• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Стукал Денис Константинович
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Мероприятия
25 ноября 2021 – 25 февраля 2022
Подача заявок - до 16.00 25 февраля 2022 года  
26 января – 15 февраля
Дедлайн заявок: 15 февраля, 16:00 (UTC+08:00) 
3 февраля, 18:15
3 февраля в 18:15, онлайн 
Глава в книге
ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СИСТЕМУ ОТРАСЛЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ступин Р. С.

В кн.: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ, БИЗНЕСА И ОБЩЕСТВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ГРАЖДАН. Материалы XIV Международной научно-практической конференции. Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2021.

Препринт
Political, Environmental And Social Determinants Of Pro-Environmental Behaviour In Russia

Sautkina E., Agissova F., Ivanova A. et al.

Basic research program. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2021. No. 130.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/10
75 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
40/50/15
40 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
80/50/15
80 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
115/50/5
115 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
45/10/2
45 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
16/5/2
16 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10/2
35 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
40/15/5
40 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Магистр прикладной и сетевой аналитики

2 года
Очная форма обучения
35/10
35 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Обучение и оценивание как наука

2 года
Очная форма обучения
30/5/3
30 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
7/5/15
7 бюджетных мест
5 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
15/5/15
15 бюджетных мест
5 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
18/5/2
18 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
32/5/2
32 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
120/3
120 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
180/3
180 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
60/3
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Социология публичной сферы и цифровая аналитика

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/10/2
30 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
60/5/2
60 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Профессор Ольга Александровна Гулевич о гранте РНФ

Ольга Александровна Гулевич, профессор департамента психологии, руководительница проекта «Воспринимаемая процессуальная справедливость как фактор политических оценок и поведения» рассказывает о поддержке РНФ.

Профессор Ольга Александровна Гулевич о гранте РНФ

частный архив О.А. Гулевич

Ольга Александровна, поздравляю Вас с получением гранта! Расскажите, пожалуйста, о чем Ваш проект? Какая у него цель и в чем Вы видите его научную ценность? 

Наш проект посвящен изучению воспринимаемой процессуальной справедливости политических решений и действий. Психологические исследования, которые проводились на протяжении последних 30-40 лет показали, что соблюдение во взаимодействии определённых норм – так называемой процедурной справедливости – приводит к позитивным последствиям. 

Например, чем больше менеджеры в организациях соблюдают эти нормы при принятии решений, тем более позитивно сотрудники относятся к этим менеджерам и к организации в целом, тем больше они готовы работать на благо организации, тем реже увольняются, когда у организации возникают трудности, тем реже подают на нее в суд. Кроме того, чем больше полицейские соблюдают эти нормы при общении с гражданами, а судьи – во время судебного процесса, тем лучше к ним относятся люди, тем больше поддерживают принятые решения, тем больше соблюдают закон. В политической сфере соблюдение таких норм улучшает отношение к представителям власти и одобрение их решений.

Что это за нормы? Давайте рассмотрим их на примере политического взаимодействия. Во-первых, это нормы, которые обеспечивают гражданам возможность оказать влияние на происходящее: высказать свое мнение и повлиять на принятые политические решения. Во-вторых, это нормы, которые гарантируют соблюдение равенства прав. В-третьих, это нормы, отражающие уважительное отношение к гражданам. И наконец, в-четвертых, это нормы, которые гарантируют информирование граждан о том, что происходит в политической сфере. Проведенные исследования показали, что политики, которые соблюдают эти нормы, получают более позитивную оценку со стороны граждан. 

Однако большинство этих исследований было проведено в североамериканских и европейских странах. Когда об этом говоришь, некоторые люди отвечают: «Ну это же у них на Западе. А у нас это не важно». Такую реакцию можно понять. Действительно, некоторые закономерности, с которыми имеют дело психологи, зависят от социального (культурного, политического, экономического) контекста. Поэтому возникает вопрос: насколько соблюдение норм процедурной справедливости важно в другом политическом контексте? В нашем исследовании мы будем изучать, насколько люди, живущие в России, реагируют на соблюдение ли нарушение этих норм, при каких условиях это происходит и к каким последствиям приводит.

Зачем это изучать?

Когда в России людей спрашивают о том, что такое справедливое государство, люди, как правило, говорят о справедливости результата: дистрибутивной справедливости, которая связана с распределением ресурсов, и карательной справедливости, которая связана с наказанием виновных. Однако некоторые люди говорят о процедурной справедливости: «все должны быть равны перед законом», «власть должна слушать народ». Кроме того, эта тема довольно регулярно всплывает в комментариях людей на происходящие события. 

Однако возникает несколько вопросов. Как и почему россияне оценивают справедливость разных политических акторов и процедур? При каких условиях люди обращают большее внимание на соблюдение или нарушение процедурной справедливости? Как разные политические процедуры влияют на согласие с политическим решениями? Эти знания не только помогут нам лучше понять реакции людей на те или иные политические решения, но и создать процедуры принятия решений, которые могут снизить напряженность в отношениях между гражданами и представителями власти.

Как Вы пришли к этой теме? 

Нормы справедливости интересовали меня давно. Много лет назад я занималась юридической психологией, прежде всего, судом присяжных. Тогда я впервые столкнулась с исследованиями, которые показывали, что соблюдение норм справедливости в судебном процессе улучшает отношение людей к этой процедуре и принятому решению. После этого на протяжении нескольких лет я занималась нормами справедливости в личных и деловых отношениях, и даже защитила докторскую диссертацию на эту тему. Однако, когда я заинтересовалась политической психологией, то тема процедурной справедливости в политике пришла сама собой.  

Кто участвует в вашем исследовании?

В проекте участвуют четыре человека. Я, Анастасия Анатольевна Порецкова, Виктория Гусева и Юлия Боровикова. Анастасия Анатольевна работает на департаменте политики и управления. Виктория – психолог; она закончила вышкинский бакалавриат по «Психологии» и сейчас учится на магистерской программе «Прикладная социальная психология». Юлия – антрополог, но сейчас тоже учится в этой магистратуре. Таким образом, наша команда включает представителей разных специальностей. 

Мне кажется, что в данном случае это может оказаться очень полезным. Например, статьи, посвященные процедурной справедливости в политике, встречаются как в психологических, так и в политологических журналах. Однако политологи делают акцент на процедурах как таковых, а психологи – на том, как эти процедуры оцениваются участниками. Если совместить эти акценты, то можно и правильно подобрать процедуры, и правильно проанализировать, как они влияют на людей. Поэтому я надеюсь, что в данном случае междисциплинарность нашей команды пойдет на пользу делу.