• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Стукал Денис Константинович
Заместитель декана по наукам о поведении Ключарев Василий Андреевич
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Мероприятия
13 апреля, 15:30
April 13, 15:30-17:00 
Статья
A quantitative analysis of worldwide long-term technology growth: From 40,000 BCE to the early 22nd century

Grinin L. E., Grinin A., Korotayev A.

Technological Forecasting and Social Change. 2020. Vol. 155. P. 1-15.

Статья
Performing Resistance: Liminality, Infrapolitics, and Spatial Contestation in Contemporary Russia

Fröhlich C., Jacobsson K.

Antipode. 2019. Vol. 51. No. 4. P. 1146-1165.

Книга
Protest Publics. Toward a New Concept of Mass Civic Action

Под редакцией: N. Y. Belyaeva, D. Zaytsev, V. A. Albert.

Switzerland: Springer, 2019.

Статья
Independent storage of different features of real-world objects in long-term memory

Utochkin I. S., Brady T. F.

Journal of Experimental Psychology: General. 2020. Vol. 149. No. 3. P. 530-549.

Глава в книге
Climate Adaptation of “Smart City” by Assessing Bioclimatic Comfort for UBEM

Ilina I. N., Dunichkin I. V.

In bk.: Sustainability in Energy and Buildings. Singapore: Springer, 2020. P. 519-529.

Статья
Interaction between PFC neural networks ultra-slow fluctuations and brain oscillations

Rooy M., Novikov N., Gutkin B.

Izvestiya Vysshikh uchebnykh zavedeniy. Prikladnaya nelineynaya dinamika. 2020. Vol. 28. No. 1. P. 90-97.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/5
75 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
60/50/20
60 бюджетных мест
50 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
60/50/15
60 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
95/80/5
95 бюджетных мест
80 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
35/10/2
35 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
18/5/2
18 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10/1
35 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
30/15/5
30 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Магистр прикладной и сетевой аналитики

2 года
Очная форма обучения
60/50
60 платных мест
50 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Обучение и оценивание как наука

2 года
Очная форма обучения
32/5/3
32 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
15/5/3
15 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
20/5/15
20 бюджетных мест
5 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
29/5/2
29 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
30/5/2
30 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
80/3
80 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
80/3
80 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
40/3
40 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
22/5/2
22 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/15/2
30 бюджетных мест
15 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/5/1
40 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

ВШЭ вошла в мировой топ-50 университетов по трем предметным и отраслевым рейтингам QS

ВШЭ вошла в мировой топ-50 университетов по трем предметным и отраслевым рейтингам QS

© Topuniversities.com

Высшая школа экономики расширила присутствие в топ-50 предметных и отраслевых рейтингов QS, войдя в этот диапазон по двум новым направлениям. ВШЭ присутствует в четырех из пяти отраслей QS и почти в половине предметов QS значительно улучшила позиции прошлого года.

НИУ ВШЭ занимает 45 позицию среди мировых университетов в рейтинге «Политика и международные отношения», 48 позицию в отрасли «Социальные науки и менеджмент» и 50 позицию по «Социологии», сохраняя лидирующие позиции среди российских вузов.

Еще по шести предметам Вышка входит в топ 51-100, впервые преодолев рубеж первой сотни по «Образованию» (64 позиция), по «Математике» (95 позиция), по «Философии» (группа 51-100).

Всего по 18 предметам и отраслям НИУ ВШЭ входит в топ-150 рейтингов, при этом в четырех из них она представлена впервые в этом диапазоне: «Искусство и дизайн», «Психология», «География», «Право».

По 10 предметам ВШЭ занимает 1 место среди российских вузов: «Искусство и дизайн» (где является единственным вузом из России), «История», «Психология», «География», «Бухучет и финансы», «Бизнес и менеджмент», «Экономика и эконометрика», «Образование», «Социология» и отрасль «Социальные науки и менеджмент».

  • 1 место

    среди участников проекта 5-100 по количеству предметов и отраслей QS в топ-50

    среди участников проекта 5-100 по количеству предметов и отраслей QS в топ-100

    среди участников проекта 5-100 по количеству предметов и отраслей QS

    в России по 10 предметам рейтинга QS

  • 2 место

    среди российских вузов по количеству предметов и отраслей QS

    в топ-100 среди российских вузов по количеству предметов и отраслей QS

  • Единственный вуз в России

    в предмете «Искусство и дизайн» согласно рейтинга QS

    3 предмета и отрасли

    в топ-50 согласно рейтинга QS

    2/3 позиций в рейтингах

    НИУ ВШЭ улучшил по сравнению с прошлым годом

Наиболее высокие результаты (более 80 баллов из 100) среди индикаторов рейтинга ВШЭ имеет по показателю «репутация среди работодателей» — по предметам «Образование», «Социология», «Психология», «Искусство и дизайн», «Математика», «Компьютерные науки» и отраслям «Социальные науки и менеджмент», «Искусство и гуманитарные науки», «Инженерия и технологии», «Естественные науки». По показателю академической репутации наибольших успехов ВШЭ добилась в отрасли «Социальные науки и менеджмент». По цитированию самый высокий результат у ВШЭ по предмету «Социология». А по индексу Хирша лидирует предмет «Бизнес и менеджмент».

В 2021 году в предметном рейтинге QS представлены 40 российских университетов, из них 16 — участники проекта 5-100.  По сравнению с 2013 годом количество российских вузов в рейтингах QS выросло в 20 раз. В топ-100 входят 16 отечественных вузов, в том числе 10 — участники Проекта 5-100. Наблюдается рост количества вузов в лучшей сотне в 16 раз по сравнению с 2013 годом, в основном за счет вузов-участников Проекта 5-100. Всего российские университеты заняли 278 позиций в предметных рейтингах, из них 167 приходится на университеты Проекта 5-100, что составляет 60% от всех позиций отечественных вузов.

Ярослав Кузьминов

«Вузы – участники Проекта 5-100 завершили проект с очень хорошими результатами. Половина участников Проекта 5-100 из 21 вуза входят в топ-100 предметов и отраслей рейтинга QS. Три четверти российских вузов – участников предметных и отраслевых рейтингов QS составляют участники Проекта 5-100. Это определенно говорит об успехе проекта – правительство и вузы выполнили указ президента. Вместо пяти вузов в топ-100 международных рейтингов у нас сейчас 10 вузов достигли результата», — заявил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Герман Греф

«Высшая школа экономики – один из лучших вузов страны, который выпускает каждый год самых высококлассных специалистов в разных сферах деятельности. Мы в Сбере внимательно следим за успехами студентов Вышки и самым талантливым еще в процессе обучения даем возможность проявить себя – у нас есть специальные программы стажировок, образовательные программы для студентов», – отметил президент, председатель правления СберБанка и член наблюдательного совета НИУ ВШЭ Герман Греф.

Андрей Мельвиль, декан факультета социальных наук

Андрей Мельвиль, декан факультета социальных наук

В профильных для ФСН предметных рейтингах QS Вышка смогла укрепить свои позиции: за последний год по «Политике и международным исследованиям» с 48 места в мире мы перешли на 45-е (2-е место в России), по «Социологии» и «Социальным наукам и менеджменту» впервые поднялись в мировой топ-50 (по этим позициям – 1-е места в России). Мы считаем, что такому продвижению в международных рейтингах во многом способствовал Проект 5-100. И конечно, это результат наших общеуниверситетских и межфакультетских усилий и инициатив. Мы продолжаем работать над нашей академической репутацией, несмотря на онлайн, расширяем международные связи, участвуем и проводим семинары и конференции, также развиваем наши магистерские программы, в том числе англоязычные. Начинает приносить плоды поддержка факультетских научных проектов, в том числе междисциплинарных, появляются новые публикации в высокорейтинговых журналах. Продвижению по направлению «Социология» способствовало и открытие в 2019 г. еще одной новой Международной лаборатории исследований социальной интеграции.

Александра Скрипченко, декан факультета математики

Александра Скрипченко, декан факультета математики

Вхождение ВШЭ в первую сотню предметного рейтинга QS по математике — ожидаемое, но от того не менее приятное событие. Другие ведущие международные рейтинги — ARWU в 2018 году, US World & News Report в 2020 — уже зафиксировали принадлежность университета к высшей лиге мирового математического университетского образования. Подъем в рейтинге QS важен для нас, поскольку существенную часть оценки в нем составляет экспертное мнение профессионального сообщества. Достижение его признания, быть может, наиболее трудный барьер, который приходится преодолевать молодому университету (напомним, что факультет математики провел первый прием студентов в 2008 году).

Хотелось бы подчеркнуть, что математика в Вышке не сводится к факультету математики. Большой вклад в ее развитие вносят и департамент прикладной математики МИЭМа, и факультет компьютерных наук, и соответствующие подразделения факультета экономических наук, и кампусов ВШЭ, и другие коллективы — и подъем в рейтингах общая заслуга всех ее подразделений.

Мы не ставим себе целью продвижение в рейтингах само по себе. Это лишь результат общих усилий, направленных на развитие исследовательского и преподавательского потенциала университета. В то же время, абитуриенты со всего мира, а в последнее время и российские, обращают все больше внимания на позиции университетов в мировых рейтингах, и укрепление наших позиций в них послужит повышению их интереса к обучению в Вышке, привлечению еще более сильного и заинтересованного контингента.

Сергей Пекарский, декан факультета экономических наук

Сергей Пекарский, декан факультета экономических наук

Наибольший вклад в рост ВШЭ в рейтинге QS по направлению Economics & Econometrics внесли показатели академической репутации и цитирования. Они отражают заметность и качество исследований наших коллег. Мы постоянно расширяем число наших международных академических контактов – работаем в коллаборации с западными специалистами и исследовательскими центрами, проводим совместные научные мероприятия. В последние годы выросло не просто количество, а качество публикаций в области экономики, в 2020 году вышло несколько статей в топовых журналах. Университетская рекрутинговая программа позволила привлечь в команду ФЭН и МИЭФ, в наши новые международные лаборатории высококвалифицированных иностранных специалистов. Положительное влияние оказали факультетские программы поддержки молодых ученых и научно-учебных лабораторий, организации исследовательских рабочих групп, а также модернизированная система академических надбавок, создающая у коллег-экономистов правильные стимулы для продвижения своих исследований.

Михаил Бойцов, декан факультета гуманитарных наук

Михаил Бойцов, декан факультета гуманитарных наук

Наши завидные места в рейтингах — не случайное совпадение, не подарок, а результат упорного труда. Заботимся мы, честно говоря, не о рейтингах как таковых, а о повышении профессионализма, но именно это на рейтингах хорошо и сказывается. Секретов нет. Мы много публикуемся в заметных изданиях. У нас отличный подбор коллег. Так, рядом с лучшими профессионалами в отечественной истории и русской философии работают глубокие знатоки иных стран и культур. А поскольку международные контакты мы всегда пестовали, то вот и проявляем себя достойно сразу в нескольких влиятельных академических сообществах, что быстро повысило репутацию ВШЭ. Наверняка и у лингвистов есть силы подняться еще выше, чем сейчас, и по Modern Languages мы потолка пока не достигли. Подойдя в сводном рейтинге Arts&Humanities к самому порогу первой сотни, так и тянет его переступить. Впрочем, и сохранять занятые позиции — уже достижение. Конкуренция так сильна, что если хочешь оставаться на месте, надо бежать изо всех сил.

Сергей Караганов, декан факультета мировой экономики и мировой политики

Сергей Караганов, декан факультета мировой экономики и мировой политики

Рад общему успеху университета и нас, международников, и наших друзей – соседей по науке – политологов и, конечно, социологов. Для нас успех тем более приятен, что он достигнут в условиях новой навязываемой «холодной войны». А мы в наших статьях – со всеми нашими внутренними разногласиями и многоцветием – занимаем весьма определенные позиции, перпендикулярные и все чаще противоположные западной политкорректности. Так почему же успех? Очень хотелось бы приписать его тому, что мы открываем новые темы и новые подходы к анализу мировой экономики и мировой политики. По ряду направлений мы работаем совместно с новыми реалистами-ревизионистами на Западе. У нас все более тесные связи с поднимающимися китайскими, индийскими, корейскими, южно-восточно-азиатскими университетами и журналами – а они уже очень часто первоквартильные. В последние годы мы заполняли по 1-2 первоквартильных спецвыпусков таких журналов.

Есть и другие причины. Явно позитивную роль сыграл переход в онлайн. ФМЭиМП успешно перевел все флагманские мероприятия в онлайн формат, заметно расширив аудиторию, запустил youtube-канал. Уже с весны ФМЭиМП вместе с братскими организациями – Валдаем, СВОПом начал группу новых онлайн-мероприятий, которые радикально расширили связи и с ведущими западными университетами, и, что особенно могло сыграть роль в рейтинге, – с незападными университетами и мозговыми центрами, а их роль в рейтинге стабильно растет.

Англоязычная версия журнала «Россия в глобальной политике» успешно развивается, став в конце 2019 г. журналом Вышки, в 2020 г. сразу вошла во 2 квартиль Scopus по категории история, что немало способствует академической узнаваемости ВШЭ. Факультет ведет успешную работу по привлечению иностранных специалистов, регулярно публикующихся в академических журналах за рубежом. Но и, главное, на факультете работает едва ли не половина всех национально и интернационально признанных российских международников.

Надеемся, что это вносит вклад в рейтинги НИУ ВШЭ. Но для нас работа в такой компании – сущее удовольствие. Если это удовольствие поощряется ростом рейтингов, это означает, что мы нашли истинную формулу сочетания pleasure with business.

Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ

Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ

С момента включения НИУ ВШЭ в программу 5-100 мы работали над продвижением в предметном рейтинге по образованию. Это была очень сложная задача – ведь это направление относительно молодо – например, нашему Институту образования всего девять лет. Мы вместе с коллегами, которые занимаются образованием в других подразделениях университета, взяли курс на рост академической продуктивности, на использование современных методов исследований и разработок, на включение в международные исследовательские сети и программы с ведущими университетами. Так мы создали несколько международных лабораторий под руководством выдающихся ученых, запустили несколько уникальных эмпирических исследований, включая уникальный мониторинг образовательных и трудовых траекторий, мониторинг экономики образования, мониторинг качества приема, а также экспериментальные исследования влияния разных факторов на образовательные результаты. И, конечно, мы вовлекали в эти исследования нашу замечательную молодежь, создав аспирантскую школу по образованию. В результате два года назад университет впервые вошел по этой дисциплине в топ 150, а сегодня оказался уже в топ-100 – на 64-м месте в мире.

Как мы знаем, у рейтинга QS есть две важные составляющие – это цитируемость академических публикаций и репутация университета среди экспертов в данной области. Такой значительный рост Вышки говорит о востребованности исследований, интегрированности в мировую научную повестку. Это высокая оценка работы всех научных команд ВШЭ, исследования которых затрагивают образовательную сферу. Хочу еще раз подчеркнуть, что показатели рейтинга – не главное. Гораздо больше меня радует, что за последние годы несколько статей наших коллег вышло совсем в топовых журналах (в том числе, в журналах семейства Science и Nature), а наши монографии широко используются и даже попадают уже в списки рекомендованной литературы учебных курсов ведущих университетов.

Дальше двигаться так же стремительно будет уже гораздо сложнее – мы уже конкурируем фактически с ведущими мировыми научными центрами. Однако здорово, что мы уже совершенно точно присоединились к их числу. Теперь мировые знания и технологии в области образования станут более доступны не только для нашего университета, но и для всех российских исследователей образования, для замечательных практиков, работающих в нашей системе.

При составлении предметных рейтингов QS используется четыре индикатора: академическая репутация и репутация среди работодателей, количество цитирований на одну публикацию и H-индекс, который учитывает количество статей ученого, а также количество цитирований этих статей.