• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Статья
Свободное действие и его психофизиологические корреляты

Сизикова Т., Леонов С. В., Поликанова И. С.

Культурно-историческая психология. 2024. Т. 20. № 2. С. 15-22.

Глава в книге
Мнения решателей о причинах правильных и ошибочных ответов в задачах на нетранзитивность превосходства

Поддьяков А. Н.

В кн.: Международная конференция «Математика в созвездии наук». К юбилею ректора МГУ академика Виктора Антоновича Садовничего. Тезисы докладов. М.: Издательство Московского университета, 2024. С. 679-681.

Препринт
Difficulty overdose? Inconclusive effect of the disfluent font on reading in second language

Tsigeman E., Likhanov M., Kalinnikova L. et al.

00. 00. PsyArXiv Preprints, 2024

Проблемы качества диссертаций в области образования обсуждались в РАО

Алексей Двойнин, доцент департамента психологии, поделился на этом мероприятии экспертным опытом.

Проблемы качества диссертаций в области образования обсуждались в РАО

Российская академия образования (РАО) стала площадкой для обсуждения насущных проблем качества диссертаций – 30 ноября состоялась Всероссийская научная конференция «Проблемы качества диссертационных исследований в области наук об образовании». Помимо РАО, организаторами конференции выступили Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при Минобрнауки РФ и Российское профессорское собрание.

Данному мероприятию предшествовал выход под грифом РАО «Методических рекомендаций “Применение критериев доказательности диссертационных исследований в области наук об образовании”» (М., 2023), а также паспортов научных специальностей по педагогическим наукам (направление 5.8), вызвавшим неоднозначные оценки и большую дискуссию в академическом сообществе.

Данная конференция была нацелена на обсуждение:

  • критериев доказательности диссертационных исследований в сфере наук об образовании
  • методических рекомендаций по их применению
  • перечня актуальных тематик диссертационных исследований в сфере наук об образовании
  • паспортов научных специальностей по направлению 5.8

Мероприятие было статусным – выступали в основном академики, члены-корреспонденты РАО и руководители научных институтов, а также Президент РАО, академик О.Ю. Васильева, заместитель министра науки и высшего образования Д.В. Пышный и др. Модерировал доклады лично и.о. вице-президента РАО, председатель ВАК РФ, академик В.М. Филиппов.

Доцент департамента психологии НИУ ВШЭ, эксперт РАО в области образования А.М. Двойнин выступил на конференции с докладом «Этико-методологическая экспертиза диссертаций по педагогическим наукам», подготовленным совместно с членом-корреспондентом РАО, директором Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета А.И. Савенковым. В докладе А.М. Двойнин представил авторский опыт разработки и применения нового стандарта экспертизы диссертаций по педагогике и психологии образования.

«То, чем ученые РАО и руководители ВАК занялись только недавно, в частности, критериями доказательности в педагогических исследованиях, мы занимаемся с 2016 года», – поделился Алексей Двойнин.

Далее он отметил: «Качество диссертационных исследований в области образования давно уже оставляет желать лучшего. Поэтому в 2016 году мы с директором Института педагогики и психологии образования проф. А.И. Савенковым из Московского городского педагогического университета организовали на базе этой организации комитет по этике психолого-педагогических исследований, который начал экспертировать магистерские, а затем кандидатские и докторские диссертации.

И, если в медицинских и психологических научных кругах России комитеты по этике уже тогда были не в новинку, то в сфере педагогических исследований мы, наверное, были первыми в стране.

При этом наш комитет, председателем которого я являюсь с момента основания, не вполне обычный комитет по этике. Мы не только оцениваем этическую сторону планируемых исследовательских проектов и выдаем соответствующие разрешения, но также проводим комплексную этико-методологическую экспертизу готовых диссертаций в сфере педагогики и психологии образования по собственной методике.

Эта методика опирается на современные мировые этические стандарты исследований на людях, а также на общенаучные критерии доказательности, которые нам удалось конкретизировать применительно с специфике исследований в области образования. Они касаются корректности постановки проблемы, верифицируемости гипотез, адекватности используемого диагностического инструментария и дизайна исследования, корректности методов математической статистики и др.

Обнадеживает, что наше экспертное мнение услышано несмотря на то, что наш опыт еще не в полной мере востребован».