• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сергей Щебетенко о новом гранте РНФ

Представители факультета социальных наук выиграли сразу несколько грантов в рамках конкурса Российского научного фонда, итоги которого были подведены на прошлой неделе. Среди победителей – профессор Департамента психологии Сергей Щебетенко, представивший на конкурс заявку по теме «Русская таксономия черт личности». Мы попросили Сергея Александровича рассказать о планируемом исследовании

Сергей Щебетенко

Сергей Щебетенко
© частный архив СЩ
 

- Сергей Александрович, в чем идея вашего проекта? Какова его основная цель?

- В России, как и в большинстве других стран, для измерения черт чаще всего прибегают к определенному набору родственных моделей. В первую очередь это так называемая Большая Пятерка и ее шестифакторная сестра HEXACO. Это, безусловно, позволяет «ездить на одинаковых рельсах» исследователям личности из разных уголков планеты и разговаривать на общепринятом языке. Проблема в том, что в каждой социально-культурной среде может быть своя специфика, уникально отражающаяся на структуре личности. Может быть, у россиян автономно функционируют какие-то иные черты, не фиксируемые Большой Пятеркой или HEXACO. Чтобы это выяснить, нужно «уйти за вопросники», вернуться к первичным языковым единицам, которые люди используют для описания личности. 

Такого рода исследования давно были проведены с английским языком. Они, собственно, и породили названные выше модели и легли в основу всем известных вопросников личности. За последние полвека аналогичные исследования были проведены с целым рядом языков: от немецкого и нидерландского – до тагальского языка филиппинцев и диалекта нама, распространённого в Южной Африке. 

В 1970-1990-е годы «русские» черты личности также интенсивно изучались в проекте профессора МГУ Александра Шмелева и его коллег. Были получены важные результаты, которые говорят о том, что «русская структура личности» в заметной степени согласуется с Большой Пятеркой, хотя и обладает своей спецификой. Однако этот важный проект по своему происхождению отличался от формировавшихся в то время международных стандартов изучения таксономии черт, что отмечают и сами авторы (напр., Shmelyov& Pokhil’ko, 1993).

В нашем проекте мы планируем изучить таксономию черт личности современных русскоговорящих индивидов, используя, во-первых, сложившуюся на сегодня международную практику таких исследований, и, во-вторых, подключив современные ресурсы анализа данных. Результаты исследования могут быть использованы в прикладной психодиагностике личности.

- Давно ли Вы исследуете эту тему?

- В самом широком смысле мы изучаем этот вопрос с первых шагов в науке. Три основных исполнителя проекта имеют самое прямое отношение к Пермской психологической школе, основанной профессором Мерлиным. В ее фокусе находятся индивидуальные различия между людьми, их поведением, темпераментом и, конечно, свойствами личности. Наша группа, костяк которой оформился в последние лет пять, изучает черты личности – очевидный компонент этой научной школы. 

В узком смысле мы подошли к проблеме таксономии в последние пару лет, в процессе завершения другого крупного проекта, по русскоязычному адаптированию нового вопросника Big Five Inventory-2, весьма популярного среди исследователей. 

- Кто вошел в Вашу команду, которая будет работать по гранту?

- В нашу команду входит заведующий кафедрой практической психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Алексей Калугин, старшая преподавательница кафедры психологии развития Пермского государственного национального исследовательского университета Арина Мишкевич, защитившая в 2020 году диссертацию PhD в совете Вышки. В нашей команде – две студентки бакалавриата департамента психологии Вышки – Юлия Витко и Ульяна Сиротина. Неформальным консультантом проекта стал Буле Де Раад, профессор Гронингенского университета, один из живых классиков исследований таксономии черт. 

С этим запускающимся проектом напрямую связан и уже работающий, так сказать, «малый» (но крайне важный) проект по первичному отбору слов. В нем участвует несколько студенток Вышки. 

Успех заявки в нашем случае сложился, как мне кажется, из нескольких факторов. Во-первых, это действительно важная теоретико-эмпирическая проблема – с очевидными пробелами в изучении и с потенциальными выходами в прикладную сферу. Во-вторых, это была уже вторая наша попытка заявить проект в РНФ. Набив шишек, мы – где-то интуитивно, а где-то с опорой на критику рецензентов – внесли заметные правки в текст заявки. В-третьих, у нас достаточно сбалансированная и разнообразная по составу команда, обладающая и супер-опытом Буле Де Раада и энергичностью молодых сотрудников. 

- Насколько существенным считается размер гранта? На что Вы планируете его потратить?

- Я думаю, что сам по себе факт финансирования добавит концентрации и дедлайновости нашей команде. В этом плане важен не столько весьма внушительный размер гранта, сколько сам его факт. Статьи расхода – традиционные: зарплаты сотрудникам, участие в конференциях, покупка недостающего софта.