• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 103070, Москва, Кривоколенный пер., д.3.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

Факс: 8 (495) 772-95-90 *22460

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство

Декан Мельвиль Андрей Юрьевич

Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич

Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна

Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович

Заместитель декана по науке Ахременко Андрей Сергеевич

Заместитель декана по наукам о поведении Ключарев Василий Андреевич

Заместитель декана по международному сотрудничеству и интернационализации Антонова Виктория Константиновна

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/10
75 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
60/50/15
60 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
60/50/10
60 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Российские исследования/Russian Studies

4 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
90/50/7
90 бюджетных мест
50 платных мест
7 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/6
20 бюджетных мест
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
47/15/2
47 бюджетных мест
15 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Население и развитие

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика

2 года
Очная форма обучения
20/10/20
20 бюджетных мест
10 платных мест
20 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
30/5/5
30 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
28/10/6
28 бюджетных мест
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
28/5/2
28 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
40/2
40 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
60/2
60 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
20/3
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
5/10
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современная историческая наука в преподавании истории в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
30/5
30 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современная филология в преподавании литературы в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
30/5
30 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
30/5
30 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
22/5/2
22 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
50/10/1
50 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/20/2
30 бюджетных мест
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
50/10
50 бюджетных мест
10 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
15/15
15 мест за счет средств ВШЭ
15 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке

Конференция Европейского общества изучения развития во взрослом возрасте

25-27 мая в университете Гринвич (Лондон, Великобритания) по инициативе факультета образования и здоровья состоялась конференция Европейского общества изучения развития во взрослом возрасте (European Society for Research in Adult Development, ESRAD). Рассказывает профессор департамента психологии Софья Нартова-Бочавер.

Гринвич – символ пространства, времени, перемещения - всего, что описывает процесс развития.  Трудно представить себе место, более архетипичное и подходящее для мероприятия в области психологии развития. Возможно, отчасти именно поэтому общение и интеллектуальное творчество участников конференции отличались высокой интенсивностью и продуктивностью.

Конференция была особым событием:  впервые члены сообщества встречались в формате конференции, а не симпозиума, как это было на пяти предыдущих встречах. Авторитет сообщества повышается, и это не случайно; исследования участников конференции отвечают современным демографическим трендам. В чем же они заключаются?

Как известно, психология развития как наука в начале своего становления, в 19 веке, занималась только особенностями развития детей. Это не удивительно: детей было много, их нужно было учить и воспитывать. При этом не каждый доживал до взрослого возраста. Несколько позже стали привлекать к себе внимание подростки как особая внутренне противоречивая группа, создающая близким и обществу в целом множество проблем:  будучи интеллектуально и физиологически зрелыми, они не имеют достаточных социальных возможностей и самоконтроля, чтобы удовлетворить свои недавно появившиеся потребности, и это делает их чрезвычайно трудными людьми, кризисы которых не заметить невозможно. Изучение других возрастных стадий началось значительно позже, в середине 20 века, когда было обнаружено, что взрослые также имеют разные траектории развития, переживают типичные и ненормативные кризисы. Поскольку именно люди среднего возраста наделены высокой социальной ответственностью, то их благополучие определяет состояние всех остальных возрастных групп – детей, подростков, пожилых людей. Еще позже стала привлекать к себе группа людей позднего «третьего» возраста, что связано с успехами медицины, увеличением продолжительности жизни и, как результат – увеличением доли пожилых и старых людей в популяции. Социальных проблем, связанных с этим явлением, довольно много – это необходимость обеспечить им занятость, досуг, полноценный отдых, заботу, наконец,  достойный уход из жизни. Стало ясно, что психологические ресурсы и пластичность людей позднего возраста очень велики, но их нужно укреплять и использовать, исходя из индивидуальных особенностей людей, траекторий и типов их старения. Поэтому психология развития во взрослом возрасте на ближайшие десятилетия обеспечена внушительным участком работы.

Научное общество ESRAD занимается теоретическими  и эмпирическими исследованиями новых явлений в ходе жизненного пути человека – малоизученных кризисов, подобных кризису первой четверти жизни и середины жизни, а также привязанности/сепарации во взрослом возрасте, развития идентичности, субъектности и жизнестойкости.

Председатель общества и организатор конференции  д-р Оливер Робинсон занимается исследованием кризиса первой четверти жизни (quarter-life crisis), смысл которого состоит в том, что молодые люди совершают основные жизненные выборы (близких людей и профессии) и нередко, после ошибок в этих выборах, кристаллизируют свои основные жизненные цели. Кризис четверти жизни переживается в возрасте между 20 и 30 годами и сопровождается чувством потерянности, депрессией, экзистенциальным вакуумом. Поскольку этот возраст  приходится на студенчество, во многих  университетах, в том числе и в Гринвиче,  уделяется большое внимание сопровождению адаптации молодых людей к университету с учетом возрастных особенностей и связанных с ними возможных рисков для психологического благополучия.

В конференции приняло участие около 80 человек из разных стран; Россия по количеству участников заняла третье место. Приглашенный лектор профессор Джефф Арнетт из университета Кларк (Массачусетс, США) посвятил свою лекцию пониманию взросления в 21 веке, выделив четыре основных особенности: это выбор партнеров по «созвучию души», выбор работы, исходя из переживания идентичности, осознанное управляемое родительство и увеличение продолжительности жизни. Арнетт – автор эвристичного и популярного понятия «становящаяся взрослость» (emerging adulthood). Другим приглашенным лектором была Татьяна Башкирова из университета Оксфорд Брукс (Великобритания). Темой ее лекции были особенности постановки целей во взрослом возрасте и роль коучинга в интенсификации этого процесса.

Главными темами конференции были заявлены 1) стадиальность жизненного пути, переходные периоды и поиск смыслов на новой стадии жизни, 2) коучинг и лидерство в соотнесении с теориями развития во взрослом возрасте и 3) кросс-культурный подход к развитию во взрослом возрасте. Характеризуя научные акценты конференции в целом, можно отметить, что отчетливо доминировало предпочтение идиографических исследований и качественных методов. Также была широко представлена тема юности и адаптации к университету. Большой интерес вызвали российские исследования, в частности, теория диалектического мышления Н.Е. Вераксы, которой было посвящено отдельное событие после окончания конференции. На конференции упоминалось также понятие субъекта (agent), типичное для российской психологии и германо-скандинавской традиции, однако нечасто использующееся в психологии других стран, что также способствовало научному диалогу.

События конференции включали разнообразные формы – лекции приглашенных профессоров, симпозиумы и постерную сессию. Интересно, что, поскольку на большинстве международных научных событий количество выступлений одного докладчика лимитировано, представление своего исследования в виде постера не считается предосудительным даже для «взрослых» участников, и это событие, которое проходит наименее формально в обстановке фуршета, обычно способствует интенсивному общению ученых, дискуссии и определению общих интересов.

Я представила два доклада – устный и постерный. Устный доклад «How home environment and dormitory help first-year students in adapting to university» (соавторы Александра Бочавер, Софья Резниченко и Милана Хачатурова, при поддержке РНФ, проект 14-18-02163) был посвящен роли такого эко-социального ресурса, как жилище (дом и/или общежитие), в поддержании психологического благополучия первокурсников и превенции депрессивной симптоматики. Результаты исследования говорят о том, что наиболее восприимчивы к этому ресурсу студенты-москвичи и иногородние студентки; в целом ресурсная функция жилища выше в женской подвыборке. Любопытно также, что жилище скорее укрепляет благополучие, нежели предотвращает депрессию. Доклад вызвал высокий интерес и был очень уместен в контексте главных направлений конференции; данные планируется развернуть подробно в новой статье. Представляется возможным использовать эти результаты и в процессе психологического сопровождения первокурсников в НИУ ВШЭ, т.к. данные были собраны именно здесь.

Мой постерный доклад «The personal sovereignty in students from Armenia, China, and Russia» (соавторы Hakobjanyan Anna, Harutyunyan Svetlana, Khachatryan Narine, Wu Michael Shengtao, при поддержке РФФИ, проект 16-06-00239) был чрезвычайно значим для меня, т.к. впервые было представлено кросс-культурное исследование психологической суверенности – феномена, обоснованного мной в отдельной теории, которая имеет много последователей в России, но за рубежом пока еще малоизвестна. Психологическая суверенность – это черта личности, которая ответственна за поддержание приватности в разных сферах человеческого бытия (телесности, территориальности, личных вещей, режимных привычек, круга общения, вкусов и ценностей). Суверенность позволяет удерживать личностные границы и не позволять окружающим внедряться в них. Эта черта чрезвычайно адаптивна и связана практически со всеми показателями душевного здоровья и психологического благополучия, особенно в юности. Концепт и теория суверенности вызвали высокий интерес зарубежных коллег в силу высокой прикладной и психотерапевтической  значимости. В исследовании было показано, что, при отсутствии различий в общем показателе суверенности, композиция ее составляющих (профиль суверенности) различна в зависимости от культуры – в нашем случае осуществлялось сравнение Армении, Китая и России. Кроме того, фактор культуры оказался связан с фактором пола – так, если в целом показатели суверенности выше в России и Китае, в группе китаянок они особенно высоки; если в суверенность территории выше в группе юношей, то суверенность временны́х привычек выше в группе девушек. Эти данные интересны в перспективе продолжения и без того тесных экономических связей между нашими странами, а также большого количества интернациональных браков.

Конференция была, безусловно, значимым событием. Ее камерность позволила завязать много новых интересных знакомств и укрепить прежние профессиональные связи. Можно прогнозировать процветание научного сообщества и дальнейшее возрастание интереса к последующим конференциям, которые я рекомендую коллегам и в которых с удовольствием приму участие сама.


Софья Нартова-Бочавер,
профессор департамента психологии