Первая Летняя школа Политического атласа 2.0: как политологи ночами гоняли регрессии
"Политический атлас современного мира 2.0" – масштабный и амбициозный научный проект, объединяющий коллективы НИУ ВШЭ и МГИМО и нацеленный на создание современной системы показателей и способов описания политического устройства государств мира и их места в меняющемся миропорядке. Решение этой задачи требует, с одной стороны, большой концептуальной работы (ведь нужно понять, как, в каких категориях и по каким основаниям описывать и классифицировать государства, как корректно учитывать динамическую природу миропорядка). С другой стороны, проект требует большой работы по сбору, хранению, контролю качества, обработке и анализу разнообразных данных. Конечно, этот проект рассчитан на длительный срок, и его будущее зависит не только от ведущих исследователей и маститых ученых из ВШЭ и МГИМО, но и от молодых коллег, делающих сегодня лишь первые шаги в науке. Летняя школа – это прекрасная возможность вовлечь ярких и мотивированных студентов бакалавриата, магистратуры и аспирантуры в академическую дискуссию по тематике Политического атласа, а также в сжатые сроки познакомить их с современным состоянием вычислительных методов политической науки.
У нас получился настоящий интенсив. Мы открыли Летнюю школу вечером в воскресенье выступлением руководителя проекта, декана факультета социальных наук НИУ ВШЭ А.Ю. Мельвиля, который познакомил участников с историей Политического атласа, ключевыми результатами первого проекта, выполнявшегося более 15 лет назад на базе МГИМО, и нашими текущими методологическими и содержательными дискуссиями. Тогда же студенты получили установку на групповую работу: им предстояло менее чем за неделю предложить тему оригинального научного исследования по тематике Политического атласа, сформулировать гипотезы, разработать дизайн исследования, собрать и проанализировать данные и выступить с первыми результатами на закрытии Школы через 6 дней – в субботу. Задача почти невыполнимая, ведь на протяжении всех дней Школы участников ожидали еще занятия по методам сбора и анализа данных – с 9.30 утра до 18.00 вечера.
Программа Школы была представлена двумя треками, базовым и продвинутым. На базовом треке участники практиковались в работе с SQL и другими инструментами работы с базами данных, а также знакомились с методами многомерного статистического анализа (регрессией, методами построения индексов и кластеризации). Продвинутый трек был посвящен методам сетевого анализа, геоинформатике и продвинутым темам в работе с базами данных. Преподавали на школе замечательные лекторы из университетов консорциума МГИМО – НИУ ВШЭ: Виталий Каберник, Артем Мальцев, Игорь Окунев, Вера Рытик, Евгений Седашов и другие. И, что особенно важно, лекторы работали с участниками Школы не только в аудитории, но и за ее пределами.
После окончания занятий и ужина участники Школы ежедневно продолжали работу в группах над своими научными проектами, тематику которых они сформулировали и выбрали сами. В этой работе им помогали преподаватели, последовательно переходившие от одной группы к другой, выслушивая, критикуя, подсказывая и приободряя участников. По расписанию на эту работу отводился один час в день - с 19.00 до 20.00. Впрочем, уже на третий день Школы стало понятно, что групповая работа захватила участников с головой: бурные дискуссии продолжались и после 11 вечера. Бывали дни (точнее, ночи), когда группы работали до самого утра.
Уже брезжил рассвет, вставало солнце, приближался завтрак, а за ним – начало нового рабочего дня и целый день учебных занятий, а участники Школы только расходились спать, дописав очередной парсер для сбора данных или допилив код для байесовской модели, оценивавшей искомую латентную переменную на панельных данных. На завтраках иногда бывало пусто. Но к началу занятий все подтягивались к аудиториям – сонные, с чашками кофе в руках и улыбками на лицах.
На закрытии Школы в субботу участники презентовали свои проекты – с интересными данными, методами, гипотезами, результатами. Научное исследование – открытый проект, над ним можно работать годами. И, смотря на то, что этим ребятам удалось сделать за неделю, я испытывал гордость. И за них, и за нас. А еще надежду – на то, что впереди нас ждет еще много таких же интересных школ и удивительных вечеров, наполненных разговорами о матрицах и регрессиях, влиянии и мощи государств, трансферах вооружений и – неожиданно – Прасанте Чандре Махаланобисе.