Формирование копинг-стратегий учителей
25 ноября в 15:00 состоялся восьмой семинар НУГ «Инклюзивное общество: сравнительный анализ структурных условий и мнений инсайдеров в России и странах ближнего зарубежья», посвященный обсуждению инклюзивных образовательных процессов в России в ракурсе рассмотрения профессионального выгорания его участников и формирования возможных копинг-стратегий.
При оценке инклюзивного образования необходимо учитывать психосоциальный аспект, который является базовым показателем благополучия его участников и включает индивидуальные и социальные предпосылки, обеспечивающие необходимую меру устойчивости, целостности, последовательности для преодоления сложных жизненных обстоятельств.
В качестве докладчика выступила Мельник Юлия Владимировна (к.п.н., аналитик центра общего и дополнительного образования им. А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ), представив результаты изучения копинг-механизмов и психосоциального благополучия личности в контексте инклюзивного образования. Презентация являлась экскурсом в данную тему, начиная с семантики термина копинг и копингового понимания психологического благополучия личности и заканчивая процессом формирования механизмов по развитию копинг-поведения участников инклюзивных образовательных отношений.
Во второй части семинара выступил Лебедев Даниил Вадимович (аспирант Кафедры методов сбора и анализа социологической информации, стажер-исследователь Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ) с докладом на основе опроса, проведенного в 2020 году Международной лабораторией исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ об инклюзии в образовании, показывающим связь установок по отношению к инклюзивному образованию и выгорания учителей в классах с учениками с ООП. В результате социологического анализа зависимости отношения учителей к инклюзивному образованию от профессионального выгорания и других характеристик были сделаны содержательные выводы.
После выступлений была продуктивная дискуссия на основе поднятых тем, в которой приняли участие Брук Жанна Юрьевна (к.п.н., доцент кафедры психологии и педагогики детства Тюменского государственного университета) и Обухов Алексей Сергеевич (доцент и ведущий эксперт департамента образовательных программ института образования). Они дали ценные комментарии и задали возможные направления по уточнению и развитию данного аспекта исследования.
Презентация доклада доступна по ссылке:
Презентация 25 ноября (PDF, 406 Кб)