• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Стукал Денис Константинович
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Мероприятия
18 апреля – 5 июля
Срок предоставления документов - до 5 июля 2022 
30 июня – 29 июля
Консультации абитуриентов бакалавриата 
30 июня, 18:00
Консультации абитуриентов бакалавриата 30 июня - 21 июля 
24 сентября – 15 октября
старт 24 сентября 2022 года 
Глава в книге
Организация экстренной и неотложной медицинской помощи

Габуния Н. Ю., Хайруллин И. И.

В кн.: Общественное здоровье и здравоохранение с основами медицинской информатики. Национальное руководство. 2-е издание. ГЭОТАР-Медиа, 2022. С. 795-809.

Препринт
Медицинские работники и медицинские организации в условиях пандемии коронавируса

Артамонов Р. Е., Лаврентьев Н. В., Сажина С. В. и др.

Государственное и муниципальное управление. Серия WP8. ИГиМУ НИУ ВШЭ, 2022

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Вычислительные социальные науки

4 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/10
75 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
40/50/15
40 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
80/50/15
80 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
115/50/5
115 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
45/10/2
45 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
16/5/2
16 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10/2
35 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
40/15/5
40 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Обучение и оценивание как наука

2 года
Очная форма обучения
30/5/3
30 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
20/8/15
20 бюджетных мест
8 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
20/7/2
20 бюджетных мест
7 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
32/5/2
32 бюджетных места
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
120/3
120 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
180/3
180 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
60/3
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Социология публичной сферы и цифровая аналитика

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/10/2
30 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
60/5/2
60 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Доцент департамента психологии Анатолий Владимирович Хархурин о гранте РНФ

Анатолий Владимирович Хархурин, доцент департамента психологии, рассказывает о поддержке РНФ для исследования влияния мультилингвизма и межкультурной компетенций на устойчивость к эмоциональному выгоранию.

Доцент департамента психологии Анатолий Владимирович Хархурин о гранте РНФ

частный архив А.В.Хархурина

Анатолий Владимирович, как называется Ваш проект и в чем его основная задача?

Название — Исследование влияния мультилингвизма и межкультурной компетенций на устойчивость к эмоциональному выгоранию. Другими словами, мы изучаем как такие явления как мультилингвизм мультикультурный опыт и межкультурная компетенция могут развить способности, такие как когнитивная гибкость, толерантность к неопределенности, экстраверсия и так далее, которые в свою очередь могут привести к уменьшению эмоционального выгорания. Этот проект появился естественным образом. Я занимаюсь исследованием мультилингвизма и мультикультурности на протяжении уже двадцати лет в контексте развития креативных способностей. На протяжении всего этого времени — я писал диссертацию, книги, статьи и так далее — я рассматривал, в первую очередь, когнитивные факторы, которые развиваются в результате многоязычной практики, когда люди говорят на нескольких языках и / или живут в разных культурах. В первую очередь, я обращал внимание на тех, кто использует языки не в школе, а в естественном контексте, например, мигранты, студенты по обмену, люди, которые уезжают в другие страны работать и изучают там язык — то есть люди активно используют несколько языков, причем в разных культурных контекстах. В результате этого опыта у них развивается так называемая межкультурная компетенция, - способность не только общаться с людьми разных культур, но и решать конфликты, возникающие между представителями этих культур. Это очень важная компетенция, т. к. в эпоху глобализации в современном мире, даже живя в одной стране, мы так или иначе сталкиваемся с представителями разных культур 

Как Вы перешли от развития креативных способностей к профилактике выгорания?

Креативные способности — это общее понятие и мне было интересно изучать их составляющие: я изучал когнитивные функции, в частности, когнитивную гибкость, изучал личные качества, такие как толерантность к неопределённости или открытость к новому опыту. Я понял, что эти качества будут влиять на уменьшение стресса, ведь эмоциональное выгорание, по сути дела, это когда мы наваливаем на себя необозримую кучу параллельных задач. И перечисленные качества могут привести, на наш взгляд, к уменьшению выгорания, как профессионального, так и в личных отношениях. Эмоциональное выгорание изучается достаточно интенсивно, но как правило исследователей интересуют факторы, которые приводят к выгоранию, а мы хотим посмотреть именно на факторы профилактики, которые, на первый взгляд, совершенно не очевидны. 

Это исследование проходит в рамках большого проекта, входящего в Научные Центры Мирового Уровня, а именно в Центр Развития Человеческого Потенциала. В этом проекте мы разрабатываем обучающую программу для школ, «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys; PICK), целью которой является формирование системной адаптации через развитие языковых, межкультурных и креативных компетенций. Эта программа создана в форме тренинга для учителей и как следствие не требует радикальных изменений в школьной программе. Поскольку эмоциональное выгорание имеет место не только во взрослой жизни, но и в школе, результаты данного исследования будут включены в программу PICK.

Как появилась тема выгорания?

Эта тема интересовала мою коллегу Каширскую Е.В., вместе с которой мы подали на этот грант. В разговоре о причинах эмоционального выгорания (отчеты, статьи, лекции и т.д. и т.п.) мы подумали, а есть ли что-то, что может уменьшить этот стресс. И тут родилась идея соединить мои научные интересы с интересами коллеги. Мы подали на грант, проект находится еще в самой ранней стадии: мы сформировали гипотезу, батарею методик, и получив грант, уже начали сбор данных. Мы получили в этом году малый грант, но планируем в следующем году подавать на большой с новым проектом о влиянии кодовых переключений — то есть переключений с одного языка на другой в рамках одной фразы — на развитие креативных способностей. Для людей, владеющих несколькими языками это нормальная практика, и мои исследования показали, что кодовое переключение могут повлиять на развитие креативных способностей. Мы углубляем эту тему и хотим внедрить наши уникальные методики кодовых переключений в школьную программу.

Кто с Вами работает?

В малом гранте всего три человека: руководитель проекта, постдок по программе российских постдоков — в прошлом году департамент психологии взял на работу Каширскую Екатерину Владимировну, она закончила психологию в ЧГУ и пришла к нам, к сожалению, всего на два года по правилам программы. Но она отлично вошла в наш проект, поддержанный ФСН, и я надеюсь, останется с нами по окончании программы постдоков. Екатерина Владимировна разрабатывает обучающая программу и тренинг для преподавателей и также  курирует проект об эмоциональном выгорании. И третий человек — это студентка магистратуры, Конча Валерия — еще один ценный сотрудник, прекрасно разбирающийся в экспериментальном дизайне и статистике.

Как Вы оцениваете размер гранта и как Вы собираетесь его потратить?

Это малый грант, здесь речь больше о престиже, чем о серьезной финансовой поддержке. У нас две основные статьи расхода: это зарплаты сотрудников и оплата всего, что связанно со собором данных. 

Какие демографические группы Вы исследуете?

Полтора года назад мы запустили два больших проекта о связи языковых и креативных практик, которые рассматривали схожие гипотезы — один на русском, другой на английском языке, чтобы затронуть разные географические и языковые регионы. В русскоязычном большинство было из России и Казахстана плюс мигранты из России в Америке, Европе и Арабских странах, которые говорят на местных языках, помимо русского. Англоязычная выборка была, в первую очередь, западная — Германия, Англия, Франция, и Америка — это нетворк моих академических контактов.  Шкала  эмоционального выгорания, которую мы используем, адаптирована для русской выборки. Поэтому мы ориентируемся на русскоязычных, которые живут в разных странах, но в первую очередь студентов Вышки.