• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Стукал Денис Константинович
Заместитель декана по наукам о поведении Ключарев Василий Андреевич
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Мероприятия
13 апреля, 15:30
April 13, 15:30-17:00 
Статья
A quantitative analysis of worldwide long-term technology growth: From 40,000 BCE to the early 22nd century

Grinin L. E., Grinin A., Korotayev A.

Technological Forecasting and Social Change. 2020. Vol. 155. P. 1-15.

Статья
Performing Resistance: Liminality, Infrapolitics, and Spatial Contestation in Contemporary Russia

Fröhlich C., Jacobsson K.

Antipode. 2019. Vol. 51. No. 4. P. 1146-1165.

Книга
Protest Publics. Toward a New Concept of Mass Civic Action

Под редакцией: N. Y. Belyaeva, D. Zaytsev, V. A. Albert.

Switzerland: Springer, 2019.

Статья
Independent storage of different features of real-world objects in long-term memory

Utochkin I. S., Brady T. F.

Journal of Experimental Psychology: General. 2020. Vol. 149. No. 3. P. 530-549.

Глава в книге
Climate Adaptation of “Smart City” by Assessing Bioclimatic Comfort for UBEM

Ilina I. N., Dunichkin I. V.

In bk.: Sustainability in Energy and Buildings. Singapore: Springer, 2020. P. 519-529.

Статья
Interaction between PFC neural networks ultra-slow fluctuations and brain oscillations

Rooy M., Novikov N., Gutkin B.

Izvestiya Vysshikh uchebnykh zavedeniy. Prikladnaya nelineynaya dinamika. 2020. Vol. 28. No. 1. P. 90-97.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/5
75 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
60/50/20
60 бюджетных мест
50 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
60/50/15
60 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
95/80/5
95 бюджетных мест
80 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
35/10/2
35 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
18/5/2
18 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10/1
35 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
30/15/5
30 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Магистр прикладной и сетевой аналитики

2 года
Очная форма обучения
60/50
60 платных мест
50 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Обучение и оценивание как наука

2 года
Очная форма обучения
32/5/3
32 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
15/5/3
15 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
20/5/15
20 бюджетных мест
5 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
29/5/2
29 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
30/5/2
30 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
80/3
80 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
80/3
80 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
40/3
40 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
22/5/2
22 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/15/2
30 бюджетных мест
15 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/5/1
40 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

Школа социальных наук – 2021. Как это было?

Завершился масштабный студенческий проект «Школа социальных наук’21». Школа для старшеклассников России проводится ежегодно, но впервые с 16 по 22 января 2021 года она прошла полностью в онлайн-формате, что позволило почти втрое увеличить количество участников и охватить ранее недоступные регионы.

Школа социальных наук – 2021. Как это было?

Студенческая команда организаторов приложила огромные усилия, чтобы в онлайн формат перенести незабываемую атмосферу Школы социальных наук, традиционно проходящую в УЦ Вороново. И мы смогли охватить ранее недоступные, удалённые территориально регионы, преодолев не только границы, но и часовые пояса! Школа проходила в круглосуточном режиме, отряды были распределены по восьми часовым поясам, участники занимались с раннего утра до позднего вечера и были искренне вовлечены в жизнь Школы! Лекции для старшеклассников читали ведущие ученые и преподаватели факультета социальных наук НИУ ВШЭ, семинары проводили лучшие студенты образовательных программ «Политология», «Социология», «Государственное и муниципальное управление». 

Мы благодарим факультет за возможность принять участие в таком интересном проекте, за всестороннюю помощь декана Андрея Юрьевича Мельвиля, преподавателей факультета (и тех, кто читал лекции и тех, кто не ставил нам двойки за пропуски занятий из-за проекта), и конечно директора ШСН: без Кирилла Валентиновича школа бы не состоялась. Студенческий проект длился почти 4 месяца, в нем приняло участие более 60 студентов. За это время подготовили и провели отбор участников, составили учебную и внеучебные программы, согласовали учебный план на 8 часовых поясов, провели школу и подвели итоги! Мы поставили перед собой очень трудную и масштабную задачу и, судя по отзывам преподавателей и участников школы, нам это удалось.

Цифры ШСН’21:

Отбор в три тура с конкурсом почти 10 человек на место прошли 117 человек 1079 заявок из 87 регионов: 74 из них по РФ, 9 - из СНГ, 4 из стран дальнего зарубежья

Отбор в три тура с конкурсом почти 10 человек на место прошли 117 человек

Школу вели 17 лекторов, 13 семинаристов, 8 вожатых, 9 организаторов внеучебки

А в подготовке школы участвовали 61 студент, 6 отделов, 6 руководителей отделов и 3 координатора проекта

Расписание школы

Предварим рассказ о школе двумя цитатами наших преподавателей:

Илья Александрович Иншаков поделился своими впечатлениями о проведенной лекции и участниках Школы:

Тема Школы этого года – «(Не)явное: социальный мир за ширмой очевидного», тематика всеобъемлющая, мультидисциплинарная, позволяющая охватить весь спектр социальных наук. В Школе ребятам была предоставлена возможность понять, насколько гибок и неоднозначен наш мир и как интересно то, что казалось ранее совсем обычным. 

Ольга Евгеньевна Кузина, руководитель ОП «Социология», говорит о том, чем Школа социальных наук может быть полезна для старшеклассников: 

Если сравнить изучение абитуриентами сайтов ВУЗов и посещение ими дней открытых дверей с походом в ресторан, то знакомство с этой информацией больше похоже на чтение меню. А Школа даёт возможность попробовать все блюда на вкус, и это огромная помощь абитуриентам в самоопределении: они будут знать, к чему готовиться. Лекции дают возможность почувствовать себя студентами, окунуться в эту атмосферу, стать на неделю студентом ВШЭ. 

А теперь, с радостью представляем репортаж о том, как прошла учебная неделя, и делимся самыми яркими впечатлениями и моментами Школы социальных наук – 2021!

Первый день

Первый день начался с торжественного открытия, где ребята познакомились с организаторами, услышали приветственную речь Кирилла Валентиновича Сорвина и теплые напутственные слова от организаторов. Участники прошлых лет рассказали о том, что им дала Школа социальных наук и как сложилась их жизнь после обучения.

Далее участники выбрали свою семинарскую площадку из пяти представленных на Школе:

1. Вкус: личный выбор или продукт диктатуры социума?

2. Порядок: насилие или спокойный сон?

3. Развитие общества: неизбежный прогресс или выбор?

4. Бог в «секулярном» обществе: жив или мертв?

5. Голос «за»: последствие рационального выбора или иррациональной симпатии? 

Учебные кураторы, студенты факультета социальных наук, на первом семинарском занятии познакомили школьников с введением в методологию и теорию аргументации. 

После этого участники познакомились со своими вожатыми и отрядом на внеучебном мероприятии.

Вечером ребят ждал блок лекций от ведущих преподавателей Высшей школы экономики. Анастасия Анатольевна Порецкова, магистр Политологии и старший преподаватель ФСН ВШЭ, рассказала о процессах взаимного влияния таких обширных сфер, как медиа и политика. Светлана Юрьевна Барсукова, профессор Факультета социальных наук, заместитель заведующего Лабораторией экономико-социологических исследований в г. Москва, прочитала лекцию о неформальной экономике. Преподаватель ФСН НИУ ВШЭ Илья Александрович Иншаков рассказал о понятии утопии в политической теории.

«Все прошло очень здорово! Предполагалось, что я просто прочитаю лекцию, ведь онлайн-формат не способствует плотному контакту, но развернулась настоящая дискуссия – это правда классно!»

Второй день

17 января участников ШСН-2021 ждал Zoom-квест, подготовленный внеучебным отделом. Участники получили роли и должны были проявить свои актёрские и коммуникационные навыки, логическое мышление. Каждый отряд успешно справился с квестом, а ребята остались под большим впечатлением несмотря на онлайн-формат квеста!

Днем ребята отправились на Question-сессию с директором Школы социальных наук, заместителем декана Факультета социальных наук, Кириллом Валентиновичем Сорвиным, где он рассказал школьникам о Факультете социальных наук, подготовке к олимпиадам, дал советы по поступлению.

Насыщенная программа не давала расслабиться ребятам и в воскресенье! Перед участниками выступили Никита Юрьевич Савин с лекцией «Жребий в современных демократиях: неочевидные решения очевидных проблем» и Владимир Геннадьевич Николаев с лекцией «Что такое город? От здравого смысла к социологии». 

 

Третий день

С утра участников ШСН'21 ждала легендарная ролевая игра «Мафия» в Zoom с вожатыми и студентами ФСН. После ребята отправились на семинары, на которых они вместе с семинаристами учились дискутировать, отстаивать свою точку зрения.

Далее для участников были проведены лекции: «Теория государства: человеческая природа, насилие и социальный порядок» от Александра Сергеевича Калгина, доцента ФСН, магистра университета Бирмингема и Манчестера, «Для чего на самом деле государству нужна официальная статистика?», прочитанная Ольгой Андреевной Моляренко, доцентом ФСН, кандидатом социологических наук и «Какие социальные механизмы стоят за технологиями искусственного интеллекта», проведенная Андреем Михайловичем Корбутом, старшим преподавателем ФСН, кандидатом социологических наук. 

В конце насыщенного учебного дня участников ждал просмотр фильма в уютной компании с вожатыми и последующее его обсуждение на отрядных «свечках».

Илья Мчедлишвили, один из участников Школы, рассказал о своих впечатлениях, организаторах и своём отряде:

Я побывал уже на нескольких таких онлайн-школах и, мне кажется, Школа социальных наук – 2021 ни капельки не уступает им. Уровень лекторов является очень высоким и, главное, их интересно слушать. То же можно сказать о людях здесь, отбор был не зря, тут все мотивированные. Вместе с этими ребятами не скучно слушать лекции, взаимодействовать. Отдельное спасибо хочется сказать вожатым, которые помогают объединить все составляющее данной школы (в особенности во взаимодействии с отрядом), без них эта Школа была бы совсем другой.

Четвёртый день

Учебный день участников ШСН'21 начался с двух теоретических семинаров.

Мы поговорили с Арсением Великановым, ведущим площадки «Развитие общества: неизбежный прогресс или выбор?», который рассказал о своих учениках: 

Выше всех похвал. Очень высокий уровень подготовки и начитанности. Я не первый раз читаю для школьников, но таких еще не видел. Те, кто еще не обладают систематическими познаниями, берут активностью и мотивацией. Некоторые вообще обладают знаниями на уровне не ниже первого курса. Легко читают даже очень сложные тексты и задают точные и меткие вопросы. Уж не знаю, как их отбирали, но прошли явно лучшие школьники России.

Затем ребята приняли участие в круглом столе, который провёл Вадим Николаевич Прокофьев, академический руководитель ОП «Государственное и муниципальное управление» НИУ ВШЭ, и студенты этой образовательной программы.

После преподаватели ВШЭ прочитали для школьников три лекции, в ходе которых каждый смог погрузиться в важные для современного общества политические и когнитивистские темы. Это были лекции: «Политический атлас современности. Revisited» от Андрея Юрьевича Мельвиля, декана факультета социальных наук, доктора философских наук и профессора политологии, «Демократия против народного суверенитета: лики власти народа сквозь призму истории политической мысли» от Ильи Михайловича Локшина, кандидата политических наук и академического руководителя ОП «Политология» НИУ ВШЭ, «Мозг, социум, культура: неявные связи» от Марии Вячеславовны Фаликман, руководителя департамента психологии ФСН и доктора психологических наук. 

Пятый день

Вожатые и студенты факультета социальных наук с утра провели онлайн-квест и вместе с отрядом составили «доску впечатлений». Далее прошли два практических семинарах от учебных кураторов и студентов ФСН, на которых уже началась усиленная подготовка к дебатам.

Затем участники посетили лекцию Кирилла Валентиновича Сорвина на тему «Иррациональная жизнь рационального общества». Далее была лекция «Три мифа о социологии и опросах общественного мнения», её прочитал Григорий Борисович Юдин, кандидат философских наук и преподаватель ФСН ВШЭ. И последней в этот день была лекция «Социологический анализ зависти: скрытые смыслы социального поведения», которую провела Ольга Александровна Симонова, кандидат социологических наук и преподаватель ФСН ВШЭ.

В конце учебного дня вожатые и студенты ФСН провели гитарный вечер. Каждый смог сыграть свои любимые песни или подпевать выступавшим.

 

Шестой день

Первые учебные мероприятия 21 января – два практических семинара, в процессе которых продолжилась подготовка к дебатам. Затем были проведены круглые столы с руководителями ОП «Социология» и ОП «Политология». 

Далее всех участников ждала увлекательная лекция «Причина или следствие? К вопросу о выявлении каузальности в социальных науках», которую прочитала Ольга Евгеньевна Кузина, кандидат экономических наук, PhD University of Essex и академический руководитель образовательной программы «Социология» в НИУ ВШЭ. После этого участники прослушали лекцию «Скрытые формы власти: понятийный дискурс и современные практики», с которой выступил Валерий Георгиевич Ледяев.

Завершил учебную программу практический семинар, в процессе которого участники вместе с учебными кураторами продолжили активную подготовку к проведению дебатов.

Седьмой день

Финальный день начался с практического семинара, где участники вместе с учебными кураторами довели свою аргументацию до совершенства для участия в финальном мероприятии.

День продолжился лекцией от Кирилла Сергеевича Тюрчева «Государство. Что осталось незамеченным?», на которой он дал ответы на вопросы о том, можем ли мы всегда и во всем доверять государству и каких «героев» ждет государство XXI века.

Далее участников ждали дебаты, которые стали результатом всей работы на Школе. Детальное понимание научной области, корректная аргументация и навыки критического мышления стали ключом к успешному ведению дискуссии.

Участница Школы Виктория Щудро после дебатов рассказывает о них:

Было невероятно волнительно, но еще больше было интересно узнать не только о мнении своих оппонентов, но и послушать о других семинарах! Кроме того, крайне важно для восприятия собственной работы было услышать конструктивную критику как от преподавателей, так и от остальных участников ШСН'21. Хочу сказать огромнейшее спасибо нашим семинаристкам и нашей команде в целом, они все роскошные! Сейчас чувствую намного большую уверенность в своих знаниях в нашей исследуемой области, а практику дебатов, как по мне, нужно внедрить в школьную программу.

После этого состоялось торжественное закрытие Школы, где Кирилл Валентинович Сорвин и команда организаторов подвели итоги ШСН'21 и передали свои пожелания участникам Школы.

Школа социальных наук – 2021 стала поистине красочным событием этой зимы несмотря на то, что она проводилась в онлайн-формате. Организаторы Школы благодарят всех участников и желают успешного прохождения олимпиад!

Ждём встречи в стенах Вышки и в Школе социальных наук – 2022! 
_______

P.S.  Очень надеемся в следующем году, в коридорах факультета встретиться с ребятами, которые прошли обучение в школе.