• A
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство

Руководитель Фаликман Мария Вячеславовна

Заместитель руководителя Львова Елена Николаевна

Заместитель руководителя Исаева Анастасия Николаевна

Книга
Введение в науку о языке

Кибрик А. Е., Федорова О. В., Татевосов С. Г. и др.

Буки Веди, 2019.

Статья
Russian students’ lay conceptions of life calling: A qualitative analysis
В печати

Beloborodova P., Leontiev D.

Psychology in Russia: State of the Art. 2019. Vol. 13. No. 2.

Глава в книге
Лингвистика в контексте когнитивных наук

Фаликман М. В., Федорова О. В.

В кн.: Введение в науку о языке. Буки Веди, 2019. С. 217-226.

Препринт
A Computational Model That Recovers Depth from Stereo-Input without Using Any Oculomotor Information

Sawada T.

Psychology. PSY. Высшая школа экономики, 2019

Найден способ выявлять болезнь Паркинсона на ранней стадии

Учёные Высшей школы экономики и Института биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН предложили новую методологию поиска биомаркеров (индикаторов), характерных для ранней и поздней стадии болезни Паркинсона. Результаты исследования опубликованы в Molecular Neurobiology.

Авторы статьи выяснили, что 20% маркеров, найденных в крови у больных Паркинсоном на поздней стадии, специфичны. Другими словами, именно эти маркеры позволят диагностировать заболевание на ранней стадии.

Болезнь Паркинсона коварна тем, что иногда двигательные симптомы могут проявиться спустя десятки лет после начала заболевания, когда погибло 70-80% нейронов, вырабатывающих нейромедиатор дофамин. У больных появляется тремор (дрожание), скованность движений, на поздних стадиях становится сложно управлять телом. Лечить заболевание нужно раньше, чтобы успеть спасти нейроны.

Пока позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) — единственный метод, который позволяет обнаружить болезнь Паркинсона на ранней стадии. Он очень дорогостоящий и технически сложный, поэтому не применяется для диспансеризации людей.

Ученые 30 лет пытаются найти доступный способ обнаружить болезнь на ранней стадии. Прежде всего, с помощью специфичных биомаркеров болезни в крови пациентов. В качестве биомаркеров рассматривают изменения химического состава крови, экспрессии генов и лимфоцитов. Притом маркеры клинической (поздней) стадии болезни отличны от маркеров доклинической (ранней) стадии.

«В медицине, не только в неврологии и психиатрии, главная проблема — поставить диагноз хронического заболевания на доклинической стадии, когда патологический процесс только начался и еще не проявился в виде симптомов. Это нужно для того, чтобы начать превентивное лечение», — комментирует Михаил Угрюмов, профессор ВШЭ, заведующий лабораторией нервных и нейроэндокринных регуляций ИБР РАН.

Исследователи нашли маркеры поздней фазы болезни в крови пациентов и смоделировали обе стадии заболевания на мышах. Для этого ученые ввели животным нейротоксин МФТП, который вызывает симптомы болезни Паркинсона. Авторы исследования сравнили маркеры поздней стадии болезни у человека с маркерами, найденными у мышей на обеих фазах заболевания. Если маркер совпадает оба раза, то он считается специфичным, и его можно использовать для ранней диагностики болезни Паркинсона.

«Новая методология позволит искать специфичные маркеры у людей, у которых еще не наблюдаются двигательные симптомы болезни, и отобрать группу риска.  Затем с помощью метода позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) можно будет поставить точный диагноз», — говорит Михаил Угрюмов.