• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Декан — Мельвиль Андрей Юрьевич

 

Первый заместитель декана — Миронюк Михаил Григорьевич

 

Заместитель декана по наукам о поведении — Ключарев Василий Андреевич

 

Заместитель декана по учебной работе — Присяжнюк Дарья Игоревна

 

Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами — Сорвин Кирилл Валентинович

 

Заместитель декана по науке — Мавлетова Айгуль Маратовна

 

Заместитель декана по развитию — Васильева Варвара Михайловна

 

103070, Москва, Кривоколенный пер., д.3.
Тел: 8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967
факс: 8 (495) 772-95-90*22460
e-mail: socscience@hse.ru

Статья
Individual and culture-level components of survey response styles: A multi-level analysis using cultural models of selfhood

Smith P., Vignoles V., Becker M. et al.

International Journal of Psychology. 2016. Vol. 61. No. 6. P. 453-463.

Глава в книге
Conclusion: The Changing Face of Social Movements and Emerging Patterns Across the Non-Western World
В печати

Rosenberg D., Arbatli E.

In bk.: Non-western social movements and participatory democracy: Protest in the age of transnationalism. Switzerland: Springer International Publishing, 2017.

Препринт
A STUDY ON THE CONSISTENCY BETWEEN HOUSING AND URBAN PLANNING POLICIES

Kosareva N., Polidi T. D., Puzanov A. et al.

Urban and Transportation Studies. WP BRP 03/URB/2016. HSE Working Papers, 2016

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/10
75 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
60/50/10
60 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
60/50/15
60 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
90/60/5
90 бюджетных мест
60 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
20/10/7
20 бюджетных мест
10 платных мест
7 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
35/15/5
35 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Население и развитие

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика

2 года
Очная форма обучения
20/10/20
20 бюджетных мест
10 платных мест
20 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
30/10/5
30 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/10
25 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
28/5/5
28 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
40/5
40 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
70/5
70 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современная историческая наука в преподавании истории в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современная политическая наука в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
25/5
25 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современная филология в преподавании литературы в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
15/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
22/5/5
22 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/20/5
30 бюджетных мест
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
15/10/5
15 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
20/10/3
20 бюджетных мест
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке

Демократизация по ошибке или Почему диктаторы пилят сук, на котором сидят?

4 декабря на факультета социальных наук состоялся восьмой междисциплинарный семинар САЕ «Вызовы социального развития». На семинаре выступил профессор политических наук Калифорнийского Университет в Лос-Анджелес (UCLA) и член международного экспертного совета НИУ ВШЭ Дэниэл Трейсман. Он прочитал доклад «Демократия по ошибке», подводящий итог его пятилетнему исследованию.

Докладчик сосредоточился на «акторной» составляющей уравнения демократизации. А значит, все, о чем пойдет речь ниже, случается только тогда, когда удовлетворяются структурные условия демократизации (Подробнее об условиях демократизации можно почитать в статье А.Ю. Мельвиля «Условия демократии и пределы демократизации»).

Дэниэл Трейсман проанализировал 201 случай демократизации в мировой истории за период 1820-2015 гг., попытавшись выяснить, какой процент этих демократизаций объясняется господствующими в современной политической науке «экономическими» теориями, считающими демократию результатом сознательного выбора  авторитарных элит?

Как выяснилось – где-то 28-33%. 5% погрешности объясняются различием трактовок понятия «демократизация». В эту треть случаев входят топ-5 изучаемых политической наукой причин демократизации. Эти причины объединяет одна черта – сознательность выбора демократического пути авторитарной элитой, стремящейся а) поучаствовать в перераспределении будущих доходов, чтобы не провоцировать протесты бедных (Acemoglu and Robinson 2006) – объясняет порядка 6-8% демократизаций; б) простимулировать граждан защищать страну (или режим) (Tichi and Vindigni 2008) – 4-5%; в) отучить будущую элиту от патронажа и перейти к более рациональным способам производства и распределения общественных благ (Lizzeri and Persico 2004) – 4%; г) победить во внутри-элитарной борьбе (e.g. Llavador and Oxoby 2005, Collier 1999), например, когда одна из элитарных фракций надеется выиграть за счет участия в выборах новых избирателей – 5-10%; д) прекратить длительный конфликт между отдельными группами, не разрешимый иными способами (Rustow 1970), иногда это формализуется в виде «пакта» (O’Donnell and Schmitter 1986) – порядка 14-16%, а с пактом – все 19%.

Все остальные (64-67%) известных науке случаев демократизации объясняются ошибками диктаторов. Эти ошибки бывают двух типов: ошибки информации (когда диктатор принял верное решение, исходя из имеющихся данных, но эти данные, к большому диктаторскому сожалению, были неверны) и ошибки расчета (когда информация у диктатора была верная, но вот решение на ее основе он принял так себе).

Трейсман предложил такую классификацию диктаторских ошибок, приводящих к демократизации:

  • Высокомерие-1 (hubris), выражающееся в игнорировании предупреждений, (в т.ч. в неэффективном использовании репрессий) и часто заканчивающееся для своего обладателя свержением в результате массовых восстаний. Например, бесславный конец правления Луи-Филиппа во Франции в 1848 году. Этот вид ошибки диктатора объясняет 13-17% случаев демократизаций.
  • Высокомерие-2, проявляющееся в объявлении диктатором национальных выборов или референдума в поисках подтверждения своей обширной поддержки и заканчивающееся поражением на этих самых выборах или референдуме. Классическим примером такой ошибки демократизации являются действия Пиночета в Чили в 1988 году. Этот вид ошибки ответственен за 24-29% демократизаций.
  • Военное приключение: диктатор начинает войну и проигрывает. Это довольно редкий случай ошибки демократизации (6-9% случаев), случившийся, например, с диктатором Аргентины Лепопольдо Галтьери в 1982 году, когда он по ошибке решил захватить Фолклендские острова.
  • Скользкая дорожка, на которую ступает диктатор, потерявший контроль над инициированными им же частичными реформами. Это самый популярный вид ошибки диктатора, приведший к демократизации 30-34% всех изученных стран. Хрестоматийный пример – Горбачев.
  • Довериться предателю. Когда авторитарная элита передает власть в руки лидера, оказавшегося впоследствии скрытым демократом, как, например, Хуан Карлос и Адольфо Суарес в Испании. К таким ошибкам демократизации относятся 7-10% всех случаев.
  • Контрпродуктивное насилие, которое возникает тогда, когда репрессии провоцируют новый, более масштабный виток недовольств. Так случилось, например, с режимом Хуссейна Эршада в Бангладеше в 1990 и на Украине в 2013. В целом, это довольно частая ошибка, объясняющая 12-15% демократизаций.

Возникает резонный вопрос: почему же диктаторы так часто и так фатально ошибаются? Трейсман предлагает рассматривать 3 категории причин: общечеловеческие когнитивные искажения, некоторые патологические особенности диктаторов и, наконец, проблемы авторитарной окружающей среды. К присущим всем людям ошибкам восприятия относятся сверхоптимизм (Krizan and Windschitl 2007); сверхуверенность (Lichtenstein, Fischhoff and Phillips 1982); редукция когнитивного диссонанса (dissonance reduction (Festinger 1957)); эффект страуса (Karlsson, Loewenstein and Seppi 2009) и иллюзия контроля (Langer and Roth 1975). Кроме того, «профессиональной болезнью» диктаторов является высокомерие (Owen and Davidson (2009), самоизоляция (прежде всего от плохих новостей и критики) и предрасположенность к предрассудкам (внушительное число авторитарных правителей при принятии государственных решений советовались с гадалками, астрологами и другими шарлатанами). К тому же, не стоит забывать, что лишенные возможности безопасного выхода на пенсию, диктаторы физически и умственно дряхлеют, при этом продолжая командовать странами. Мао, например, в последние свои годы еле-еле говорил, а Салазара хватил удар при исполнении государственных обязанностей.

Наконец, даже если диктатор смог удержаться от всего вышеперечисленного, нельзя сбрасывать со счетов губительное влияние авторитарной среды, а именно: опросам общественного мнения в диктатурах нельзя доверять. Даже если все посчитано правильно, опрашиваемые могут скрывать истинные предпочтения.

Все это: когнитивные искажения, профессиональные болезни диктаторов и пагубное влияние авторитарной окружающей среды – приводит к демократизации по ошибке. Но кроме того, оно может вызывать и другие ошибки, в конечном счете также способствующие демократизации. В первую очередь, это выбор типа избирательной системы, выводящей инкумбентов из игры (Andrews and Jackman 2005), и бездумная ратификация международных договоров, защищающих права человека (Sikkink 2011). Пиночет так неаккуратно подписал ООНовскую конвенцию против пыток, а потом, прикрываясь этой конвенцией, судья потребовал экстрадиции бывшего диктатора из Испании.

Подводя итог: быть диктатором очень трудно. Поэтому удивительно не то, что диктаторы нет-нет, да и допускают демократизацию по ошибке, а то, что такие ошибки не случаются сплошь и рядом.


Варвара Васильева,

доцент департамента политической науки,
заместитель декана факультета социальных наук


Презентация к семинару: 
Democracy by Mistake 

Видеозапись семинара: