• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Кривоколенный пер., д.3.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

Факс: 8 (495) 772-95-90 *22460

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Ахременко Андрей Сергеевич
Заместитель декана по наукам о поведении Ключарев Василий Андреевич
Заместитель декана по международному сотрудничеству и интернационализации Антонова Виктория Константиновна
Статья
Performing Resistance: Liminality, Infrapolitics, and Spatial Contestation in Contemporary Russia

Fröhlich C., Jacobsson K.

Antipode. 2019. Vol. 51. No. 4. P. 1146-1165.

Книга
Protest Publics. Toward a New Concept of Mass Civic Action

Под редакцией: N. Y. Belyaeva, D. G. Zaytsev, V. A. Albert.

Switzerland: Springer, 2019.

Статья
Independent storage of different features of real-world objects in long-term memory

Utochkin I. S., Brady T. F.

Journal of Experimental Psychology: General. 2020. Vol. 149. No. 3. P. 530-549.

Глава в книге
Climate Adaptation of “Smart City” by Assessing Bioclimatic Comfort for UBEM

Ilina I. N., Dunichkin I. V.

In bk.: Sustainability in Energy and Buildings. Singapore: Springer, 2020. P. 519-529.

Статья
Interaction between PFC neural networks ultra-slow fluctuations and brain oscillations

Rooy M., Novikov N., Gutkin B.

Izvestiya Vysshikh uchebnykh zavedeniy. Prikladnaya nelineynaya dinamika. 2020. Vol. 28. No. 1. P. 90-97.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/5
75 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
60/50/25
60 бюджетных мест
50 платных мест
25 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
63/50/15
63 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
95/70/5
95 бюджетных мест
70 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
34/10/2
34 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10
35 бюджетных мест
10 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
27/10/5
27 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/12
10 бюджетных мест
5 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
21/5/1
21 бюджетное место
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
20/5/25
20 бюджетных мест
5 платных мест
25 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
29/5/2
29 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
30/5/2
30 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
50/5
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
70/5
70 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/1
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Современная историческая наука в преподавании истории в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
14/6/5
14 бюджетных мест
6 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современная филология в преподавании литературы в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
27/5
27 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
30/5
30 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
22/5/2
22 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
15/5/8
15 бюджетных мест
5 платных мест
8 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/5
40 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
19/5
19 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
25/15/2
25 бюджетных мест
15 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/5
40 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

Гражданин покупатель

Современный потребитель перестает действовать исключительно в личных интересах. Он становится активным гражданином, использующим рынок как площадку для выражения своей позиции. Откуда берется и как устроен политический консюмеризм — в исследовании преподавателя департамента социологии Регины Романовой.

Гражданин покупатель

©Essentials/istock

Современный потребитель перестает действовать исключительно в личных интересах. Он становится активным гражданином, использующим рынок как площадку для выражения своей позиции. Откуда берется и как устроен политический консьюмеризм — в исследовании преподавателя департамента социологии Регины Романовой.

Бойкот со смыслом

Политический консьюмеризм — особая форма потребительского поведения, которая заключается в выборе товаров на основании политических и этических убеждений. Такое потребление может выражаться через бойкот (boycott) и байкот (buycott) определенной продукции. 

Бойкот — отказ от покупки товаров как способ выражения политической позиции.
Байкот предполагает маркировку экологически и этически «справедливых» продуктов, рекомендованных к покупке, например, не нарушающих прав животных или использующих только экологически чистое сырье

Разнородность проявлений политического консьюмеризма не позволяет выделить сформировавшуюся социальную группу. Одни потребители бойкотируют продукцию фирм, которые проводят опыты на животных, другие выбирают товары, не содержащие компонентов, опасных для окружающей среды, а третьи покупают исключительно у локальных производителей, игнорируя крупных ритейлеров.

Глобальные примеры проявления политического потребления

 Бойкот израильских товаров ввиду конфликта с Палестиной 

 Бойкот японских товаров в Китае из-за территориальных споров 

 Санкции против России в связи с присоединением Крыма 

 Социальная компания #Grabyourwallet, призывающая бойкотировать товары компаний, связанных с новым президентом США Дональдом Трампом и членами его семьи

 «Карикатурный скандал» — бойкот датских товаров в мусульманских странах из-за карикатуры на пророка Мухаммеда в одном из журналов Дании 

Чем креативнее, тем лучше

Потребителем движет личная выгода, что теоретически противопоставляет его гражданину, для которого общее благо выше собственного. Однако, с развитием массового производства, политика постепенно переходит в публичную сферу, функционируя по рыночным законам. И если раньше преследование покупателем индивидуальных интересов скорее поощрялось, то сейчас вызывает волну социальной критики.

Меняется и понятие политического участия. Изначально его формами считались действия, влияющие на поведение государства, — реализация избирательных прав, прямое обращение к органам власти или членство в партиях. Но представления о гражданском долге эволюционируют, и более эффективным средством воздействия на общество уже признаются коллективные действия людей, намеренных изменить мир своими силами, без привлечения «административного ресурса».

Таким образом, происходит переориентация на более гибкий формат — креативное участие. Оно рассматривается как один из критериев политичности и не противоречит традиционному пониманию гражданской активности, поскольку покупатель, руководствуясь политическими и этическими нормами, берет на себя ответственность за общественное благополучие. Например, бойкотирование товаров при производстве которых использовался детский труд — это поддержка доминирующих убеждений о недопустимости эксплуатации детей. А бойкот, проводимый афроамериканцами под лозунгом «Не покупай там, где ты не можешь работать», — способ борьбы с дискриминацией на рынке труда и отстаивание социальной справедливости как таковой.

Государство формирует потребителя

Покупки — сфера частных интересов, но особенности потребления формируются не только индивидуально. Они варьируются «в зависимости от институционального и культурного контекстов, сопрягаясь с развитием государства».

То есть государство, а значит, и политика, определяют закономерности поведения потребителя. В разных странах это происходит по-разному. Например, в США и СССР.

Историк Лизабет Коэн выделяет следующие виды потребителей в США: гражданин-потребитель ( citizen-consumer ) и клиент-потребитель ( customer-consumer ). В условиях Второй мировой войны популяризировалось поведение граждан-потребителей, ставящих общественное благо выше личного и готовых быть бережливыми в условиях дефицита товаров. В послевоенные годы приоритет сместился в сторону клиентов-потребителей, которые коллективными гражданскими действиями (а именно увеличивающимся потреблением) оказывали помощь стране через восстановление ее рынка. Новые паттерны потребительского поведения и рост массового производства в США, с одной стороны, множили разнообразие на рынке, а с другой, укореняли социальное неравенство. Доступ к таким благам, как приобретение домов в ипотеку или налоговые льготы, превратился в ключевой элемент экономического гражданства и политический аргумент при отстаивании своих прав.

Иная ситуация — в Советском Союзе. В первые десятилетия существования государства была актуальна модель аскетичного потребления как противопоставление буржуазному: советский человек — это гражданин и работник, трудящийся на благо модернизации экономики. В 1934 году обман потребителя (нарушение установленных розничных цен, сокрытие цен, обвешивание и проч.) кодифицируется как уголовное преступление не только против гражданина, но и государства.

Послевоенные годы сформировали другой идеал гражданственности и, соответственно, модели потребления. Холодная война и оттепель способствовали сближению потребительской культуры западных стран и СССР. Новым критерием для оценки эффективности экономической системы и государства в целом стала удовлетворённость потребителя и достижение высокого уровня материальной жизни. Cоветские потребители из активных строителей сильного государства превращаются в объект его заботы. Дискурсивно новая формула советской политики потребления отражается установкой «все во имя человека, все для блага человека».

IQ

Автор исследования:

Регина Романова, младший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований, преподаватель факультета социальных наук НИУ ВШЭ