• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Львова Елена Николаевна
Заместитель руководителя Кургинян Сергей Сергеевич
Книга
Психология управления руководителей органов внутренних дел Российской Федерации

Ульянина О. А., Вахнина В. В., Мальцева Т. В. и др.

М.: Академия управления МВД РФ, 2021.

Глава в книге
Визуализация стимулов скринингового теста специального психофизиологического исследования с применением полиграфа

Ульянина О. А., Арефьева О. В.

В кн.: Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2021. С. 342-346.

Препринт
Political, Environmental And Social Determinants Of Pro-Environmental Behaviour In Russia

Sautkina E., Agissova F., Ivanova A. et al.

Basic research program. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2021. No. 130.

Александр Поддьяков: Тест по оценке знаний учащихся PISA: новые типы задач

Профессор Александр Поддьяков о познавательных стратегиях, оценке креативности и трудностях в процедуре тестирования на ПостНауке.

Александр Поддьяков: Тест по оценке знаний учащихся PISA: новые типы задач

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA) – масштабный проект массового тестирования, реализуемый Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Он нацелен на оценку разных видов грамотности: читательской, математической, естественнонаучной, компьютерной. Тестирование проводится раз в 3 года и охватывает десятки тысяч 15-летних школьников из десятков стран, в том числе выборку из России. По результатам выполнения заданий PISA выстраивается один из важных международных рейтингов в области образования.

PISA – не единственное международное массовое испытание в образовании. Раз в 4 года проводится международное тестирование четвероклассников и восьмиклассников по программе TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), имеющее свою специфику. Страны, считающие себя аутсайдерами в этой тестовой гонке или даже просто оцененными ниже, чем предполагалось, анализируют причины этого. Отношение к рейтингам настолько серьезное, что в ряде стран они послужили толчком к серьезным реформам школьного образования. Оценки этой «пизафикации» образования очень разнятся. В чем особенности заданий PISA, прежде всего, последних лет?

В целом, тестовые задания – не сверхсложные, но требуют не просто знания школьного материала, а умения догадываться, понимать, какие знания (возможно, из разных областей) нужно применить в той или иной ситуации. Оказывается, что для многих школьников это достаточно трудное дело.

Интерактивные задачи PISA

В 2012 г. участникам PISA впервые в истории массового тестирования были предложен особый тип задач – интерактивные. (Они использовались и раньше, но в международном масштабе – впервые.) Их главная особенность – то, что они требуют от школьника самостоятельного исследования новой сложной системы с заранее неизвестными свойствами. Причем это исследование он ведет не чистым отвлеченно-аналитическим путем, а путем непосредственного практического взаимодействия с системой – выдвигая гипотезы и тут же экспериментально проверяя их и пытаясь управлять объектом.

Эти интерактивные задачи разработчики PISA противопоставляют задачам другого типа – аналитическим. В аналитических задачах вся необходимая для решения информация изначально заложена в условиях (таково, например, абсолютное большинство школьных математических задач, заданий тестов интеллекта и т.п.). А в интерактивных задачах, как и в реальной деятельности, поиск и приобретение новой информации из среды – важнейшая составная часть.

Простой эмпирический критерий различения аналитических и интерактивных задач – может ли задача быть решена в уме непосредственно после прочтения условий (может ли человек сразу после знакомства с условиями решить ее, так сказать, прикрыв глаза и заложив руки за спину, чтобы ничто не отвлекало). Если да, то это аналитическая задача. Если же для решения необходим поиск заранее неизвестной информации в ходе обследования объекта и экспериментирования с ним (необходимы руки для манипуляций с объектом и глаза для наблюдения за происходящим), то это интерактивная задача.

Во всех интерактивных заданиях PISA используется общий методический принцип: разработчики предлагают школьнику специально созданный виртуальный объект или систему. Оценивается, в какой мере подростки использовали при ее исследовании определенные познавательные стратегии (например, те или иные стратегии многофакторного экспериментирования), что поняли в ней, могут ли ею управлять и т.д.

Пример задания PISA на наблюдение и умозаключение: пронаблюдав за движением по комнате виртуального робота-пылесоса, надо установить, по какому правилу он взаимодействует с находящимися там разными предметами, и затем предсказать его поведение в определенной ситуации.

Дальше читайте на сайте ПостНауки