• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Статья
Neurophysiological markers of hedonic taste assessment

Eremenko J. A., Martinez-Saito M., Naumova K. et al.

Food Quality and Preference. 2024.

Глава в книге
The Noëtic Orientations Test (NOT): A Multiscale Russian Modification of the Purpose-in-Life Test

Leontiev D., Osin E.

In bk.: Logotherapy and Existential Analysis: Proceedings of the Viktor Frankl Institute Vienna, vol 2.. Vol. 2. Cham: Springer, 2024. P. 229-240.

Препринт
Difficulty overdose? Inconclusive effect of the disfluent font on reading in second language

Tsigeman-Gorenko E., Likhanov M., Kalinnikova L. et al.

00. 00. PsyArXiv Preprints, 2024

Выпускники департамента о психологии и о себе

Выпускник бакалаврской программы "Психология", преподаватель и психолог Лицея ВШЭ Нильс Батюк рассказывает об особенностях образовательного процесса в Лицее и психологического консультирования школьников

Выпускники департамента о психологии и о себе

 

Почему вы выбрали психологическое образование и почему именно в «Вышке»?  

Я подавал документы на театральное направление, на культурологию и ещё куда-то, но поступил в итоге во ВШЭ. Хоть я и учился в математической школе, всегда знал, что я гуманитарий. Поэтому «Вышке» выбирал между факультетами философии, психологии и социологии (тогда других гуманитарных факультетов ещё не было). Мне показалось, что психология с практической точки зрения более востребована, поэтому пошёл туда.

Что самое главное вам дал психфак? 

Он дал мне немного другой взгляд на отношение к людям, на отношение к себе. Мне эти отношения всегда были интересны, но в ходе обучения стали еще интереснее.

На психфаке нас заставляли не пересказывать, а излагать свои мысли –– это научило меня самостоятельности. Научили тому, что если ты чего-то не знаешь, то ты можешь это сам изобрести –– просто разбираешься и делаешь. И это правда очень важное умение, мне кажется.

Преподаватели очень много времени уделяют своим студентам. Приходишь на какую-нибудь консультацию по предмету, и с тобой два часа сидит и разговаривает доктор наук. Я был в шоке, что это возможно!

Психологическое образование дало мне помимо профессиональных знаний еще способность по-разному интерпретировать поведение людей, понимать множественные причины, которые его обусловливают. Это помогает замечать важные детали, принимать различные особенности человека, и, вдобавок, смотреть по-другому на себя. Естественно, это помогает в работе с людьми, особенно с группой людей.

Какая у вас была первая работа?

Первой моей работой была работа в небольшой частной школе. Сначала я там работал куратором класса, потом стал психологом.

Кем вы работаете сейчас?

В настоящее время я работаю в лицее «Вышки» психологом и преподавателем психологии. Сейчас я работаю с 10-11 классами, в следующем году будет ещё 9 класс. Я консультирую ребят, учителей, иногда родителей.

Мне нравится эта работа. Во-первых, потому что «Вышка» — это круто: студенты и администрация проводят много различных проектов, мероприятий. Во-вторых, потому что есть реальная возможность проводить консультации, кому-то помогать.
 
Расскажите немного подробнее о работе психологом в Лицее. Как выглядит психологическое консультирование?

Консультирование предполагает помощь человеку в самостоятельном решении проблемы, обратную связь по поводу проблемы, стимулирование рефлексии и предоставление рекомендаций. Лицеисты нам доверяют и самостоятельно обращаются за консультацией. А вот, например, в школе, где я работал до лицея, это происходило крайне редко.

Проблемы могут быть самые разные, но как школьные психологи мы работаем с теми проблемами, которые мешают учебе. Часто это сложности адаптации на новом месте, новая система профильного обучения с выбором предметов, большая нагрузка. Также бывают сложности в общении с учителями, родителями и одноклассниками.

На данный момент в лицее три психолога, и можно обратиться к любому. Например, я работаю психологом в одном здании, а преподаю в других зданиях, в каждом из которых есть психолог. Так что у наших учеников есть выбор, к кому обращаться.

Расскажите о других проектах и мероприятиях Вышки, в которых вы принимаете участие.

В проектах «Вышки» я пока не участвую, а вот в мероприятиях Лицея участвовал и не раз. Мне очень нравится консультировать лицеистов по поводу их выпускных исследований –– это такой аналог выпускной работы. Если бы я в школе писал такую работу, как сейчас пишут лицеисты, мне было бы гораздо легче потом в университете

У нас есть очень полезная для лицеистов вещь — грантовый конкурс индивидуальных образовательных программ, в разработке которого мне довелось поучаствовать. Смысл в том, что ученик, который уже определился с факультетом, может получить грант на посещение какой-либо образовательной программы. Мы считаем, что участие в грантовом конкурсе как раз мотивирует ученика обдуманно выбрать ту стратегию, которая наилучшим образом соответствует именно ему.

Бытует миф, что психологи мало зарабатывают. Что вы можете ответить родителям абитуриентов на такие сомнения?

Если сравнивать зарплаты психологов с кем-то ещё, я не уверен, что есть какая-то четкая разница.

Я устроился работать не сразу после окончания, да и работа куратором с первоклассниками — это не то, о чём я мечтал. Были иллюзии, что сразу после выпуска я начну консультировать, но нет, так не бывает. У меня есть коллеги, которые дают частные консультации, и им очень сложно поддерживать постоянный поток клиентов, чтобы была стабильная зарплата, часто они ещё где-то работают, не на полную ставку.  Есть те, кто за одну консультацию берут очень много. Это зависит от репутации и от клиентов, на которых ты работаешь, от того, где ты окажешься и что тебе интересно.

Какой совет вы бы дали студентам-первокурсникам?

Начинайте разбираться с тем, в какой области вы бы потом стали работать, и начинайте работать как можно раньше, причем неважно где ––  просто чтобы научиться зарабатывать и общаться с начальством. Пусть работа будет занимать минимум часов в неделю, но это уже опыт, а любой опыт важен.

Не отказывайтесь от предложений, связанных с работой и с различными конференциями и мероприятиями. Ходите даже на маленькие образовательные мероприятия, на которых можно познакомиться с новыми людьми –– в дальнейшем они смогут вам как-то помочь, откроют для вас что-то интересное. Иногда это дает больше, чем длительная и основательная учёба.