Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Психология – одна из наиболее бурно развивающихся в настоящее время наук о человеке, включающая, с одной стороны, такие фундаментальные исследовательские направления, как общая психология и психология личности, социальная и кросскультурная психология, когнитивная психология и психофизиология, экономическая психология и психология принятия решения, а с другой – такие практико-ориентированные направления, как психологическая диагностика, индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психоанализ, организационная психология. Все эти направления развиваются в департаменте ведущими российскими психологами, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы.
Алексеев А. В., Бессчетнова Е. В., Богачев М. И. и др.
М.: ООО "Ваш формат", 2024.
Eremenko J. A., Martinez-Saito M., Naumova K. et al.
Food Quality and Preference. 2024.
Leontiev D., Osin E.
In bk.: Logotherapy and Existential Analysis: Proceedings of the Viktor Frankl Institute Vienna, vol 2.. Vol. 2. Cham: Springer, 2024. P. 229-240.
Tsigeman-Gorenko E., Likhanov M., Kalinnikova L. et al.
00. 00. PsyArXiv Preprints, 2024
Российская академия образования (РАО) стала площадкой для обсуждения насущных проблем качества диссертаций – 30 ноября состоялась Всероссийская научная конференция «Проблемы качества диссертационных исследований в области наук об образовании». Помимо РАО, организаторами конференции выступили Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при Минобрнауки РФ и Российское профессорское собрание.
Данному мероприятию предшествовал выход под грифом РАО «Методических рекомендаций “Применение критериев доказательности диссертационных исследований в области наук об образовании”» (М., 2023), а также паспортов научных специальностей по педагогическим наукам (направление 5.8), вызвавшим неоднозначные оценки и большую дискуссию в академическом сообществе.
Данная конференция была нацелена на обсуждение:
Мероприятие было статусным – выступали в основном академики, члены-корреспонденты РАО и руководители научных институтов, а также Президент РАО, академик О.Ю. Васильева, заместитель министра науки и высшего образования Д.В. Пышный и др. Модерировал доклады лично и.о. вице-президента РАО, председатель ВАК РФ, академик В.М. Филиппов.
Доцент департамента психологии НИУ ВШЭ, эксперт РАО в области образования А.М. Двойнин выступил на конференции с докладом «Этико-методологическая экспертиза диссертаций по педагогическим наукам», подготовленным совместно с членом-корреспондентом РАО, директором Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета А.И. Савенковым. В докладе А.М. Двойнин представил авторский опыт разработки и применения нового стандарта экспертизы диссертаций по педагогике и психологии образования.
«То, чем ученые РАО и руководители ВАК занялись только недавно, в частности, критериями доказательности в педагогических исследованиях, мы занимаемся с 2016 года», – поделился Алексей Двойнин.
Далее он отметил: «Качество диссертационных исследований в области образования давно уже оставляет желать лучшего. Поэтому в 2016 году мы с директором Института педагогики и психологии образования проф. А.И. Савенковым из Московского городского педагогического университета организовали на базе этой организации комитет по этике психолого-педагогических исследований, который начал экспертировать магистерские, а затем кандидатские и докторские диссертации.
И, если в медицинских и психологических научных кругах России комитеты по этике уже тогда были не в новинку, то в сфере педагогических исследований мы, наверное, были первыми в стране.
При этом наш комитет, председателем которого я являюсь с момента основания, не вполне обычный комитет по этике. Мы не только оцениваем этическую сторону планируемых исследовательских проектов и выдаем соответствующие разрешения, но также проводим комплексную этико-методологическую экспертизу готовых диссертаций в сфере педагогики и психологии образования по собственной методике.
Эта методика опирается на современные мировые этические стандарты исследований на людях, а также на общенаучные критерии доказательности, которые нам удалось конкретизировать применительно с специфике исследований в области образования. Они касаются корректности постановки проблемы, верифицируемости гипотез, адекватности используемого диагностического инструментария и дизайна исследования, корректности методов математической статистики и др.
Обнадеживает, что наше экспертное мнение услышано несмотря на то, что наш опыт еще не в полной мере востребован».
Департамент психологии: Доцент