• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Статья
Neural correlates of the non-optimal price: an MEG/EEG study
В печати

Gorin A., Kuznetsova L., Kislov A. et al.

Frontiers in Human Neuroscience. 2024.

Глава в книге
Can the Effects of Internet Shutdowns be Estimated Separately from Their Causes? Simulation-Based Inference in the Context of Difference-in-Differences Models

Беленков В. Е., Koncha V., Sedashov E.

In bk.: 2024 17th International Conference on Management of Large-Scale System Development (MLSD). IEEE, 2024. P. 1-3.

Препринт
CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES

Арман О., Eremenko J. A., Zinchenko O. et al.

Zinchenko, O., Onurcan, A., Eremenko, Y., & Shestakova, A. (2024, November 21). CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES. https://doi.org/10.31234/osf.io/n37tw. Zinchenko, O., Onurcan, A., Eremenko, Y., & Shestakova, A. (2024, November 21). CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES. https://doi.org/10.31234/osf.io/n37tw. PsyArXiv, 2024

«Мозг-компьютерные» интерфейсы позволяют двигаться и говорить с помощью силы мысли

Микрочип в коре мозга дает парализованному человеку возможность самостоятельно взять чашку кофе, а испытуемые в лаборатории играют в «Супер Марио», просто думая о движениях. О том, как это происходит, и о нейрокомпьютерных интерфейсах, разрабатываемых в НИУ ВШЭ, рассказала младший научный сотрудник Центра нейроэкономики и когнитивных исследований Елизавета Окорокова в рамках проекта «Университет, открытый городу: Лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ».

Как устроены нейрокомпьютерные интерфейсы

Кэти Хатчинсон 15 лет назад попала в тяжелую автокатастрофу, из-за полученной травмы спинного мозга она оказалась полностью парализованной и лишилась речи. Много лет она провела недвижимой в инвалидном кресле, целиком завися от других людей. Но затем ученые из Университета Брауна начали разрабатывать «мозг-компьютерный» интерфейс, который позволил бы Кэти совершать мелкие движения с помощью роботизированной руки. В сенсомоторную кору ее мозга был внедрен микрочип, и в течение года Кэти училась управлять рукой-роботом силой мысли. Просто думая о том, что она двигает рукой, Кэти действительно двигала ею. Так, спустя 15 лет, она смогла самостоятельно взять и поднести к лицу термос с кофе и отпить из него.

По словам Елизаветы Окороковой, это был один из первых случаев, когда удалось восстановить моторные функции для полностью парализованного человека. На этом примере легко объяснить, что такое «мозг-компьютерный» интерфейс: это система, которая позволяет человеку управлять некой машиной (рукой-роботом, или инвалидным креслом, или гаджетом) с помощью сигналов своего организма (мозга). «Мозг-компьютерные» интерфейсы используются в клинических целях для восстановления пациентов, но не только. Здоровые люди хотят жить веселее и интереснее, поэтому крупные фирмы с помощью тех же технологий хотят разрабатывать различные гаджеты.

Как изучать мозг

Мозг — это «главный процессор» человека. Все функции мозга до сих пор не известны, ученые находятся лишь на пути к пониманию того, как и что он делает. Помимо собственно головного мозга ключевую роль играют центральная нервная система (добавляется спинной мозг) и периферическая нервная система, то есть нервы, а также органы зрения, обоняния и осязания. Человек рождается с фиксированным количеством нейронов (около 100 млрд). Эти клетки уникальны: они не восстанавливаются, зато могут друг с другом «общаться». Они объединяются в сети и сообщаются электронными импульсами — почти как в электрической цепи.

Есть два типа методов изучения мозга. Первый — инвазивный, путем изучения мозга изнутри во время операции или с помощью внедрения специального аппарат внутрь организма. Инвазивные методы хороши тем, что позволяют напрямую добраться до сигналов нервной системы и гораздо точнее их считывать. Но вскрывать мозг не всегда возможно и хочется. Тогда на помощь приходят неинвазивные методы. Среди них: электроэнцефалограмма (считывание электрических импульсов с поверхности головы), магнитная энцефалография (считывание магнитных полей с поверхности головы), МРТ (сканирование активности разных областей мозга), айтрекинг («слежение» за взглядом человека).

«Мозг-компьютерные» интерфейсы должны быть персонализированными. Нельзя просто перенести данные, полученные от одного человека, на другого пользователя и ожидать, что интерфейс сработает

Впрочем, самый известный широкой публике из неинвазивных методов — МРТ — не годится для создания «мозг-компьютерных» интерфейсов. Дело в том, что прибор для МРТ — слишком громоздкая конструкция, а интерфейс должен быть мобильным и портативным. Поэтому наиболее часто используется электроэнцефалограмма (ЭЭГ): ее устройство напоминает шапочку с электродами.

«Но на этом романтика заканчивается, — отмечает Елизавета Окорокова. — С помощью ЭЭГ вы получаете огромный массив данных, который нужно как-то обработать и отсеять лишние сигналы, чтобы понять, что же происходит».

Обработка данных ведется с помощью математических моделей. Нужные данные потом трансформируются и переносятся на интерфейс, который теперь может, например, «реконструировать» то или иное движение конечности.

Важный момент: «мозг-компьютерные» интерфейсы должны быть персонализированными. Нельзя просто перенести данные, полученные от одного человека, на другого пользователя и ожидать, что интерфейс сработает.

Как проводятся эксперименты

«Мозг-компьютерные» интерфейсы нуждаются в тестировании. Чтобы испытуемому во время экспериментов не было скучно, в лаборатории Вышки ему предлагают игровой формат. Например, силой мысли сыграть в «Супер Марио»: если испытуемый думает о правой руке, герой компьютерной игры бежит вправо, если о левой — налево. Проводят эксперименты и с «имитацией» большего количества движений: помимо рук добавляются ноги и даже язык.

Такие эксперименты, начинающиеся как игровые, в конечном счете востребованы в клиническом плане: управлять можно не только компьютерным персонажем, но и инвалидной коляской и другими приспособлениями, которыми пользуются пациенты с тяжелыми травмами. Эта система может позволить людям, лишившимся речи, общаться: их мысли будут трансформироваться во фразы.

Но что если проблема не в отказе спинного мозга и параличе, а в отсутствии какого-то органа чувств или конечности? Интерфейсы, способные заместить их, также разрабатываются в Вышке. В их основе — анализ сигналов миограммы (мышечной активности кисти руки и предплечья). Подробнее о проекте Елизаветы Окороковой и ее коллег, который должен привести к созданию интеллектуального протеза кисти, можно прочитать здесь.