Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Психология – одна из наиболее бурно развивающихся в настоящее время наук о человеке, включающая, с одной стороны, такие фундаментальные исследовательские направления, как общая психология и психология личности, социальная и кросскультурная психология, когнитивная психология и психофизиология, экономическая психология и психология принятия решения, а с другой – такие практико-ориентированные направления, как психологическая диагностика, индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психоанализ, организационная психология. Все эти направления развиваются в департаменте ведущими российскими психологами, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы.
Иванова Н. Л., Купрейченко А. Б., Патоша О. И. и др.
Юрайт, 2024.
MacInnes W., Zhozhikashvili N., Feurra M.
Lecture Notes in Computer Science. 2024. Vol. 14976. P. 221-234.
Беленков В. Е., Koncha V., Sedashov E.
In bk.: 2024 17th International Conference on Management of Large-Scale System Development (MLSD). IEEE, 2024. P. 1-3.
Арман О., Eremenko J. A., Zinchenko O. et al.
Zinchenko, O., Onurcan, A., Eremenko, Y., & Shestakova, A. (2024, November 21). CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES. https://doi.org/10.31234/osf.io/n37tw. Zinchenko, O., Onurcan, A., Eremenko, Y., & Shestakova, A. (2024, November 21). CROSS-CULTURAL STUDY ON THE EFFECT OF PERCEIVED TASTES ASSOCIATED TO SOUNDS ON THE PERCEPTION OF FOOD TEXTURES. https://doi.org/10.31234/osf.io/n37tw. PsyArXiv, 2024
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA) – масштабный проект массового тестирования, реализуемый Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Он нацелен на оценку разных видов грамотности: читательской, математической, естественнонаучной, компьютерной. Тестирование проводится раз в 3 года и охватывает десятки тысяч 15-летних школьников из десятков стран, в том числе выборку из России. По результатам выполнения заданий PISA выстраивается один из важных международных рейтингов в области образования.
PISA – не единственное международное массовое испытание в образовании. Раз в 4 года проводится международное тестирование четвероклассников и восьмиклассников по программе TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), имеющее свою специфику. Страны, считающие себя аутсайдерами в этой тестовой гонке или даже просто оцененными ниже, чем предполагалось, анализируют причины этого. Отношение к рейтингам настолько серьезное, что в ряде стран они послужили толчком к серьезным реформам школьного образования. Оценки этой «пизафикации» образования очень разнятся. В чем особенности заданий PISA, прежде всего, последних лет?
В целом, тестовые задания – не сверхсложные, но требуют не просто знания школьного материала, а умения догадываться, понимать, какие знания (возможно, из разных областей) нужно применить в той или иной ситуации. Оказывается, что для многих школьников это достаточно трудное дело.
В 2012 г. участникам PISA впервые в истории массового тестирования были предложен особый тип задач – интерактивные. (Они использовались и раньше, но в международном масштабе – впервые.) Их главная особенность – то, что они требуют от школьника самостоятельного исследования новой сложной системы с заранее неизвестными свойствами. Причем это исследование он ведет не чистым отвлеченно-аналитическим путем, а путем непосредственного практического взаимодействия с системой – выдвигая гипотезы и тут же экспериментально проверяя их и пытаясь управлять объектом.
Эти интерактивные задачи разработчики PISA противопоставляют задачам другого типа – аналитическим. В аналитических задачах вся необходимая для решения информация изначально заложена в условиях (таково, например, абсолютное большинство школьных математических задач, заданий тестов интеллекта и т.п.). А в интерактивных задачах, как и в реальной деятельности, поиск и приобретение новой информации из среды – важнейшая составная часть.
Простой эмпирический критерий различения аналитических и интерактивных задач – может ли задача быть решена в уме непосредственно после прочтения условий (может ли человек сразу после знакомства с условиями решить ее, так сказать, прикрыв глаза и заложив руки за спину, чтобы ничто не отвлекало). Если да, то это аналитическая задача. Если же для решения необходим поиск заранее неизвестной информации в ходе обследования объекта и экспериментирования с ним (необходимы руки для манипуляций с объектом и глаза для наблюдения за происходящим), то это интерактивная задача.
Во всех интерактивных заданиях PISA используется общий методический принцип: разработчики предлагают школьнику специально созданный виртуальный объект или систему. Оценивается, в какой мере подростки использовали при ее исследовании определенные познавательные стратегии (например, те или иные стратегии многофакторного экспериментирования), что поняли в ней, могут ли ею управлять и т.д.
Пример задания PISA на наблюдение и умозаключение: пронаблюдав за движением по комнате виртуального робота-пылесоса, надо установить, по какому правилу он взаимодействует с находящимися там разными предметами, и затем предсказать его поведение в определенной ситуации.