• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Стукал Денис Константинович
Заместитель декана по наукам о поведении Ключарев Василий Андреевич
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Мероприятия
13 апреля, 15:30
April 13, 15:30-17:00 
Статья
A quantitative analysis of worldwide long-term technology growth: From 40,000 BCE to the early 22nd century

Grinin L. E., Grinin A., Korotayev A.

Technological Forecasting and Social Change. 2020. Vol. 155. P. 1-15.

Статья
Performing Resistance: Liminality, Infrapolitics, and Spatial Contestation in Contemporary Russia

Fröhlich C., Jacobsson K.

Antipode. 2019. Vol. 51. No. 4. P. 1146-1165.

Книга
Protest Publics. Toward a New Concept of Mass Civic Action

Под редакцией: N. Y. Belyaeva, D. Zaytsev, V. A. Albert.

Switzerland: Springer, 2019.

Статья
Independent storage of different features of real-world objects in long-term memory

Utochkin I. S., Brady T. F.

Journal of Experimental Psychology: General. 2020. Vol. 149. No. 3. P. 530-549.

Глава в книге
Climate Adaptation of “Smart City” by Assessing Bioclimatic Comfort for UBEM

Ilina I. N., Dunichkin I. V.

In bk.: Sustainability in Energy and Buildings. Singapore: Springer, 2020. P. 519-529.

Статья
Interaction between PFC neural networks ultra-slow fluctuations and brain oscillations

Rooy M., Novikov N., Gutkin B.

Izvestiya Vysshikh uchebnykh zavedeniy. Prikladnaya nelineynaya dinamika. 2020. Vol. 28. No. 1. P. 90-97.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/5
75 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
60/50/20
60 бюджетных мест
50 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
60/50/15
60 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
95/80/5
95 бюджетных мест
80 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
35/10/2
35 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
18/5/2
18 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10/1
35 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
30/15/5
30 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Магистр прикладной и сетевой аналитики

2 года
Очная форма обучения
60/50
60 платных мест
50 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Обучение и оценивание как наука

2 года
Очная форма обучения
32/5/3
32 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
15/5/3
15 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
20/5/15
20 бюджетных мест
5 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
29/5/2
29 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
30/5/2
30 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
80/3
80 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
80/3
80 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
40/3
40 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
22/5/2
22 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/15/2
30 бюджетных мест
15 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/5/1
40 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

Сергей Щебетенко о новом гранте РНФ

Представители факультета социальных наук выиграли сразу несколько грантов в рамках конкурса Российского научного фонда, итоги которого были подведены на прошлой неделе. Среди победителей – профессор Департамента психологии Сергей Щебетенко, представивший на конкурс заявку по теме «Русская таксономия черт личности». Мы попросили Сергея Александровича рассказать о планируемом исследовании

Сергей Щебетенко

Сергей Щебетенко
© частный архив СЩ
 

- Сергей Александрович, в чем идея вашего проекта? Какова его основная цель?

- В России, как и в большинстве других стран, для измерения черт чаще всего прибегают к определенному набору родственных моделей. В первую очередь это так называемая Большая Пятерка и ее шестифакторная сестра HEXACO. Это, безусловно, позволяет «ездить на одинаковых рельсах» исследователям личности из разных уголков планеты и разговаривать на общепринятом языке. Проблема в том, что в каждой социально-культурной среде может быть своя специфика, уникально отражающаяся на структуре личности. Может быть, у россиян автономно функционируют какие-то иные черты, не фиксируемые Большой Пятеркой или HEXACO. Чтобы это выяснить, нужно «уйти за вопросники», вернуться к первичным языковым единицам, которые люди используют для описания личности. 

Такого рода исследования давно были проведены с английским языком. Они, собственно, и породили названные выше модели и легли в основу всем известных вопросников личности. За последние полвека аналогичные исследования были проведены с целым рядом языков: от немецкого и нидерландского – до тагальского языка филиппинцев и диалекта нама, распространённого в Южной Африке. 

В 1970-1990-е годы «русские» черты личности также интенсивно изучались в проекте профессора МГУ Александра Шмелева и его коллег. Были получены важные результаты, которые говорят о том, что «русская структура личности» в заметной степени согласуется с Большой Пятеркой, хотя и обладает своей спецификой. Однако этот важный проект по своему происхождению отличался от формировавшихся в то время международных стандартов изучения таксономии черт, что отмечают и сами авторы (напр., Shmelyov& Pokhil’ko, 1993).

В нашем проекте мы планируем изучить таксономию черт личности современных русскоговорящих индивидов, используя, во-первых, сложившуюся на сегодня международную практику таких исследований, и, во-вторых, подключив современные ресурсы анализа данных. Результаты исследования могут быть использованы в прикладной психодиагностике личности.

- Давно ли Вы исследуете эту тему?

- В самом широком смысле мы изучаем этот вопрос с первых шагов в науке. Три основных исполнителя проекта имеют самое прямое отношение к Пермской психологической школе, основанной профессором Мерлиным. В ее фокусе находятся индивидуальные различия между людьми, их поведением, темпераментом и, конечно, свойствами личности. Наша группа, костяк которой оформился в последние лет пять, изучает черты личности – очевидный компонент этой научной школы. 

В узком смысле мы подошли к проблеме таксономии в последние пару лет, в процессе завершения другого крупного проекта, по русскоязычному адаптированию нового вопросника Big Five Inventory-2, весьма популярного среди исследователей. 

- Кто вошел в Вашу команду, которая будет работать по гранту?

- В нашу команду входит заведующий кафедрой практической психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Алексей Калугин, старшая преподавательница кафедры психологии развития Пермского государственного национального исследовательского университета Арина Мишкевич, защитившая в 2020 году диссертацию PhD в совете Вышки. В нашей команде – две студентки бакалавриата департамента психологии Вышки – Юлия Витко и Ульяна Сиротина. Неформальным консультантом проекта стал Буле Де Раад, профессор Гронингенского университета, один из живых классиков исследований таксономии черт. 

С этим запускающимся проектом напрямую связан и уже работающий, так сказать, «малый» (но крайне важный) проект по первичному отбору слов. В нем участвует несколько студенток Вышки. 

Успех заявки в нашем случае сложился, как мне кажется, из нескольких факторов. Во-первых, это действительно важная теоретико-эмпирическая проблема – с очевидными пробелами в изучении и с потенциальными выходами в прикладную сферу. Во-вторых, это была уже вторая наша попытка заявить проект в РНФ. Набив шишек, мы – где-то интуитивно, а где-то с опорой на критику рецензентов – внесли заметные правки в текст заявки. В-третьих, у нас достаточно сбалансированная и разнообразная по составу команда, обладающая и супер-опытом Буле Де Раада и энергичностью молодых сотрудников. 

- Насколько существенным считается размер гранта? На что Вы планируете его потратить?

- Я думаю, что сам по себе факт финансирования добавит концентрации и дедлайновости нашей команде. В этом плане важен не столько весьма внушительный размер гранта, сколько сам его факт. Статьи расхода – традиционные: зарплаты сотрудникам, участие в конференциях, покупка недостающего софта.