• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 * 15-366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

 

Руководство

 

Руководитель департамента — Фаликман Мария Вячеславовна

 

Заместитель руководителя департамента — Львова Елена Николаевна

 

Заместитель руководителя департамента — Исаева Анастасия Николаевна

Мероприятия
7 декабря – 28 декабря
Регистрация на портале TimePad 
Книга
Психологические границы личности: взросление и культура

Нартова-Бочавер С. К., Силина О. В.

М.: Памятники исторической мысли, 2018.

Статья
On the Relation Between Social Dominance Orientation and Environmentalism: A 25-Nation Study

Milfont T. L., Bain P. G., Kashima Y. et al.

Social Psychological and Personality Science. 2018. Vol. 9. No. 7. P. 802-814.

Глава в книге
Психологическая компетентность подростков в контексте помощи сверстникам в состоянии эмоционального дистресса

Малыгина М. П.

В кн.: Психологические исследования. Вып. 9. Институт психологии РАН, 2018. С. 78-87.

Препринт
Efforful verb recollection drives beta suppression in mesial frontal regions involved in action initiation

Butorina A., Nikolaeva A. Y., Prokofyev A. O. et al.

BioRxiv. New Results. Cold Spring Harbor Laboratory, 2018

Софья Исаакян: Мы не догадываемся, какой у нас огромный потенциал

Выпускница департамента психологии Софья Исаакян рассказывает о том, как получила степень PhD в Maastricht University и стала доцентом в Erasmus University Rotterdam

Софья, почему психология? И почему выбрали ВШЭ?

Скажу честно, в первую очередь я выбрала Вышку: у меня в приоритете был выбор не факультета, а именно университета. Вышка хорошо известна тем, что является одним из топовых университетов, куда можно поступить своими силами. В Вышке работают международные стандарты, и я знала, что образование здесь будет похоже на образование за рубежом.

У меня было несколько близких друзей, которые уже обучались в Вышке, и они были очень довольны. Мне было важно, что не только уровень преподавательского состава был высокий, но и сами студенты, которые поступают в Вышку, светлые и одаренные ребята. Важно быть окруженным талантливыми и целеустремленными людьми, ведь это тебя самого очень мотивирует.

Факультет психологии (в 2014 г. факультет психологии был переименован в департамент, - прим. ред.)был спонтанным решением. На тот момент мне была интересна психология рекламы, но в итоге я выбрала себе совсем другое направление.

Вы говорите, что поступали Вышку с целью больше углубиться в психологию маркетинга, но в результате выбрали другое направление. Что повлияло на такой переход?

Большую роль сыграли лекции Агадуллиной Елены Рафиковны по социальной психологии. Это был для меня один из самых интересных предметов, особенно темы лидерства, группы и групповой динамики. В процессе учебы я поняла, что это то, что мне действительно интересно. Когда я закончила бакалавриат, Елена Рафиковна мне предложила вести семинары по социальной психологии. А когда преподаешь, ты еще больше углубляешься в предмет, ведь это огромная ответственность: ты должен знать больше, чем студенты, особенно когда они младше тебя всего на год или два.

Чем больше я углублялась в социальную психологию, тем больше хотела работать в этом направлении. Социальная психология включает в себя много фундаментальных теорий, но, в то же время, имеет прикладную направленность. Многие феномены из социальной психологии мы можем наблюдать ежедневно. Например, достаточно посадить студентов и дать им задание, над которым они должны работать вместе, и мы сразу же увидим различные процессы групповой динамики.

Что же основное дал Вам факультет психологии?

Вышка, в частности факультет психологии, в целом меня научили много и усердно учиться и работать. Когда я училась, в Вышке был слоган: «Учиться в Вышке тяжело, зато жить потом легко». И это действительно так. Я потом уехала за границу и легче там не стало (cмеется). Но Вышка хорошо меня подготовила к любым сложностям, например, если нужно сидеть и работать ночью, работать в очень сжатые сроки.

Конечно же, Вышка открыла для меня новые горизонты. Во время учебы я работала в исследовательской лаборатории под руководством Надежды Михайловны Лебедевой и Александра Николаевича Татарко. Они меня познакомили со многими международными исследователями и профессорами, показали мне мир науки за рубежом, что и зажгло во мне интерес уехать за границу.

Вышка не только задает очень высокие стандарты, но также дает все возможности для их достижения. Она дает не только знания, но и многие компетенции, которые нужны, чтобы успешно достигать поставленные цели.

Как Вы получили второе высшее образование и где?

Мне нравилась учеба в бакалавриате, но я все равно постоянно думала о том, чтобы уехать за границу. В 2006 году, когда я поступила в Вышку, программ по обмену на факультете психологии не было, и вообще я не знала никого с нашего факультета, кто уехал бы учиться за рубеж. Вероятно, сейчас здесь все по-другому.

После окончания бакалавриата, вместе с однокурсниками я поехала на две недели в бизнес-школу в London Metropolitan University. Профессора этого университета и профессиональные коучи рассказывали про организационную психологию, лидерство и коучинг. Это был незабываемый опыт! После этой поездки я окончательно решила, что хочу учиться за рубежом. Поскольку обучение в Англии очень дорогое и стипендий там мало, я начала искать другие варианты. Так узнала, что в Голландии есть программы на английском языке, и голландское образование очень котируется. Также на тот момент правительство Голландии выдавало престижную стипендию Huygens, которая покрывала все расходы на учебу, проживание, перелеты и страховку. Так я решила подать документы в Голландию и претендовать на эту стипендию. 

Это был тяжелый год: я училась в магистратуре на программе «Психология в бизнесе», преподавала социальную психологию студентам бакалавриата, работала стажером-исследователем в международной лаборатории и занималась английским нон-стоп, чтобы сдать все экзамены. В тот год я просто не спала (смеется).

Я подала документы в несколько университетов в Голландии, и первым ответ пришел из университета Маастрихта. Там меня взяли на программу «Work and Organizational Psychology». А вот на стипендию Huygens у меня не было больших надежд, ведь подавали на нее ребята со всего мира, а выдавали лишь 150 студентам. Когда я получила мейл о решении по поводу стипендии, я начала прокручивать список с фамилиями студентов, которым одобрили стипендию, и вначале не нашла свою. Прокрутила еще раз список, увидела «Isaakyan» - подумала, что это не я. Увидев рядом «Maastricht University» - тоже не поверила. А потом увидела название моей программы и пришлось поверить. Вот так я получила стипендию Huygens и уехала в Голландию.

Как шел процесс поступления? Были какие-то вступительные экзамены?

В этом плане в Европе все проще, чем в России. Всего лишь отправляешь свои оценки, резюме, рекомендательные письма. В то время у меня уже было несколько публикаций, международный опыт, я работала в лаборатории, плюс ездила на конференции и вела семинары в Вышке, будучи студентом магистратуры. Мне кажется, это все помогло мне получить грант на обучение. Поступление в Вышку было моим лотерейным билетом. Вышка буквально открыла все двери.

А система образования сильно отличается от нашей?

Маастрихт считают самым международным университетом в Голландии, но это только потому что там очень много немцев и бельгийцев. Еще Маастрихт особенен тем, что в то время как в других университетах Голландии только две сессии в году, там пять сессий как и в Вышке. Видимо, у меня судьба такая - учиться в университетах, где нужно постоянно сдавать экзамены! (Смеется). В Голландии перед первой сессией я очень волновалась. Было реально сложно, да еще и учеба была на английском. Для подготовки к экзаменам давалось несколько дней, так что важно было учиться не только перед сессией, но и в процессе.

Но, наверно, главное отличие Маастрихта в том, что обучение там строится по методике PBL - Problem Based Learning. Лекций очень мало, а на семинарах максимум 15 студентов, которые в формате групповой дискуссии обсуждают тему занятия. Конечно, есть преподаватель, который ведет дискуссию, дает какой-то кейс, литературу и контролирует, чтобы обсуждение шло в правильном русле. Но в целом студенты сами конструируют семинары, обсуждают литературу, как решить кейс, где найти источники для решения и учатся друг у друга. В России все-таки по-другому -  большая ответственность лежит на преподавателях, они должны все объяснять и разъяснять.

Расскажите про Ваш опыт работы. По специальности или нет?

В конце третьего курса в Вышке Александр Николаевич Татарко предложил мне поработать стажером в Международной лаборатории социокультурных исследований. Эта первая в моей жизни работа стала решающей. Там я узнала, что такое наука и как проводить исследования. Тогда же я работала на полставки как преподаватель в Вышке. 

После обучения в магистратуре Голландии я вернулась и закончила магистратуру в Вышке и в этот период работала рекрутером в Japan Tobacco International.

Потом мне предложили делать PhD в Маастрихте на факультете бизнеса. В течение 4 лет я работала над своей диссертацией по теме «Employee Voice Behavior». В русском языке, к сожалению, нет эквивалентного термина. В рамках диссертации я изучала, почему менеджеры часто реагируют негативно на попытки своих сотрудников привнести новые идеи и изменения в уже существующие практики и процедуры в организациях. Проблема в том, что очень часто именно подчиненные знают лучше менеджеров, что работает не оптимально, поскольку менеджеры со своей позиции не всегда могут видеть, как реально идет рабочий процесс. В этом году я наконец-то защитилась и получила степень PhD.

Год назад меня пригласили в Erasmus University, Rotterdam School of Management, где я получила должность assistant professor, т.е. доцента. Основная задача — научная деятельность: проведение исследований, написание научных статей. Также в обязанности входит координирование курсов и чтение лекций. Веду курс по организационному поведению в бакалавриате и по принятию решений у магистров. Когда читала первую лекцию, было очень волнительно — в аудитории присутствовало 700 студентов! Университет считается топовым, туда сложно поступить, и проходят только лучшие. Так что на мне лежит двойная ответственность. 

Мои лекции студентам нравятся! Студенты из разных стран, очень талантливые и умные ребята. Я им всегда рассказываю о себе, где выросла, где жила, это помогает при установлении контакта. У многих европейцев очень странные представления о России, многие боятся России. Я стараюсь поменять их представления, рассказываю про нашу культуру.

Во время учебы в Маастрихте я проходила стажировку в американской компании Center of Creative Leadership (CCL) в Брюсселе. У них есть крупные офисы в Европе и России. После стажировки они меня порекомендовали в российский офис. CCL разрабатывает и проводит тренинги и программы развития для менеджеров. Я же занималась оценкой эффективности этих программ. Вообще мне очень нравится данное направление, хотя сейчас на это не хватает времени. Но несколько раз в году я провожу тренинги в Роттердаме MBA студентам. Это преимущественно менеджеры в возрасте 35-45 лет, которые хотят развить свои лидерские навыки. Это отличный опыт, ведь не только я им что-то даю, но и сама у них многому учусь.

Что вам больше всего нравится в Вашей профессии?

Я очень люблю преподавать. Взаимодействуя со студентами, я делаю хоть маленький, но вклад, и вижу реальный результат: они что-то поняли, их что-то зацепило. Призываю, чтобы они учились не только ради экзаменов, а чтобы могли в будущем применить знания в жизни. Высокие оценки - это хорошо, но далеко не самое главное.

Что касается научной деятельности, то надо постоянно думать, решать новые сложные задачи, что, безусловно, мотивирует. 

Моя работа позволяет много ездить по миру, посещать разные конференции, знакомиться с талантливыми и интересными людьми. Например, я стажировалась в университете Мэриленда, где работала с замечательным профессором, которому бесконечно благодарна за все, что он сделал для моего профессионального развития.

Многие добились успеха с Вашего курса?

У меня очень светлые воспоминания об учебе в Вышке, у нас был сильный курс и дружная группа. Например, мой друг Андрей Прокудин работает как спортивный психолог. Он большой профессионал, поддерживал ведущих велосипедистов в различных гонках. Сейчас его пригласили работать со спортсменами в Корею. Некоторые из моих однокурсников не занимаются психологией, но тоже очень успешны. Например, мой друг Максим Картузов занимается юриспруденцией, но я не сомневаюсь, что ему помогают знания по психологии. Моя однокурсница Люсине Григорян делает PhD в Германии по кросс-культурной психологии. Другая однокурсница делает PhD в Вене по возрастной психологии. Однокурсник Александр Елисеенко преподает в Вышке. Моя подруга Елена Доля, которая закончила магистратуру в Вышке, работает на Кипре в крупной IT-компании на очень высокой должности в отделе HR. Многие работают в рекрутинге, в маркетинге… В принципе, у нас много ребят, которые успешно строят свою карьеру, и я ими очень горжусь!

Что планируете делать после защиты PHD?

Как я сказала, мне год назад сделали предложение в университете Эразмуса, где у меня контракт на 6 лет. В течение этих 6 лет нужно сделать 3 топовых публикации, после которых мой контракт станет пожизненным. Безусловно, мне интересно заниматься наукой, но сейчас я хотела бы углубиться в коучинг, в лидерство, делать больше тренингов для менеджеров, направлять и поддерживать их в их развитии. Осталось найти на это время.

Софья, какие советы Вы дадите молодым студентам, чтобы добиться успеха?

Цените то, что поступили в Вышку, вам очень повезло. Вышка — один из немногих университетов, который дает миллион возможностей. Просто нужно открыть глаза и посмотреть вокруг, быть заинтересованным. Ходите на занятия не для того, чтобы сдать экзамены, а для того, чтобы подчерпнуть что-то для вашей будущей карьеры.

Ставьте себе высокие цели, которые кажутся вам недосягаемыми. Мы сами не всегда догадываемся, какой у нас внутри огромный потенциал. Обязательно верьте в себя и не опускайте руки. Не бойтесь, если что-то не получается! У меня часто бывали моменты, когда мне отказывали или что-то не получалось, но после открывались новые двери и новые возможности. И, конечно, не забывайте наслаждаться жизнью, веселиться и ценить то, что у вас есть!