Губернатор Камчатского края — об особенностях управления в регионах Дальнего Востока России
Владимир Солодов начал выступление с рассказа об основных вехах своего карьерного пути. Говоря непосредственно о Дальнем Востоке, спикер упомянул важность зонирования территории. Он положительно оценил выделение зон в ДФО научным руководителем Института экономических исследований ДВО РАН П.А. Минакиром. По словам губернатора, отдельно необходимо выделять регионы, приближенные к Транссибу и граничащие с Китаем. Это связано с тем, что наличие железнодорожных путей и близость к КНР сильно влияют на экономику. Именно поэтому в подобных регионах сосредоточена основная часть населения ДФО. Густонаселенные регионы Дальнего Востока в силу вышеупомянутых обстоятельств демонстрируют основной экономический потенциал, в них представлены основные направления промышленности, они — векторы притяжения людей.
Одновременно с этим Солодов отметил, что необходимо отдельно выделять приморские и островные регионы, и упомянул, что, несмотря на свой географический статус, Камчатка в политэкономическом смысле — тоже остров. Магаданская область, будучи «на материке», также отрезана от многих коммуникаций, более того, порт Магадана — замерзающий порт, в отличие от Петропавловска-Камчатского. По мнению губернатора, критерий транспортной доступности в силу отдаленности регионов и больших расстояний между населенными пунктами значим для развития местности. В отдельную группу им были отнесены Чукотка, Магаданская область и Якутия, классифицированные как «арктические» в силу климатических и природных особенностей.
Говоря о специфике управления, губернатор отметил важность осознания нахождения ДФО в Азиатско-Тихоокеанском макрорегионе и позицию ДФО как форпоста интересов России в нем. В силу разных причин эта функция выполняется в недостаточной степени, а единственный способ реализации потенциала Дальнего Востока — это ориентация на Восток, а не на Запад.
Пространство ДФО воспринимается по-разному. С одной стороны, как пространство, которое нужно преодолеть, в котором необходимо добыть ресурсы и отправить их на экспорт. Данный подход предполагает ориентацию на транспортные пути, будь то Транссибирская или Байкало-Амурская магистрали, Северный морской путь или некоторые воздушные трассы. С другой стороны, можно говорить о Дальнем Востоке как об источнике полезных ископаемых. В этом случае основные акценты будут приходиться на повышение эффективности их добычи, на потенциал Якутии, Магаданской области, Забайкальского края и севера Хабаровского края. Еще одна позиция — восприятие Дальнего Востока как архипелага островов, где основную ценность имеет человеческий капитал, который объединяет его на основе некой логики, позволяющей решать поставленные задачи.
Дальний Восток — разный. Но, как бы парадоксально это ни звучало, управляться он должен как единое целое. Управляя целым, подчеркнул Владимир Солодов, удастся достичь должной концентрации человеческого капитала. Только выработав совместные решения в сферах высшего образования, здравоохранения и иных системах, можно собрать модель для развития. Целостность развития — это та задача, на которую обращают внимание, и которая декларируется на протяжении последних 10 лет, обозначая Дальний Восток в качестве приоритета XXI века для всей страны.
После обзора специфики управления в ДФО докладчик перешел к демонстрации презентации «О работе и развитии Дальнего Востока». Губернатор отметил, что за последние 30 лет весь Дальний Восток критически недофинансировался. Основным же стимулом развития региона власти решили выбрать экономическое развитие, полагая, что при должном уровне и темпе достижения экономических показателей будет положительная динамика и в реализации социальной политики. На практике эти идеи вылились в создание территорий опережающего развития (ТОР). ТОР стали базой для развития Дальнего Востока, а для их создания были отсмотрены лучшие практики поддержки подобных проектов за рубежом. В результате были сформированы сами зоны и 3 содержательных элемента поддержки:
- специальные налоговые льготы;
- инфраструктурная поддержка;
- условия специальной таможенной зоны.
Производными от ТОР стали «свободные порты» — территории с льготным налоговым режимом, но без инфраструктурной поддержки и специальной таможенной зоны. Отдельно губернатор рассказал и о других программах по поддержке и развитию Дальнего Востока, таких как «Дальневосточный гектар» или программы по снижению энерготарифов.
После разбора презентации прошла сессия общения со слушателями, во время которой учащиеся и преподаватели Факультета социальных наук НИУ ВШЭ смогли задать интересующие их вопросы на разные темы — от развития легкой авиации до влияния вулканических извержений на жизнь Камчатского края.
Подводя итог встречи, Владимир Солодов отметил, что недавно стал профессором НИУ ВШЭ. Губернатор подчеркнул, что будет рад непосредственному общению со студентами, и призвал их не стесняться писать ему на личную почту.
Материал подготовлен студентом 4 курса ОП ГМУ
Никитой Лимоновым