• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Книга
Субъективное благополучие сотрудника в организации
В печати

Гуриева С. Д., Кинунен Т. А., Марарица Л. В. и др.

СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2025.

Глава в книге
Роль просоциальной идентичности и коллективной эффективности в коллективной активности
В печати

Прусова И. С., Ананьева О. А.

В кн.: Субъективное благополучие сотрудника в организации. СПб.: Издательско-полиграфическая ассоциация высших учебных заведений, 2025. Гл. 5. С. 103-127.

«Конец экспертизы», менеджмент ожиданий и научная достоверность в эпоху постправды: репортаж с конференции в Гётеборге

31 мая – 2 июня г. Гетеборге (Швеция) состоялась 3-я Скандинавская конференция по проблемам науки и общества. Ученые из разных стран обсудили широкий круг вопросов, связанных с трансформацией природы научного знания и его социального бытования в современном мире. Рассказывает ее участница преподаватель департамента психологии Анна Паукова.

Организаторами конференции выступили два университета – Университет Гетеборга и Технический университет Чалмерса.

Пленарный доклад Ульрики Фельт (Ulrike Felt; департамент науки, общества и технологий Венского университета) был посвящен практикам антиципации в современной академической среде. Она предлагает различать два вида долгосрочного планирования – рефлексивная забота (reflexive care) и менеджмент ожиданий (expectation management). Если первая стратегия является конструктивной и формирует ответственное отношение к будущему, то вторая стратегия, по мнению докладчицы, негативным образом деформирует институт науки.

Давид Демортен (David Demortain) из Лаборатории междисциплинарных исследований Парижского университета сделал доклад о «конце экспертизы» в современном мире. Он говорил о том, что в определенный момент времени ученые были «инструментализованы» в качестве экспертов индустриями и компаниями и, вследствие конфликта интересов, потеряли нейтральность своей позиции. Он привел любопытный пример: исследования токсичности обычно проводятся на животных, и для  того чтобы результаты различных тестов можно было сравнивать между собой, необходимы универсальные клетки. В мире всего две (!) компании, которые производят эти клетки. Но что это за компании и каковы их ценности? Таким образом, возникает вопрос о том, как продуцируется вся «машина» экспертного знания.

Свой доклад о практиках спекулятивного дизайна в коммуникации и популяризации научных исследований на примере проблемы информационной перегрузки я представляла на секции, посвященной особенностям внедрений технологических инноваций. Например, каким образом на данный момент происходит внедрение экологичного транспорта в Швеции? Как разные акторы воспринимают этот процесс и как соответствующим образом выстраивают свои действия? Руководитель секции, Алан Ирвин (Alan Irwin) из Copenhagen Business School, сделал интересный доклад о том, как риторика научного прорыва постепенно трансформируется в риторику инновационного будущего на примере того, как открытый в Манчестере графен «подчинил» себе стратегию городского развития.

Одним из самых популярных событий второго дня стала секция Society, Science and Technology and Democratic Politic. Докладчики обсуждали возможности и практики внедрения делиберативных демократических практик в различных сферах технологии и науки.

В последний день конференции прошел большой круглый стол, посвященной феномену общества постправды. Как отмечалось, с одной стороны, исследования связей между наукой, обществом и технологиями в определенной степени могли стать одним из факторов тотального релятивизма и сомнения. С другой стороны, крайне острым становится вопрос о том, как не выплеснуть вместе с водой ребенка – то есть, осуществляя критику, тем не менее фиксировать достоверные факты и свидетельства реальности. 

Конференция проводится каждые два года и в 2019 году пройдет в г. Тампере (Финляндия).

 

Анна Паукова,
преподаватель департамента психологии,
преподаватель Института образования

 

г. Гетеборг (Швеция)