• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Стукал Денис Константинович
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Мероприятия
25 ноября 2021 – 25 февраля 2022
Подача заявок - до 16.00 25 февраля 2022 года  
26 января – 15 февраля
Дедлайн заявок: 15 февраля, 16:00 (UTC+08:00) 
3 февраля, 18:15
3 февраля в 18:15, онлайн 
Глава в книге
ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СИСТЕМУ ОТРАСЛЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ступин Р. С.

В кн.: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ГРАЖДАН. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2021.

Препринт
Political, Environmental And Social Determinants Of Pro-Environmental Behaviour In Russia

Sautkina E., Agissova F., Ivanova A. et al.

Basic research program. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2021. No. 130.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/10
75 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
40/50/15
40 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
80/50/15
80 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
115/50/5
115 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
45/10/2
45 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
16/5/2
16 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10/2
35 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
40/15/5
40 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Магистр прикладной и сетевой аналитики

2 года
Очная форма обучения
35/10
35 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Обучение и оценивание как наука

2 года
Очная форма обучения
30/5/3
30 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
7/5/15
7 бюджетных мест
5 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
15/5/15
15 бюджетных мест
5 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
18/5/2
18 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
32/5/2
32 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
120/3
120 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
180/3
180 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
60/3
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Социология публичной сферы и цифровая аналитика

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/10/2
30 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
60/5/2
60 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Доцент департамента психологии Анатолий Владимирович Хархурин о гранте РНФ

Анатолий Владимирович Хархурин, доцент департамента психологии, рассказывает о поддержке РНФ для исследования влияния мультилингвизма и межкультурной компетенций на устойчивость к эмоциональному выгоранию.

Доцент департамента психологии Анатолий Владимирович Хархурин о гранте РНФ

частный архив А.В.Хархурина

Анатолий Владимирович, как называется Ваш проект и в чем его основная задача?

Название — Исследование влияния мультилингвизма и межкультурной компетенций на устойчивость к эмоциональному выгоранию. Другими словами, мы изучаем как такие явления как мультилингвизм мультикультурный опыт и межкультурная компетенция могут развить способности, такие как когнитивная гибкость, толерантность к неопределенности, экстраверсия и так далее, которые в свою очередь могут привести к уменьшению эмоционального выгорания. Этот проект появился естественным образом. Я занимаюсь исследованием мультилингвизма и мультикультурности на протяжении уже двадцати лет в контексте развития креативных способностей. На протяжении всего этого времени — я писал диссертацию, книги, статьи и так далее — я рассматривал, в первую очередь, когнитивные факторы, которые развиваются в результате многоязычной практики, когда люди говорят на нескольких языках и / или живут в разных культурах. В первую очередь, я обращал внимание на тех, кто использует языки не в школе, а в естественном контексте, например, мигранты, студенты по обмену, люди, которые уезжают в другие страны работать и изучают там язык — то есть люди активно используют несколько языков, причем в разных культурных контекстах. В результате этого опыта у них развивается так называемая межкультурная компетенция, - способность не только общаться с людьми разных культур, но и решать конфликты, возникающие между представителями этих культур. Это очень важная компетенция, т. к. в эпоху глобализации в современном мире, даже живя в одной стране, мы так или иначе сталкиваемся с представителями разных культур 

Как Вы перешли от развития креативных способностей к профилактике выгорания?

Креативные способности — это общее понятие и мне было интересно изучать их составляющие: я изучал когнитивные функции, в частности, когнитивную гибкость, изучал личные качества, такие как толерантность к неопределённости или открытость к новому опыту. Я понял, что эти качества будут влиять на уменьшение стресса, ведь эмоциональное выгорание, по сути дела, это когда мы наваливаем на себя необозримую кучу параллельных задач. И перечисленные качества могут привести, на наш взгляд, к уменьшению выгорания, как профессионального, так и в личных отношениях. Эмоциональное выгорание изучается достаточно интенсивно, но как правило исследователей интересуют факторы, которые приводят к выгоранию, а мы хотим посмотреть именно на факторы профилактики, которые, на первый взгляд, совершенно не очевидны. 

Это исследование проходит в рамках большого проекта, входящего в Научные Центры Мирового Уровня, а именно в Центр Развития Человеческого Потенциала. В этом проекте мы разрабатываем обучающую программу для школ, «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys; PICK), целью которой является формирование системной адаптации через развитие языковых, межкультурных и креативных компетенций. Эта программа создана в форме тренинга для учителей и как следствие не требует радикальных изменений в школьной программе. Поскольку эмоциональное выгорание имеет место не только во взрослой жизни, но и в школе, результаты данного исследования будут включены в программу PICK.

Как появилась тема выгорания?

Эта тема интересовала мою коллегу Каширскую Е.В., вместе с которой мы подали на этот грант. В разговоре о причинах эмоционального выгорания (отчеты, статьи, лекции и т.д. и т.п.) мы подумали, а есть ли что-то, что может уменьшить этот стресс. И тут родилась идея соединить мои научные интересы с интересами коллеги. Мы подали на грант, проект находится еще в самой ранней стадии: мы сформировали гипотезу, батарею методик, и получив грант, уже начали сбор данных. Мы получили в этом году малый грант, но планируем в следующем году подавать на большой с новым проектом о влиянии кодовых переключений — то есть переключений с одного языка на другой в рамках одной фразы — на развитие креативных способностей. Для людей, владеющих несколькими языками это нормальная практика, и мои исследования показали, что кодовое переключение могут повлиять на развитие креативных способностей. Мы углубляем эту тему и хотим внедрить наши уникальные методики кодовых переключений в школьную программу.

Кто с Вами работает?

В малом гранте всего три человека: руководитель проекта, постдок по программе российских постдоков — в прошлом году департамент психологии взял на работу Каширскую Екатерину Владимировну, она закончила психологию в ЧГУ и пришла к нам, к сожалению, всего на два года по правилам программы. Но она отлично вошла в наш проект, поддержанный ФСН, и я надеюсь, останется с нами по окончании программы постдоков. Екатерина Владимировна разрабатывает обучающая программу и тренинг для преподавателей и также  курирует проект об эмоциональном выгорании. И третий человек — это студентка магистратуры, Конча Валерия — еще один ценный сотрудник, прекрасно разбирающийся в экспериментальном дизайне и статистике.

Как Вы оцениваете размер гранта и как Вы собираетесь его потратить?

Это малый грант, здесь речь больше о престиже, чем о серьезной финансовой поддержке. У нас две основные статьи расхода: это зарплаты сотрудников и оплата всего, что связанно со собором данных. 

Какие демографические группы Вы исследуете?

Полтора года назад мы запустили два больших проекта о связи языковых и креативных практик, которые рассматривали схожие гипотезы — один на русском, другой на английском языке, чтобы затронуть разные географические и языковые регионы. В русскоязычном большинство было из России и Казахстана плюс мигранты из России в Америке, Европе и Арабских странах, которые говорят на местных языках, помимо русского. Англоязычная выборка была, в первую очередь, западная — Германия, Англия, Франция, и Америка — это нетворк моих академических контактов.  Шкала  эмоционального выгорания, которую мы используем, адаптирована для русской выборки. Поэтому мы ориентируемся на русскоязычных, которые живут в разных странах, но в первую очередь студентов Вышки.