• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Стукал Денис Константинович
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Книга
Теория полей

Макадам Д., Флигстин Н.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2022.

Статья
Support for reducing inequality in the new Russia: Does social mobility matter?

Mareeva S., Slobodenyuk E., Anikin V. A.

Intersections (Hungary). 2022. Vol. 8. No. 2. P. 175-196.

Глава в книге
Инклюзивные и эксклюзивные идентичности представителей разных народов России: роль базовых ценностей

Лепшокова З. Х., Лебедева Н. М.

В кн.: Межкультурный и межрелигиозный диалог в российских регионах. ТюмИУ, 2022. Гл. 4. С. 49-66.

Препринт
Медицинские работники и медицинские организации в условиях пандемии коронавируса

Артамонов Р. Е., Лаврентьев Н. В., Сажина С. В. и др.

Государственное и муниципальное управление. Серия WP8. ИГиМУ НИУ ВШЭ, 2022

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Вычислительные социальные науки

4 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/10
75 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
40/50/15
40 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
80/50/15
80 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
115/50/5
115 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
45/10/2
45 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
16/5/2
16 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10/2
35 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
40/15/5
40 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Обучение и оценивание как наука

2 года
Очная форма обучения
30/5/3
30 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
20/8/15
20 бюджетных мест
8 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
20/7/2
20 бюджетных мест
7 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
Онлайн программа
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
32/5/2
32 бюджетных места
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
120/3
120 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
180/3
180 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
60/3
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Социология публичной сферы и цифровая аналитика

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/10/2
30 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
60/5/2
60 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке

В России среди «бюджетников» оказалось меньше всего инноваторов

Новые идеи и рационализаторские предложения на рабочем месте предлагают лишь 6,3% сотрудников российских компаний. При этом максимальное количество инноваторов наблюдается в сфере науки и культуры, а также тяжёлой промышленности. Меньше всего людей, желающих привнести улучшения в деятельность своей организации, оказалось в силовых структурах. Об этом свидетельствует исследование, проведенное социологами Аленой Нефедовой (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ) и Мариной Чернышевой (факультет социальных наук НИУ ВШЭ).

В России среди «бюджетников» оказалось меньше всего инноваторов

ISTOCK

Сначала коротко

Суть: Чтобы поддерживать конкурентоспособность и эффективность, организациям требуется постоянно создавать и внедрять инновации. Например, новые продукты, дизайн, маркетинговые кампании или способы работы. Их придумывают конкретные люди — добровольно или по должности. Эпидемия COVID-19 в России показала, что даже здравоохранению и силовым структурам необходимо быстро адаптироваться к изменениям. Для этого в них должны работать инноваторы.

На деле: Опрос наёмных сотрудников показал, что лишь 6,3% готовы выдвигать новые идеи. Хуже всего с инноваторами по должности в силовых структурах. Их там всего 0,4%. В здравоохранении — 1,4%. Не лучше дело и с личной инициативой — 3,2% и 3% соответственно. Хотя в сельском хозяйстве и того меньше — 0,5%.

Теперь подробнее

Социологи из НИУ ВШЭ установили, что новые идеи и рационализаторские предложения на рабочем месте предлагают лишь 6,3% сотрудников российских компаний. При этом максимальное количество инноваторов наблюдается в сфере науки и культуры, а также тяжёлой промышленности. Меньше всего людей, желающих привнести улучшения в деятельность своей организации, оказалось в силовых структурах. В армии, правоохранительных органах и госбезопасности их всего 0,4%. Результаты исследования представлены на XXI Апрельской международной научной конференции в НИУ ВШЭ.

О чём речь?

Одним из ключевых факторов успешного функционирования любой организации является внедрение инноваций. Без новых идей, усовершенствования бизнес-процессов и продуктов коммерческие компании проиграют конкурентную борьбу на рынке, а государственные учреждения погрязнут в неэффективности и бюрократии. 

Научную классификацию инноваций впервые предложил ещё в 1930-х годах австрийский экономист Йозеф Шумпетер. Он выделил пять возможных новшеств: продукт, технология производства, организационный метод, рыночная ниша, источник ресурсов. В современных условиях к ним добавилось два новых: маркетинговые инновации (вроде дизайна продукта или внедрения программы лояльности клиентов) и экологические, позволяющие сократить негативное воздействие на окружающую среду.

Один из важнейших источников инноваций в организации — сотрудники. Именно они генерируют идеи, осмысляют текущие практики и методы работы, а затем предлагают способы их рационализации или даже замены. Всего их два типа: институциональные инноваторы — им по должности положено придумывать ноу-хау, и инноваторы-добровольцы — предлагающие нововведения по личной инициативе.

Однако внедрение их предложений зависит от инфраструктуры и климата внутри организации. Руководство, трудовой коллектив, корпоративная культура и система управления могут как поощрять новации, так и активно им сопротивляться, тормозить их распространение или даже уничтожать инициативу в зародыше. В целом, российские предприятия инновационным настроем не отличаются — активны в этом направлении лишь 9% из них.

Исследовательницы из НИУ ВШЭ Алена Нефедова и Марина Чернышева решили изучить — в каких сферах в России больше всего инноваторов, кто они и что именно предлагают, а также удаётся ли им в итоге внедрить свои идеи.

Как изучали?

Социологи изучили и обобщили данные «Мониторинга инновационного поведения» — специального модуля всероссийского исследования RLMS-HSE. Опрос проводился в 2019 году. Всего были проанализированы ответы свыше 4,1 тысяч жителей России в возрасте от 18 до 65 лет, работающих по найму на предприятиях и в организациях.

Что получили?

Выяснилось, что только 6,3% сотрудников российских компаний обращаются к руководству с новыми идеями. Около 80% инноваторов выдвигают рацпредложения исходя из собственного опыта. На втором месте — опыт коллег. На него опирается почти каждый четвертый.

В большинстве случаев (77%) инноваторы хотят усовершенствовать внутренние процессы в компании. Это могут быть проекты по снижению производственных затрат, улучшению дистрибуции, управления, систем мотивации и вознаграждения персонала. 

Реже прочего (18%) наёмные работники задумываются над созданием новых товаров и услуг. Хотя именно такие инициативы получают практическое воплощение чаще остальных.

Инновации на рабочем месте и успешность их реализации (данные в процентах, 2019)

При этом шансы внедрить свои предложения гораздо выше у институциональных инноваторов. Обычно им это удаётся почти в 60% случаев. А вот у добровольцев вероятность воплотить в жизнь свою личную инициативу в два раза ниже. Лишь треть всех их идей реализуется на практике. 

Наиболее интересным результатом исследовательниц стало распределение инноваторов по отраслям промышленности и видам деятельности. Оказалось, что институциональных инноваторов (по должности) меньше всего в сельском хозяйстве и особенно в силовых ведомствах — 1,1% и 0,4% соответственно. А вот больше всего в сфере науки и культуры — аж 6%.

Институциональные инноваторы (данные в процентах от общего числа работников по отраслям, 2019)

В то же время, с личной инициативой среди силовиков уже не так всё плохо — идеи есть у 3,2% сотрудников. Хуже всего с инноваторами-добровольцами в аграрном секторе — 0,5% и, как ни странно, в образовании (2,4%) и здравоохранении (3%). Лучше всего по-прежнему в науке и культуре — 8,2%. Неплохо и в лёгкой промышленности — 4,2%.

Инноваторы-добровольцы (% от общего числа работников по отраслям, 2019)

Для чего это нужно?

Прямо сейчас — в условиях пандемии — ведомствам в таких сферах как здравоохранение или обеспечение правопорядка приходится работать в совершенно уникальных условиях, под которые требуется адаптироваться и учиться многим вещам на ходу. Здесь крайне важна инициатива снизу, как, например, в имплементации новых практик лечения COVID-19 и распространении их по всем медицинским учреждениям страны. Столь низкая инициативность сотрудников здравоохранения может препятствовать распространению современных протоколов лечения, внедрения экспериментальных методов. 

Аналогичная ситуация и с силовыми ведомствами. Широко нашумевший случай с ручной проверкой цифровых пропусков у пассажиров на входе в метро — типичный пример использования старой накатанной схемы работы в принципиально новых условиях. Возможно, недоучёт новых реалий как раз связан с отсутствием в правоохранительных органах институциональных инноваторов, в чьи задачи и должна входить адаптация сложившихся подходов к новым вызовам.

Особую важность здесь приобретает инновационный менеджмент в организациях. Увы, но с управленческими практиками, ориентированными на появление креативных проектов, ситуация не лучшая. Как показало исследование, в России далеко не во всех организациях действуют специальные механизмы для сбора идей, а руководство не всегда приветствует «самоорганизацию работников для решения нестандартных задач».

Только каждый пятый участник опроса сообщил, что на предприятии есть ответственные за инновации, и лишь каждый шестой — что новаторство поощряется, в том числе финансово. Хотя более половины респондентов (55%) отметили, что могут свободно высказывать предложения, в том числе руководству компании (47%).
 

Авторы исследования:
Алена Нефедова, старший научный сотрудник Лаборатории экономики инноваций Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ
Марина Чернышева, старший преподаватель факультета социальных наук НИУ ВШЭ
 

IQ