичных мероприятиях.

В настоящий момент ведется подготовка публикаций в журналах, индексируемых в базах данных Scopus и WoS (Журнал исследований социальной политики, Мониторинг общественного мнения, Вопросы образования, Вестник Томского государственного университета, Журнал социологии и социальной антропологии, Социс и др.), а также статей в сборниках.

В 2021 году на базе МЛ ИСИ была проведена также международная конференция по теме проекта.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.