• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Стукал Денис Константинович
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Мероприятия
28 сентября – 15 ноября
Книга
Темпорализм социальной реальности пандемии: общественное настроение, дискурсы и опыт

Антонова В., Божок Н. С., Веденеева Я. и др.

М.: ООО "Вариант", 2022.

Глава в книге
Reality monitoring in native and foreign language

Dolgoarshinnaia A., Martín-Luengo B.

In bk.: 6th HBP Student Conference on Interdisciplinary Brain Research. Frontiers Media S. A., 2022. P. 123-127.

Препринт
Revolutions and democracy. Can democracies stop violence?

Ustyuzhanin V., Korotayev A.

social sciences & humanities. SAGE advance, 2022

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Вычислительные социальные науки

4 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/10
75 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
40/50/15
40 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
80/50/15
80 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
115/50/5
115 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
45/10/2
45 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
16/5/2
16 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10/2
35 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
40/15/5
40 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Обучение и оценивание как наука

2 года
Очная форма обучения
30/5/3
30 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
20/8/15
20 бюджетных мест
8 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
20/7/2
20 бюджетных мест
7 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
Онлайн программа
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
32/5/2
32 бюджетных места
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
120/3
120 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
180/3
180 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
60/3
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Социология публичной сферы и цифровая аналитика

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/10/2
30 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
60/5/2
60 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке

Междисциплинарность как исследовательская и педагогическая стратегии

25 января на факультете социальных наук состоялось первое заседание междисциплинарного семинара САЕ «Вызовы социального развития». Профессор департамента политической науки ВШЭ Борис Капустин сделал доклад на тему «Междисциплинарность как исследовательская и педагогическая стратегии».

Для профессора Капустина и других участников семинара выбранная тема не случайна. На факультете социальных наук существует магистерская программа «Политика. Экономика. Философия», и для создателей этой программы «учить междисциплинарности» — насущная практическая проблема.

Свое выступление профессор Капустин начал с критики дисциплинарной формы организации знания. Слово «дисциплина» с латыни переводится как «наставление ученика». Дисциплина, что бы под ней ни понималось, первым делом ориентирована на производство носителей дисциплины. т.е. производство покладистого, послушного, «выдрессированного» субъекта познания еще до начала познания. О том же говорит Мишель Фуко: дисциплина предполагает определённую власть, субординацию, иерархию. Иными словами, дисциплина – это некий социальный институт, это вовсе не механизм познания сам по себе.

Становление дисциплинарной организации знания приходится на Новое время. Наука совершает значительные достижения, но лишает нас цельной картины мира, которую любое досовременное знание считало себя обязанным дать в первую очередь. Ценность знания состояла в том, что оно давало смысл. Цельность картины мира («единство истины, добра и красоты») в Новое время распадается. «Строго научная картина мира» есть не более, чем систематизированная бессмысленность.

Ситуация поменялась в начале 1970-х годов, причем происходило это снизу, благодаря студенческим протестам против эссенциалистских подходов в преподавании. К 1973 году в Америке возникает 7000 разных междисциплинарных degrees. В 2005 их уже 35 000.

Если рассматривать стандартное определение междисциплинарности (исследование и обучение, которое интегрирует информацию, данные, техники, инструментарии, понятия или теории двух и более специализированных дисциплин, чтобы продвинуть понимание фундаментальных вопросов или решить проблемы, решение которых лежит за пределами возможностей отдельных дисциплин»), то можно выделить 4 формы междисциплинарности:

  1. «Suede interdisciplinarity» — утилитарное прагматическое использование элементов из других наук в целях решения собственных проблем. Томас Кун назвал бы это «нормализацией дисциплины», а не преодолением её.
  2. Континуум от вспомогательной до частичной междисциплинарности. Уже не просто какие-то элементы, а уже нахлёстывающиеся друг на друга дисциплины. Как, например, «экономическая социология».
  3. Интегративная междисциплинарность. Тут как раз возникает политическая экономика. социолингвистика, биоэтика, нанотхнология — когда действительно соединяются две дисциплины и появляется нечто качественно новое.
  4. Исследования, которые уже себя зарекомендовали как отдельные направления, такие как urban studies, gender studies и т.д. И это во второй половина XX века развивалось быстрее всего — то, что называлось topical interdisciplinarity.

Однако возможно и другой подход к пониманию междисциплинарности. Его развивают, например, создатели программы «Политика. Экономика. Философия» в ВШЭ, или аналогичной программа в Оксфорде, ставшим моделью для нашей программы. В рамках этого подхода междисциплинарность представляет собой скорее метод, который не привязан к определенному топику.

С точки зрения этого подхода можно дать такое определение междисциплинарности: это саморефлексия дисциплин в свете и под давлением новой, ранее неопознанной проблемы. Причём эта саморефлексия осуществляется по правилам, свойственным дисциплинам. И в случае своего успеха эта критическая саморефлексия дисциплин трансформируется в новую дисциплину. Иными словами, междисциплинарность – это не альтернатива дисциплинарности, а способ ее развития.

Рассматривая междисциплинарность как педагогическую практику, проф. Капустин задается вопросом: возможно ли междисциплинарности? Это ведь по определению отрицание и перешагивание существующих форм, акт прорыва. Действительно, междисциплинарности невозможно научить, но любой творческий прорыв можно неким образом подготовить.

Лучшие исследовательские программы в западных вузах решают следующие задачи. Первое, решают задачи выявления моментов напряжения между разными науками. Важно заставить студентов подумать, насколько вся конструкция существующих наук валидна, истинна.  Второе, нужно показать, что нет абсолютного знания и абсолютных истин. Любое знание является ситуационным, историческим, неким образом сконструированным, и поэтому оно может быть деконструировано.

Конечно, такой подход разрушает старую иерархию «студент – преподаватель». Показав через критику дисциплинарности, что любое знание относительно и социально сконструировано, мы не можем быть носителями готового знания, мы можем быть лишь «повивальными бабками». И это хорошо. Это колоссальный акт освобождения, и умственный, и, если хотите, даже политический.

Оппонентом выступил Михаил Ильин. С его точки зрения, что междисциплинарный подход является ненужным. Все удачные примеры так называемой дисциплинарности могут быть описаны как «трансдисциплинарность» либо как нормализация дисциплины. В свою очередь, дисциплина призвана связать наши усилия в поиске знания с усилиями наших предков и тех, кто придёт после нас. Это и придает смысл нашим поискам знания в рамках дисциплины.

Также профессор Ильин поделился своим опытом преподавания на программе PEP: «Наши эксперименты с трансдисциплинарными программами сталкиваются с существенными ограничениями. Нам приходится программы и курсы, и втискивать в них содержание, которое не вполне совпадает с их дипломами: мы даём им дипломы политолога, но при этом учим их немного другому. И это творческий вызов для создателей программы: как в рамках стандарта политолога сделать междисциплинарного специалиста, который был бы и философом, и экономистом. И на самом деле и не философом, и не экономистом, а обладал бы способностью говорить на разных языках науки и быть человеком, который может быть разным».

Смотрите также видеозапись семинара:

Часть 2, часть 3.


Михаил Тараскин,
студент 2 курса образовательной программы «Политика. Экономика. Философия»