• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-учебная группа «Инклюзивное общество: сравнительный анализ структурных условий и мнений инсайдеров в России и странах ближнего зарубежья»

В 2012 Российской Федерацией была подписана и ратифицирована международная конвенция ООН о правах инвалидов, призывающая, в том числе, к пересмотру основных подходов к работе с людьми с особыми потребностями и акцентирующая особое внимание на необходимости развивать инклюзивное общество, предоставляющее возможности для развития всех индивидов. В настоящий момент на уровне формальных обязательств все учебные заведения в России считаются инклюзивными, однако на практике оказывается, что лишь небольшая часть из них оказывается готова принять учеников с инвалидностью. Барьерами в данном случае выступает неблагоприятная физическая среда, различные социальные трудности, вызванные неготовностью общества в целом и педагогов в частности. Становится крайне важным изучение условий, в которых формируется инклюзия, а также факторов, способствующих или затрудняющих эти процессы. При этом, курс на инклюзию актуализирован в социальной политике многих стран мира, а в целом ряде государств уже накоплен большой опыт реализации такой политики. Интеграция в эти глобальные процессы, их адаптация в местных условиях идут неравномерно, с разной скоростью и разными эффектами в России и других странах – бывших советских республиках.

Для изучения этих условий в 2020 году в рамках конкурса была создана научно-учебная группа под названием «Инклюзивное общество: сравнительный анализ структурных условий и мнений инсайдеров в России и странах ближнего зарубежья» под руководством Елены Ярской-Смирновой. Членами НУГ стали студенты, аспиранты и преподаватели департамента социологии НИУ ВШЭ.

Проект, реализуемый НУГ, получил название «Факторы школьной инклюзии детей с инвалидностью в постсоветских странах: роль социального капитала». Его целью является получение новых уникальных научных данных о роли социального капитала и других факторах и элементах процесса школьной инклюзии в условиях трансформации общего образования в сравнительной перспективе анализа ситуации в России и странах ближнего зарубежья.

Новости

20-22 июля 2022 года в городе Порту (Португалия) и в формате онлайн состоялась 3-я Международная конференция исследований в образовании. Мероприятие было организовано Центром исследований и инноваций в образовании (inED) Школы образования - структурой, объединяющей исследователей из различных взаимосвязанных областей знаний, вносящих вклад в широкое и систематическое изучение образования. Были следующие темы: Педагоги и педагогическое образование; Специальное образование и инклюзия; Культура, искусство и образование;  Вызовы общества и образование.
7 сентября
29 июня состоялся четвертый семинар НУГ «Инклюзивное общество: сравнительный анализ структурных условий и мнений инсайдеров в России и странах ближнего зарубежья», посвященный обсуждению результатов исследования «Реконструкция институциональных установок о подростковом сексуальном образовании: анализ дискурса СМИ в России» и драфта одноименной статьи участницы НУГ Елизаветы Захаровой (аспирант 1-го года обучения  факультета социальных наук НИУ ВШЭ).
29 июня
Дата 7 июня оказалась насыщенной на события НУГ. В этот день состоялся ридинг-семинар НУГ«Инклюзивное общество: сравнительный анализ структурных условий и мнений инсайдеров в России и странах ближнего зарубежья», посвященный обсуждению результатов исследования «Ресурсы и барьеры инклюзивного образования на постсоветском пространстве: сравнительный анализ ситуаций в России и Казахстане» и драфта одноименной статьи участницы НУГ Бибигуль Исаковой.
7 июня
7 июня состоялся семинар Научно-учебной группы «Инклюзивное общество: сравнительный анализ структурных условий и мнений инсайдеров в России и странах ближнего зарубежья», посвященный обсуждению трудовой занятости людей с ментальной инвалидностью в контексте сопровождаемого трудоустройства. В качестве докладчика выступила Мария Иванова (магистрант факультета социальных наук и член НУГ) со своим дипломным проектом на данную тему. 
7 июня
В рамках Научно-учебной группы «Инклюзивное общество: сравнительный анализ структурных условий и мнений инсайдеров в России и странах ближнего зарубежья» и Международной лаборатории исследований социальной интеграции 3 мая 2022 прошел научный семинар, посвященный посвященный инклюзии детей и молодежи в постсоциалистических странах.
3 мая
Еще новости