• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Статья
Auditory Go/NoGo Task in the Dry Immersion Model of Microgravity

Lazarev I. E.

Microgravity Science and Technology. 2024. Vol. 36.

Глава в книге
Развитие evidence-based (научно обоснованного) коучинга в России: проблемы и направления исследований

Антонова Н. В.

В кн.: Коучинг и наставничество: теория и практика: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. (Санкт-Петербург, 25 апр. 2024 г.). ИД «Среда», 2024. Гл. 20.

Препринт
Stress Resilience (Proprioceptive and Verbal Individual Differences) in Onco-Patients, Sportsmen and Controls

Liutsko L., Malova Y., Vinokurova E. et al.

public health and health services. 20944. MDPI, 2023

Студенты и сотрудники департамента психологии участвовали в CBT FORUM 22

20-22 мая 2022 года в Санкт-Петербурге состоялся VIII Международный Форум Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии (CBT FORUM 22).

Студенты и сотрудники департамента психологии участвовали в CBT FORUM 22

На Форуме произошло историческое событие – впервые в России состоялось заседание секции Когнитивно-поведенческого коучинга (КПК).

CBT Forum проводится ежегодно, и каждый год собирает лучших профессионалов- представителей различных ветвей Когнитивно-поведенческой психотерапии. Коллеги обмениваются опытом на форуме по самым актуальным темам. В этом году большое внимание было уделено работе со стрессом, агрессией, депрессией, а также ценностями клиентов.

Форум открыл Аллен Миллер – Директор программ обучения КПT Института   А. Бека (Филадельфия, США). В это сложное время приехать из США в Россию – это действительно мужественный поступок. Однако, Аллен сказал, что «у меня не было даже вопроса, ехать или не ехать». Доклад Аллена был посвящен проблеме терапии гнева и ненависти (CBT Model for Anger and Hate). Он ввел различие гнева и ненависти, проанализировал актуальные научные данные и предложил модель работы с этими эмоциями, основанную на методе реатрибуции. Работа с гневом и ненавистью – одна из актуальных тем обращения к КПК терапевтам в настоящее время.

Отдельная секция Digital КПТ была посвящена использованию цифровых инструментов в работе психотерапевта. Были представлены специально разработанные приложения, которые могут быть использованы психотерапевтами в дополнение к очной работе с клиентами.

В течение трех дней прошли секции по развитию КПТ, стрессу, сексологии, клиническим аспектам КПТ, РЭПТ и другие. Были также проведены мастер-классы и воркшопы известных специалистов в области КПТ. 22 мая состоялся съезд членов Ассоциации КПП, на котором обсуждались актуальные проблемы развития ассоциации. 

Андрей Василевский и Ксения Попова, студенты магистерской программы «Психология в бизнесе» НИУ ВШЭ, провели мастер-класс «Когнитивно-поведенческий коучинг как инструмент определения и достижения своих целей». Они представили авторскую модель КПК, включающую когнитивную карту, которую они разрабатывают в рамках подготовки магистерской диссертации.

Секция КПК (когнитивно-поведенческого коучинга) проходила на второй день конференции 21 мая. Эта секция проходила в России впервые. Фактически, на секции было объявлено о существовании и развитии КПК в России. Этому предшествовала большая подготовительная работа: в рамках АКПП под руководством Алексея Ежикова была создана рабочая группа по разработке методологии когнитивно-поведенческого коучинга, и параллельно в НИУ ВШЭ доцентом Н.В.Антоновой и студентами магистерской программы «Психология в бизнесе» Андреем Василевским и Ксенией Поповой создана инициативная группа по разработке методологии и подготовке обучающего курса КПК. Затем эта работа продолжилась в рамках образованной в 2022 году научно-учебной группы «Психология организационной коммуникации».

Секцию открыла Елена Наумцева, выпускница аспирантуры НИУ ВШЭ и активный участник рабочей группы по разработке методологии КПК, с докладом «Когнитивно-поведенческий коучинг как научно-обоснованная практика. Перспектива развития». Елена рассказала о последних исследованиях, которые проводятся в рамках Coaching Psychology - молодой отрасли психологии, которая развивает доказательный подход к коучингу. Исследования наглядно показывают, что КПК имеет подтверждение эффективности в разных областях, как в индивидуальном формате, так и в организационном.

Эту тему продолжила Наталья Антонова, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ, которая уже несколько лет развивает когнитивно-поведенческий подход в коучинге и привлекает к этой работе студентов. В докладе на тему «Когнитивно-поведенческий коучинг: проблемы оценки эффективности» Н.В.Антонова представила данные по доказательству эффективности КП коучинга, а также привела собственную разработку шкалы оценки эффективности коучинга.

Алексей Ежиков, руководитель секции КПК в АКПП, представил шкалу оценки компетенций в когнитивно-поведенческом коучинге. Шкала может быть использована для дальнейшей сертификации когнитивно-поведенческих коучей. Он также подчеркнул необходимость дальнейших исследований для формирования доказательной базы КПК.

Елена Ханина в докладе «Системный когнитивно-поведенческий коучинг семей и пар: развитие против стресса» рассказала о применении КПК в работе с семейными парами. Наталия Синичкина рассказала об опыте применения КПК в executive коучинге (коучинге первых лиц).

Далее все спикеры секции, а также гости, приняли участие в Круглом столе «Стандартизация и разнообразие в когнитивно-поведенческом коучинге». Были рассмотрены актуальные проблемы развития КПК в России, перспективы совместных исследований, а также возможности дальнейшей подготовки и сертификации будущих когнитивно-поведенческих коучей.

Проведение секции КПК в рамках АКПП является важной вехой как в развитии когнитивно-поведенческого коучинга, так и в целом в развитии научно обоснованного подхода к коучингу в России.