В 2012 Российской Федерацией была подписана и ратифицирована международная конвенция ООН о правах инвалидов, призывающая, в том числе, к пересмотру основных подходов к работе с людьми с особыми потребностями и акцентирующая особое внимание на необходимости развивать инклюзивное общество, предоставляющее возможности для развития всех индивидов. В настоящий момент на уровне формальных обязательств все учебные заведения в России считаются инклюзивными, однако на практике оказывается, что лишь небольшая часть из них оказывается готова принять учеников с инвалидностью. Барьерами в данном случае выступает неблагоприятная физическая среда, различные социальные трудности, вызванные неготовностью общества в целом и педагогов в частности. Становится крайне важным изучение условий, в которых формируется инклюзия, а также факторов, способствующих или затрудняющих эти процессы. При этом, курс на инклюзию актуализирован в социальной политике многих стран мира, а в целом ряде государств уже накоплен большой опыт реализации такой политики. Интеграция в эти глобальные процессы, их адаптация в местных условиях идут неравномерно, с разной скоростью и разными эффектами в России и других странах – бывших советских республиках.
Для изучения этих условий в 2020 году в рамках конкурса была создана научно-учебная группа под названием «Инклюзивное общество: сравнительный анализ структурных условий и мнений инсайдеров в России и странах ближнего зарубежья» под руководством Елены Ярской-Смирновой. Членами НУГ стали студенты, аспиранты и преподаватели департамента социологии НИУ ВШЭ.
Проект, реализуемый НУГ, получил название «Факторы школьной инклюзии детей с инвалидностью в постсоветских странах: роль социального капитала». Его целью является получение новых уникальных научных данных о роли социального капитала и других факторах и элементах процесса школьной инклюзии в условиях трансформации общего образования в сравнительной перспективе анализа ситуации в России и странах ближнего зарубежья.