Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Психология – одна из наиболее бурно развивающихся в настоящее время наук о человеке, включающая, с одной стороны, такие фундаментальные исследовательские направления, как общая психология и психология личности, социальная и кросскультурная психология, когнитивная психология и психофизиология, экономическая психология и психология принятия решения, а с другой – такие практико-ориентированные направления, как психологическая диагностика, индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психоанализ, организационная психология. Все эти направления развиваются в департаменте ведущими российскими психологами, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы.
Под редакцией: А. Л. Журавлев, Д. В. Ушаков, А. В. Юревич
Т. Методология, теория и история психологии. М.: Институт психологии РАН, 2024.
Антонова В. К., Александрова М. Ю., Присяжнюк Д. И. и др.
Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2024. № 4. С. 194-218.
В кн.: Психология личности: методология, теория, практика. Институт психологии РАН, 2024. С. 85-91.
Tsigeman E., Likhanov M., Kalinnikova L. et al.
00. 00. PsyArXiv Preprints, 2024
Тема конгресса: “New age of CBT: challenges and perspectives” отражала потребности и вызовы нашего времени. Много докладов было посвящено роли когнитивно-поведенческой психотерапии в преодолении таких вызовов, как регуляция эмоционального состояния людей, снижение уровня тревоги и депрессии; работа с травмой и травматическим опытом; миграция населения и увеличение количества беженцев из разных стран; кросс - культурные особенности клиентов.
Хотя конгресс заявлен как европейский, на нем выступили звезды мирового КПТ: JUDITH BECK (USA), STEPHEN HOFFMAN (Germany), JAMES BENNETT-LEVY (Australia), DANIEL DAVID (Romania), KRISTENE A. DOYLE (USA), KEITH DOBSON (Canada), ROBERT L. LEAHY (USA), MEHMET SUNGUR (Turkey) и многие другие. В рамках конгресса мастера КПТ провели множество мастер – классов по различным техникам КПТ (RICHARD BENNETT (UK), JAMES HAWKINS (UK), M. HAKAN TURKCAPAR (TR) и другие).
Кульминацией конгресса стал круглый стол – дискуссия ключевых спикеров на тему «New Age of CBT: challenges and perspectives”. В ходе дискуссии ключевые спикеры предложили свое видение вызовов и перспектив развития КПТ. Дэниэл Дэвид, известный румынский КПТ – терапевт и коуч, отметил тенденцию к интеграции разных подходов, и в частности, интеграции КПТ с нейронауками. В рамках этой интеграции при использовании множества техник из разных подходов ключевым моментом является когнитивная концептуализация – именно она является основой КПТ. В то же время, КПТ должна быть открыта технологиям. Именно в рамках КПТ подхода сейчас развивается множество приложений и онлайн сервисов, основанных на применении искусственного интеллекта. КПТ активно реагирует на потребности социума, развивается кросс-культурная КПТ.
Турецкий терапевт Мехмет Сунгур отметил, что КПТ является evidence-based подходом, но необходимо также развивать evidence-based обучение КПТ. Какой подход в обучении специалистов наиболее эффективен? Обеспечивают ли множество существующих школ по КПТ необходимый уровень подготовки? Какие подходы необходимо применять для сертификации и лицензирования специалистов? Все эти вопросы требуют ответа. Он также поддержал мысль Дэниэла Дэвида о том, что необходимо выделить ядро КПТ, обеспечивающее его единство при многообразии подходов.
Другие спикеры много говорили о роли КПТ в эмоциональной регуляции и преодолении негативных эмоций у людей, о развитии профессиональных стандартов, а также о роли КПТ в преодолении глобальных вызовов времени (природных и техногенных катастроф, миграции и релокации людей, экономического и социального кризиса и т.д.).
По словам организаторов конгресса, в этом году российская делегация была наиболее многочисленной, несмотря на сложности с перелетом. В основном это были члены российской Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии (АКПП), руководителями которой являются Д.В.Ковпак и А.И.Ковпак. Именно в рамках АКПП была создана секция когнитивно-поведенческого коучинга, членами которой являются участники конгресса – сотрудники НИУ ВШЭ Н.В.Антонова, Е.А.Наумцева, Ю.А.Платонова.
Наталья Викторовна Антонова и Елена Александровна Наумцева являются членами совета секции «Коучинг» АКПП и в течение нескольких лет развивают когнитивно-поведенческий коучинг как научно обоснованный подход в коучинге. В 2023 году они уже выступали на EABCT 2023 с отдельными докладами по когнитивно-поведенческому коучингу. В этом году было решено попробовать организовать целый симпозиум по когнитивно-поведенческому коучингу в рамках конгресса. Симпозиум – это отдельная сессия на определенную тему, включающая несколько тематически согласованных доклада. Для заявки на симпозиум необходимо минимум 3 докладчика. Коучей, работающих в научно обоснованном подходе, в России очень мало. Однако в 2024 году состоялся первый выпуск программы «Коучинг в организации» ФСН НИУ ВШЭ, в рамках которой коучи обучаются научно обоснованному подходу. Двое выпускников этого курса - Юлия Платонова и Марианна Фролова – решили также принять участие в симпозиуме. Н.В.Антонова выступила организатором такого симпозиума, и организационный комитет его одобрил.
Симпозиум на тему «Cognitive Behavioural Coaching: models, approaches, research» включал четыре доклада:
Доклад Н,В.Антоновой был посвящен исследованию эффективности когнитивно-поведенческого коучинга как инструменту повышения психологического благополучия сотрудников. Исследование было проведено в evidence-based подходе в бизнес-организации, и показало эффективность разработанной программы для повышения эмоциональной составляющей психологического благополучия. Для целей исследования был разработана интегративная модель, сочетающая техники когнитивно-поведенческого коучинга, позитивной психологии и трансактного анализа.
Е.А.Наумцева представила доклад по результатам проекта, связанного с применением когнитивно-поведенческого коучинга для повышения психологического благополучия и повышения удовлетворенности работой у врачей. Этот проект проводился в рамках учебной практики программы ДПО «Коучинг в организации». Поэтому вместе с Еленой Александровной выступила выпускница программы «Коучинг в организации», принимавшая участие в проекте в качестве коуча, Марианна Фролова. Это был ее первый доклад на международной конференции такого уровня. Марианна отметила, что очень впечатлена масштабом и организацией мероприятия, и хотела бы продолжить свою деятельность в данном направлении. «Как мне видится, такие конгрессы обязательно необходимо посещать, они дают большую возможность представить свои доклады и исследования на международной арене, а также привлечь большее внимание к такой новой области как коучинг», - сказала Марианна.
Юлия Андреевна Платонова, которая тоже является выпускницей программы «Коучинг в организации», работает доцентом кафедры венчурного менеджмента НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. Ю.А.Андреева и Н.В.Антонова работали совместно в проекте «Развитие навыков самонаправленного обучения» в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». В данном проекте применялся коучинг в качестве инструмента развития самонаправленного обучения. В итоге родилась идея развития академического коучинга – коучинга, применяемого для развития учебной самостоятельности школьников и студентов. Сейчас проходит дальнейшая апробация модели и набор выборки. Результаты этой работы были представлены Ю.А.Платоновой на конгрессе.
В рамках конгресса Елена Наумцева выступила также на симпозиуме Open Paper с докладом «Change talks: coaching support for organizational change in the line of cognitive – behavioral approach”, в котором представила собственную модель когнитивно-поведенческого коучинга для сопровождения организационных изменений. Она также была ведущей этого симпозиума.
Доклады российских коучей были встречены с большим интересом. Оказалось, что многие терапевты используют также коучинговую модальность, и было много вопросов о том, как сочетать терапевтическую и коучинговую модальности. Кроме того, были вопросы об отношении к коучингу в России в целом. Оказалось, что в разных странах происходят приблизительно схожие процессы: отношение к коучингу часто амбивалентное из-за агрессивных маркетинговых манипуляций инфобизнесменов, называющих себя коучами. Мы рассказали о том, какая работа ведется в России по регуляции деятельности коучей и становлению коучинга как профессиональной сферы деятельности. В России принят профстандарт, в котором коучинг является одной из трудовых функций консультанта по управлению персоналом, разрабатываются требования к оценке квалификаций коучей. Наша исследовательская работа также способствует формированию научной методологии коучинга как деятельности и принятию его на государственном уровне. Были выражены пожелания совместной работы в данном направлении коучей из разных стран (России, Сербии, Греции, Германии и других стран).
Проведение симпозиума по когнитивно-поведенческому коучингу в рамках международного конгресса EABCT – важный шаг в создании российской школы научно обоснованного коучинга, которым занимаются Н.В.Антонова и Е.А.Наумцева.
Программа ДПО ФСН НИУ ВШЭ «Коучинг в организации» готовит таких коучей, которые способны не только разрабатывать и проводить коучинговые программы в организациях, но и оценивать их эффективность в evidence-based методологии, а также представлять российскую школу научно обоснованного коучинга на международной арене.
Департамент психологии: Доцент
Департамент психологии: Доцент