• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Львова Елена Николаевна
Заместитель руководителя Кургинян Сергей Сергеевич
Книга
THE 5TH INTERNATIONAL CONFERENCE BCI: SCIENCE AND PRACTICE. SAMARA 2019 ECOG based inverse modelling for decoding and eloquent cortex mapping

Bulgakova V., Lebedev M., Ossadtchi A.

Samara: государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2019.

Статья
P51 Effect of stimulus orientation and intensity on short-interval intracortical inhibition (SICI) and facilitation (SICF)

Tugin S., Souza V. H., Nazarova M. et al.

Clinical Neurophysiology. 2020. Vol. 131. No. 4. P. e41.

Глава в книге
Решение психофизической проблемы за пределами реализма: о необходимости и невозможности смены парадигмы.

Ниненко И. С.

В кн.: Методология современной психологии. Вып. 11. Яр.: ЯрГУ им. П. Г. Демидова, 2020. С. 252-260.

Препринт
Multimodal DTI-TMS assessment of the motor system in patients with chronic ischemic stroke

Nazarova M., Kulikova S., Piradov M. A. et al.

BioRxiv. http://dx.doi.org/. Cold Spring Harbor Laboratory, 2019. No. 2019.12.24.886754.

Игорь Уточкин рассказывает на ПостНауке о зрительной памяти

Заведующий лабораторией когнитивных исследований НИУ ВШЭ Игорь Уточкин рассказывает на ПостНауке об экспериментах с памятью, зрительных образах и ложных воспоминаниях

Игорь Уточкин рассказывает на ПостНауке о зрительной памяти

Под понятием «зрительная память» обычно понимают все то, что мы можем запомнить в виде зрительного образа, детали которого не всегда можно описать словами. То есть это образ, который сохраняется у нас в памяти, когда нет чего-то, что воздействовало бы на органы чувств, на наши глаза, но тем не менее информация об этом доступна в образной форме. В качестве примера можно привести следующее: когда вы смотрите на какую-то картинку в течение нескольких секунд, а затем закрываете глаза или эту картинку от вас убирают, но при этом если через какое-то время вас попросить вспомнить, что там было изображено, то вам будет доступна эта информация именно в виде образа — его и называют образом памяти, или мысленным образом.

Как формируются зрительные образы?

Во-первых, никакой единой системы или единой формы памяти, в том числе памяти зрительной, не существует, и психологи довольно давно разделяют несколько форм или несколько хранилищ памяти. Обычно разделяют кратковременное хранение, или рабочую память, в том числе и зрительную рабочую память, и другую систему хранения — систему долговременной памяти. Эти системы памяти, как понятно из названия, имеют разное время удержания следа тех образов, которые на нас воздействовали, а также они очень сильно различаются по тому объему информации, который они могут удерживать, и, наверное, самое главное — они различаются по функциям, которые они выполняют в нашей повседневной жизни. Кратковременная память, или рабочая память, — это обычно недолго длящийся процесс, в процессе которого мы получаем какую-то информацию или образ. Эта память имеет краткий срок жизни и очень ограниченный объем, по современным оценкам в зрительной рабочей памяти мы можем удерживать информацию примерно о четырех объектах. Обычно, когда мы что-то удерживаем в рабочей памяти, это удержание сопровождается осознанием того, что мы в данный момент помним об этой вещи.

Вторая система, система долговременного хранения, — эта память может длиться часы, дни, недели, а иногда даже годы. Для разной информации это может быть разное время. Эта система имеет гораздо больший объем, а по некоторым представлениям, этот объем вообще неограничен, то есть теоретически мы можем хранить в этой памяти воспоминания обо всем, с чем когда-либо сталкивались, правда, не всегда можем правильно извлечь эту информацию, и, в отличие от рабочей памяти, мы постоянно не осознаем, что хранится в долговременной памяти, а осознаем это только тогда, когда извлекаем из нее что-либо. Фактически это означает, что необходимая информация извлекается из этого огромного склада долговременной памяти и переводится в рабочую память, то есть мы работаем в данный момент с этой информацией, потому что она нам нужна для решения каких-то задач.

Продолжение на ПостНауке