• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Кривоколенный пер., д.3.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

Факс: 8 (495) 772-95-90 *22460

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Ахременко Андрей Сергеевич
Заместитель декана по наукам о поведении Ключарев Василий Андреевич
Заместитель декана по международному сотрудничеству и интернационализации Антонова Виктория Константиновна
Мероприятия
1 октября 2020 – 31 июля 2021
Заявки принимаются до 15 декабря 2019 г. 
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/5
75 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
60/50/25
60 бюджетных мест
50 платных мест
25 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
63/50/15
63 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
95/70/5
95 бюджетных мест
70 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
34/10/2
34 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10
35 бюджетных мест
10 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
27/10/5
27 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Население и развитие

2 года
Очная форма обучения
10/5/12
10 бюджетных мест
5 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
21/5/1
21 бюджетное место
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика

2 года
Очная форма обучения
20/5/25
20 бюджетных мест
5 платных мест
25 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
29/5/2
29 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
30/5/2
30 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
50/5
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
70/5
70 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/1
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современная историческая наука в преподавании истории в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
14/6/5
14 бюджетных мест
6 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современная филология в преподавании литературы в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
27/5
27 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
30/5
30 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
22/5/2
22 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования

2 года
Очная форма обучения
15/5/8
15 бюджетных мест
5 платных мест
8 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/5
40 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
19/5
19 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
25/15/2
25 бюджетных мест
15 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/5
40 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
RUS
Обучение ведётся на русском языке

Как поступить в пять европейских магистратур одновременно: опыт нашей выпускницы

Сара Алескерова, выпускница образовательной программы «Психология» 2018 года, после окончания бакалавриата Вышки поступила сразу на пять зарубежных магистерских программ по когнитивным наукам. Как выбрать университет своей мечты и что нужно сделать, чтобы поступить туда и получить грант на обучение, Сара рассказывает на своем примере. Старшекурсники, не пропустите!

Поиск университета и программы

Сначала необходимо выбрать программы, которые вам подходят. Моими основными критериями для выбора магистратуры были наличие лабораторий, которые занимаются изучением долговременной памяти, и присутствие в учебном плане курсов по нейроимиджингу и углубленной статистики. Разумеется, это были не единственные критерии, поэтому составление списка подходящих программ происходило в несколько этапов.

Шаг 1. Проверила программы в университетах, где работают известные нейроученые, которых я знаю по конференциям и по Твиттеру.

Шаг 2. Сделала список почти всех европейских стран и городов, где есть хорошие университеты, и смотрела последовательно в каждом из них.

Звучит как будто это отняло много времени, но на самом деле нет. Выглядело это примерно так:

I. Например, я знаю, что есть сильная группа по эпизодической памяти в Сассексе. Открываю их программу по когнитивной науке. Вижу, что там очень общие и базовые курсы и нет упора на нейроимиджинг. Закрываю, в таблице пишу «basic, no Ni».
Открываю университет Йорка, где тоже работает сразу несколько групп по изучению эпизодической памяти, а в программе есть нейроимиджинг и статистика. Записываю в таблицу.

II. Открываю QS Rankings, смотрю список университетов на уровне graduate studies по психологии, и последовательно смотрю, что они предлагают. Потом я просто сделала список стран и крупных городов и уже безотносительно рейтинга смотрела, какие программы у них есть и их наполнение.

Заметка о рейтингах: они, конечно, значимы и дают представление об уровне науки и качестве образования в университете. Но Вышка, например, по психологии в группе 201-250 и попала туда совсем недавно. Мы получили хорошую базу, и я, когда нахожусь в классе, не чувствую, что мне не хватает знаний или навыков. Часто даже бывает наоборот: тут мало кто имеет опыт сразу и в ЭЭГ, ТМС, и знает про Фурье, хорошо разбирается в классических когнитивных экспериментах. Так что образование нам дали на высоком уровне. Поэтому важно смотреть на университеты вне рейтингов. Так будет больше вероятность, что вы найдете программу, которая подходит именно под ваши потребности. Часто бывает, что известные ученые работают в университетах с невысоким рейтингом. Это тоже стоит принимать во внимание.

Еще можно воспользоваться сайтом Mastersportal.com, который содержит информацию обо всех магистратурах Европы.

Шаг 3. После того, как я выделила для себя интересные программы, я сделала таблицу и сравнила наполнение программ. Я выписала курсы, завлабов, тематику лабораторий, ссылки на их сайты и еще ссылки на несколько последних статей, чтобы посмотреть направление их исследований. Почему мне показалось важным посмотреть последние статьи? Потому что научная группа может поменять направление своих исследований, и может случиться так, что это направление не совпадает с вашими интересами.

Шаг 4. Затем я сделала список полуфиналистов. Для этого я в свою таблицу добавила стоимость обучения, возможность получения стипендии и ее размер, дедлайны подачи заявлений на программу и стипендию, требования к поступлению (IELTS, размер мотивационного письма, количество рекомендательных писем), среднюю стоимость общежития, среднюю стоимость жизни взяла с сайтов университета или с сайта Numbeo.

Стоит обратить внимание, что условием получения некоторых стипендий является требование вернуться в Россию после окончания обучения. Такое требование есть у некоторых правительственных стипендий, например, у британской стипендии Chevening. А, скажем, голландская стипендиальная программа Orange Tulip Scholarship таких условий не ставит. Мне было важно найти стипендии без этого требования.

Результатом сравнения по всем этим параметрам и стал список полуфиналистов – т.е. тех университетов, в которые я в итоге подала документы.

Несмотря на то, что некоторые университеты не предоставляли стипендию, я все равно подала в них документы. И продолжала искать стипендии от некоммерческих организаций, поддерживающих исследования в нейронауке.

Подача заявлений

Процедура поступления состоит из нескольких этапов:

  1. Создать аккаунт в системе университета. В некоторых университетах система безопасности сложная, поэтому нужно дождаться письма с одноразовым паролем. Вывод: не откладывайте подачу документов на последний день.
  2. Заполнить заявку. Вас попросят внести паспортные данные, данные о вашем предыдущем образовании, загрузить скан паспорта, диплома, оценок, мотивационное письмо, CV. Рекомендательные письма либо загружаете сами, либо это должны сделать научные руководители. Здесь нужно очень внимательно проверить требования университета. Опять же, не откладываете на последний день, потому что ваш руководитель будет загружать это письмо, когда ему/ей удобно, и это скорее всего будет не в 23:59 последнего дня приема заявок.
  3. Особенности: университет может попросить дополнительные документы. В Манчестере это был Referee report form, где ваш руководитель должен был оценить ваши academic performance, intellectual ability, capacity for original thinking и т.д. В Радбауде – список всех курсов за 4 года, имена преподавателей, список обязательной литературы, количество кредитов. Такую таблицу требуют в большинстве нидерландских университетов.
  4. Проверяйте в каком расширении надо загружать документы. Если это PDF, то загрузка файлов в Word может стоить вам места на программе.

Мотивационное письмо на магистерскую программу

При написании мотивационного письма я использовала перечень вопросов, предлагаемых на сайте Ноттингемского университета, и советы Виктории Коржовой. Обязательно зайдите в ее группу – там огромное количество отличных советов по написанию мотивационных писем, составления CV и многому другому.

Вопросы от Ноттингема хороши тем, что это базовые вопросы, которые вы должны осветить в своем письме и которые обычно и требуется раскрыть при написании мотивационных писем:

  • What is your rationale for applying to this course, and why do you think you are a suitable candidate for a place on the course?
  • What elements of the course are you drawn to, what made you choose this particular programme?
  • What previous experience, either practical or academic, do you have that is relevant to the programme you are applying to?
  • What are your future aspirations, either career or academic, and how you see this programme benefitting these aspirations?
  • Please explain and demonstrate your motivation for applying to this course?
  • What attracted you to want to study at the University of Nottingham?

Обязательно проверяйте объем письма. Если написано 300, значит 300. Вы будете загружать его в специальное окно в форме подачи, и 301 слово уже не пройдет.

Мои мотивационные письма получились довольно сухие и по делу. Я просто писала, как есть: окончила психфак, хочу дальше заниматься наукой. Не приукрашивала, что вот с помощью нейронауки я собираюсь спасти мир :) То же самое касалось моей мотивации заниматься нейронаукой – все было четко по делу: мне это интересно, потому что есть много нерешенных вопросов в науке.

Собственно, вот некоторые фрагменты:

My interest in cognitive neuroscience and functional imaging has developed while reading papers for my research and during various curricular courses on cognitive psychology. As a student, I participated in a research project that examined the role of the BDNF in working memory by looking at the eye tracking data. Since I have little experience with neuroimaging techniques and wish to continue investigating the neural bases of memory, I need to learn how to implement brain imaging techniques in real research. I find this course to have the right combination of theoretical and practical courses that will prepare me as a scientist for my future neuroimaging projects within the field of neuroscience of memory.

Кусок абзаца, где я объясняю зачем мне эта магистратура:

This course is a logical step in my intention to become a cognitive neuroscientist and investigate memory mechanisms. One of the main approaches to studying memory is brain imaging as it is widely used to investigate pathways and brain areas involved in memory-related processes. I am certain that I will acquire the necessary expertise in brain imaging on this programme, and it will prepare me for my future PhD project.

Мотивационное письмо на стипендию

О написании мотивационного письма на получение стипендии расскажу на примере стипендиальной программы Orange Tulip Scholarship, выдающей гранты от голландских вузов специально для студентов из России. Именно она мне в итоге оплатила обучение, визу, медицинскую страховку и получение вида на жительство.

За основу я взяла мотивационное письмо на программу, но добавила, как мои знания, полученные в магистратуре, помогут обществу в целом. В нашей области с этим всегда есть некоторые трудности, потому что то, что мы изучаем сложно/мало применимо к социальным проблемам. Однако наши знания можно применить в клинике. Поэтому, когда вас просят описать, чем вы и ваша специальность можете быть полезны обществу, хорошим аргументом может быть использование нейронаучных знаний для диагностики и лечения нейропсихологических и психических заболеваний.

Не лишним будет перед написанием мотивационного письма ознакомиться с примерами мотивационных писем предыдущих победителей.

Рекомендательное письмо

1.Проверьте сколько нужно писем (иногда бывает, что 3).

2. Просите заранее, чтобы у ваших руководителей было время его написать.

3. Проверяйте требования. В некоторых университетах просят, чтобы внутри рекомендации был указан номер вашей заявки, который вы получаете при регистрации.

4. Если не просят написать в определенном шаблоне, значит он свободный. Вот такой я сделала сама для своих руководителей.

Curriculum vitae (CV)

Раньше при составлении CV я использовала сервис cvmkr.com. Там есть уже готовые разделы, Вам нужно только добавить информацию. К сожалению, количество бесплатных разделов ограничено, а платить $5 в год всю оставшуюся жизнь не хотелось, поэтому я взяла шаблон от Виктории Коржовой и немного его преобразовала. Обязательно проверьте требование по фотографии.

Собеседование

Собеседование было только в Радбауде. Проходит оно по скайпу. Вас просят рассказать детально про ваш предыдущий научный проект, какие задачи вы там выполняли, о чем он вообще был. Также вас спрашивают про любимые предметы на вашей программе, про предметы, которые вас больше всего заинтересовали в выбранной магистратуре, с какими учеными вы планируете проводить исследования, просят описать свои слабые и сильные стороны и интересуются, почему вы вообще занимаетесь нейронаукой.

Магистратура + PhD. Сдвоенные программы

Я также просмотрела несколько сдвоенных программ. Обычно они идут 4 года: 1 год магистратура и 3 года PhD. Дедлайн подачи заявлений обычно намного раньше, чем на обычные магистратуры — в конце декабря.

Другая особенность — в некоторых вузах вам нужно помимо мотивации загрузить план вашего потенциального исследования и на собеседовании рассказать про него. Могут еще задать вопросы на знание вашей области.

Поступление

Самое приятное в ожидании – это то, что оно когда-нибудь заканчивается. Мое ожидание результатов по поданным мной заявкам закончилось вдвойне приятно: я получила сразу пять положительных ответов. И мне снова пришлось выбирать. Вот список программ, на которые я поступила (и пару слов про когнитивные институты в этих университетах):

1. Radboud University (Netherlands) – MSc In Cognitive Neuroscience

Donders Institute For Brain, Cognition And Behavior – огромный исследовательский центр, в котором есть большое количество групп по восприятию, языку и клиническим исследованиям. Тесно сотрудничает с медицинским факультетом и госпиталем Радбауда, поэтому если вы хотите проводить исследования на пациентах, – это отличный вариант. Центр полностью оснащен – несколько МРТ, МЭГ, все виды неинвазивной стимуляции.

2. University of York (UK) – MSc in Cognitive Neuroscience

York Neuroimaging Centre – есть МЭГ и МРТ, группы по вниманию, памяти и моторным функциям.

3. University of Manchester (UK) – MSc in Neuroimaging for Clinical and Cognitive Neuroscience

Программа относится к медицинскому факультету, у которого есть доступ к пациентам, все виды диагностических инструментов, включая МРТ, ПЭТ, МЭГ и т.д. Полный список их facilities.

4. University of Nottingham (UK) – MSc in Brain Imaging

Sir Peter Mansfield Imaging Centre (SPMIC) – в основном группы по вниманию, памяти, сну, принятию решений и моторному контролю. В центре есть 6 разных МР-сканнеров, МЭГ и т.д. Есть группа, которая занимается разработкой методов, вроде portable MEG.

5. University of Cardiff (UK) – MSc in Neuroimaging: Methods and Applications

Cardiff University Brain Research Imaging Centre (CUBRIC) – один из самых крутых центров по нейроимиджингу в мире. Помимо огромного разнообразия исследований, там работают главные люди, которые разрабатывают софт и вообще нейроимиджинговые методы. Поэтому если вы хотите совершенствовать МРТ, или у вас есть идея нового метода, вам туда.

Чтобы выбрать финалистов, я прочитала программу каждого предмета, проанализировала список обязательной литературы и еще раз посмотрела, чем занимается каждый завлаб. В итоге заключительный поединок состоялся между Ноттингемом и Радбаудом. Победил Радбауд.

Наконец, остается пройти заключительные формальности. Некоторые университеты требуют апостилировать диплом. У меня ни один не потребовал. Хватило европейского приложения к диплому на английском. Но у меня Радбауд потребовал нотариально заверить копию первой страницы паспорта. Зато визу дали в тот же день, через 5 часов после сдачи паспорта. Все визовые вопросы за вас решает Радбауд. Вам нужно только загрузить документы в систему. Но в любом случае советовала бы заранее узнавать требования вашего университета, чтобы было время подать на стипендию, получить визу и т.д.

Радбауд

На программе MSc In Cognitive Neuroscience 4 трека: «Language and Communication», «Perception, Action and Control», «Plasticity and Memory» и «Brain Networks and Neuronal Communication».

Мой трек «Plasticity and Memory» полностью посвящен изучению памяти, ее развитию, есть курс по нейрогенетике, нейродегенеративным заболеваниям, пластичности и адаптации, научению и многому другому. Так же есть 2 курса по нейроимиджингу, с выбором направления: либо электрофизиология, либо гемодинамические методы. Поскольку мне очень хочется научиться работать с фМРТ, возможность выбрать второе направление было большим плюсом.

О нагрузке. Представьте неделю дедлайнов в Вышке, а теперь представьте, что это ваша обычная рабочая неделя. И такая нагрузка начинается сразу. К лекциям надо читать большое количество статей, у нас уже было 2 экзамена, 1 контрольная и предстоит еще один экзамен. Но курсы невероятно интересные, а преподаватели очень доброжелательные и отлично объясняют материал, поэтому учеба тут доставляет огромное удовольствие.

Про сам университет могу только сказать, что это идеальное место. Еще ни разу не было каких-либо бюрократических проблем, вся система работает как часы, невероятно красивый, удобный и экологичный кампус. Огромное количество активностей, видов спорта. В общем, тут есть абсолютно все, что пожелаете.


Сара Алескерова,
выпускница образовательной программы «Психология»