• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Статья
Скрининг тревоги и депрессии в общей популяции: адаптация Patient Health Questionnaire-4 в России

Золотарева А. А., Костенко В. Ю., Лебедева А. А. и др.

Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2024. Т. 58. № 2. С. 45-54.

Глава в книге
Мнения решателей о причинах правильных и ошибочных ответов в задачах на нетранзитивность превосходства

Поддьяков А. Н.

В кн.: Международная конференция «Математика в созвездии наук». К юбилею ректора МГУ академика Виктора Антоновича Садовничего. Тезисы докладов. М.: Издательство Московского университета, 2024. С. 679-681.

Препринт
Difficulty overdose? Inconclusive effect of the disfluent font on reading in second language

Tsigeman E., Likhanov M., Kalinnikova L. et al.

00. 00. PsyArXiv Preprints, 2024

Игорь Уточкин рассказывает на ПостНауке о зрительной памяти

Заведующий лабораторией когнитивных исследований НИУ ВШЭ Игорь Уточкин рассказывает на ПостНауке об экспериментах с памятью, зрительных образах и ложных воспоминаниях

Игорь Уточкин рассказывает на ПостНауке о зрительной памяти

Под понятием «зрительная память» обычно понимают все то, что мы можем запомнить в виде зрительного образа, детали которого не всегда можно описать словами. То есть это образ, который сохраняется у нас в памяти, когда нет чего-то, что воздействовало бы на органы чувств, на наши глаза, но тем не менее информация об этом доступна в образной форме. В качестве примера можно привести следующее: когда вы смотрите на какую-то картинку в течение нескольких секунд, а затем закрываете глаза или эту картинку от вас убирают, но при этом если через какое-то время вас попросить вспомнить, что там было изображено, то вам будет доступна эта информация именно в виде образа — его и называют образом памяти, или мысленным образом.

Как формируются зрительные образы?

Во-первых, никакой единой системы или единой формы памяти, в том числе памяти зрительной, не существует, и психологи довольно давно разделяют несколько форм или несколько хранилищ памяти. Обычно разделяют кратковременное хранение, или рабочую память, в том числе и зрительную рабочую память, и другую систему хранения — систему долговременной памяти. Эти системы памяти, как понятно из названия, имеют разное время удержания следа тех образов, которые на нас воздействовали, а также они очень сильно различаются по тому объему информации, который они могут удерживать, и, наверное, самое главное — они различаются по функциям, которые они выполняют в нашей повседневной жизни. Кратковременная память, или рабочая память, — это обычно недолго длящийся процесс, в процессе которого мы получаем какую-то информацию или образ. Эта память имеет краткий срок жизни и очень ограниченный объем, по современным оценкам в зрительной рабочей памяти мы можем удерживать информацию примерно о четырех объектах. Обычно, когда мы что-то удерживаем в рабочей памяти, это удержание сопровождается осознанием того, что мы в данный момент помним об этой вещи.

Вторая система, система долговременного хранения, — эта память может длиться часы, дни, недели, а иногда даже годы. Для разной информации это может быть разное время. Эта система имеет гораздо больший объем, а по некоторым представлениям, этот объем вообще неограничен, то есть теоретически мы можем хранить в этой памяти воспоминания обо всем, с чем когда-либо сталкивались, правда, не всегда можем правильно извлечь эту информацию, и, в отличие от рабочей памяти, мы постоянно не осознаем, что хранится в долговременной памяти, а осознаем это только тогда, когда извлекаем из нее что-либо. Фактически это означает, что необходимая информация извлекается из этого огромного склада долговременной памяти и переводится в рабочую память, то есть мы работаем в данный момент с этой информацией, потому что она нам нужна для решения каких-то задач.

Продолжение на ПостНауке