Сотрудники ФСН на форуме «Россия»
7 февраля в лектории Российского общества «Знание» на Международной выставке-форуме «Россия» состоялся очередной цикл лекций исследователей и преподавателей НИУ ВШЭ. Они были посвящены развитию инноваций и креативности, поколенческой преемственности, мифам о России, особенностям общения в разных контекстах, а также коллективизму и индивидуализму. Посетить лекции мог любой желающий.
На площадке Российского общества «Знание» в 57-м павильоне ВДНХ представители Вышки выступают не впервые. Полторы недели назад здесь состоялся цикл лекций об искусственном интеллекте, возможностях его использования в науке и повседневной жизни, а также особенностях научной коммуникации. На этот раз лекции были посвящены социально-гуманитарной проблематике, перед аудиторией выступили сотрудники Центра социокультурных исследований.
Передача ценностей
Дмитрий Дубров рассказал об особенностях передачи ценностей от старшего поколения к младшему в городском и сельском социуме.
«Ценности коллективизма, транслируемые родителями, более склонны перенимать подростки, проживающие в сельской местности, поскольку ориентация на социальные нормы там выше, чем в городе. Городские подростки больше перенимают ценности индивидуализма. Тем не менее многое зависит от родителей. В семьях, для которых характерно наличие доверия, теплоты отношений, взаимной поддержки, лучше передаются ценности благожелательности, заботы о других, сохранения природы вне зависимости от контекста», — рассказал лектор.
По оценке Дмитрия Дуброва, уровень сходства ценностей подростков и ценностей их родителей различается в городской и сельской местности. В городских семьях он немного выше по таким блокам, как «Открытость к изменениям», «Самопреодоление» и «Самоутверждение», а по блоку «Сохранение» выше в сельских семьях. Как в городской, так и в сельской среде ценности подростков более схожи с ценностями сверстников, чем с ценностями родителей.
Подробнее о том, как сельские подростки перенимают консерватизм родителей, можно узнать здесь.
Коллективизм и индивидуализм
Лекция Альбины Галлямовой была посвящена влиянию субъективной культуры на жизнь страны — уровень ВВП, количество инноваций и проч. Также акцент был сделан на том, как факторы среды способствуют формированию коллективизма и индивидуализма. Например, коллективизм в большей степени распространен в регионах, где выше риск заболеть какой-либо инфекцией, то есть в данном случае он выступает как защитный механизм от новых заболеваний.
«Выступления перед массовой аудиторией — интересный формат, — считает лектор. — С одной стороны, слушатели заинтересованы, с другой — часто не имеют академической базы в освещаемом вопросе. При подготовке важно это учитывать, и тогда не только удастся донести мысль до людей, но и люди получат удовольствие».
Альбина присоединилась к международному проекту, который исследует доверие к ученым в разных странах (статья уже на рассмотрении), открыла свой научно-популярный проект «Зачем мы такие?», в который входят видеоподкаст и телеграм-канал. Там она вместе с коллегой рассматривает явления, с которыми человек сталкивается каждый день, с точки зрения науки.
«Читая лекцию, я не волновалась, — поделилась она. — Было приятно ответить на интересные вопросы — значит, мое выступление заинтересовало слушателей. Счастлива, что есть люди, которым нравится то, что я изучаю, и это мотивирует работать дальше».
Подробнее в материале на сайте Вышки.