• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Стукал Денис Константинович
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Книга
Политология для географов. Практикум

Окунев И. Ю., Остапенко Г. И.

М.: Издательские решения. Ридеро, 2022.

Статья
Современные возможности экспорта медицинских услуг в России

Русских С. В., Тарасенко Е. А., Грин С. И. и др.

Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2022. Т. 15. № 2. С. 259-266.

Глава в книге
The Power of Non-Compliance: Inter-Firm Opportunism in Russian Consumer markets.

Radaev V. V.

In bk.: The Ambivalence of Power in the Twenty-First Century Economy: Cases from Russia and beyond. L.: UCL Press, 2022. P. 102-121.

Препринт
Медицинские работники и медицинские организации в условиях пандемии коронавируса

Артамонов Р. Е., Лаврентьев Н. В., Сажина С. В. и др.

Государственное и муниципальное управление. Серия WP8. ИГиМУ НИУ ВШЭ, 2022

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Вычислительные социальные науки

4 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/10
75 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
40/50/15
40 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
80/50/15
80 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
115/50/5
115 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
45/10/2
45 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
16/5/2
16 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10/2
35 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
40/15/5
40 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Обучение и оценивание как наука

2 года
Очная форма обучения
30/5/3
30 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
20/8/15
20 бюджетных мест
8 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
20/7/2
20 бюджетных мест
7 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
Онлайн программа
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
32/5/2
32 бюджетных места
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
120/3
120 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
180/3
180 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
60/3
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Социология публичной сферы и цифровая аналитика

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/10/2
30 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
60/5/2
60 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке

Страх и (или) ярость в математических моделях политического протеста

25 апреля состоялся очередной междисциплинарный семинар факультета социальных наук на тему «Страх и (или) ярость в математических моделях политического протеста». Математик Александр Петров (Институт прикладной математики им. Келдыша РАН) и политолог Андрей Ахременко (НИУ ВШЭ) представили математическую модель принятия решений, учитывающую как рациональные, так и эмоциональные мотивы индивида. Оппонентом выступила профессор департамента психологии НИУ ВШЭ Ольга Гулевич.

Современные восстания многодневны, и количество их участников может существенно меняться день ото дня. Эта динамика является одной из основных характеристик процесса: нарастание численности или отсутствие таковой помогают оценивать вероятность того или иного исхода восстания. Авторы поставили своей целью построение математической модели, учитывающей факторы, ответственные за изменение численности участников в масштабе времени «день за днем». Основные из них – это вчерашнее количество участников (создающее ожидания относительно сегодняшнего количества), уровень репрессий против участников и уровень насилия со стороны самих участников. В центре модели лежит принятие индивидом решения о том, идти ли ему «сегодня» на акцию «здесь и сейчас».

Как описать принятие таких решений? В рамках политической науки оно, как правило, анализируется в рамках парадигмы рационального (или ограниченно рационального) выбора. В теории социальных движений анализ участия/неучастия в акции, основанный на теории рационального выбора, также имеет долгую историю. Предполагалось, что потенциальный рекрут принимает решение об участии или неучастии, взвешивая ожидаемые риски и издержки с одной стороны, и бенефиты – с другой. Такова, например, модель, предложенная Бертом Кландермансом (Klandermans, 1984) и подробно описывающая мотивацию индивида, склонющегося к участию в протесте, но игнорирующая его эмоции («гнев»). 

Однако позже гипотеза о рациональности подверглась сомнению, главным образом, ввиду высокой роли эмоций в мотивации к участию. Попыткой их учесть стала, например, модель Мартина ван Зомерена (Van Zomeren et al., 2012). Однако у нее другие изъяны – она не является моделью принятия решений и она чисто психологическая, т.е. описывает только процессы «внутри индивида», не погружаясь в быстро меняющийся социальный контекст. Также в модели не учитываются факторы «против участия», например, страх репрессий – они «спрятаны» в социальной ситуации, которая остается за пределами внимания.

В качестве альтернативы обоим подходам авторы предлагают математическую модель принятия решений, альтернативную модели рационального индивида и удовлетворяющую следующим требованиям: это должна быть модель принятия решений; она должна учитывать как целенаправленные действия, так и эмоции; в ней должны быть представлены как психологический, так и социальный уровни.

Методологически модель основана на представлении индивида в виде нейронной сети, подобной той, что используется в моделях искусственного интеллекта (хотя и не вполне классической). Она предполагает, что психологические антецеденты формируют сигнал на входе нейрологической схемы, а на ее выходе формируется решение об участии или неучастии в восстании. При этом психологические антецеденты, а следовательно, и подход в целом, позволяют учитывать факторы различного характера – в частности, как рациональные целенаправленные действия, так и эмоции.

Что касается одновременного учета социального и психологического уровней, то социальный описывается путем агрегирования поведения отдельных индивидов, а психологический основан на учете индивидом социальной ситуации, причем как долговременных, так и красткосрочных ее аспектов.

Комментируя доклад Петрова и Ахременко, Ольга Гулевич отметила, что, при всех достоинства замысла построения комплексной модели, в ее нынешнем виде она имеет слишком общий вид. Так, не всегда понятно, какие факторы авторы считают содействующими долгосрочной протестной активности, какие – краткосрочной? Насколько эмоции могут способствовать долгосрочному участию? Как адекватно учесть различия между личными и групповыми представлениями? В целом, дискуссант посоветовала авторам уделить больше внимания конкретным наборам факторов, которые будут определять мотив участия и неучастия.

Также со стороны участников семинара прозвучал ряд других предложений: сравнить предсказания модели с предсказаниями «стандартной» нейронной сети; попробовать учесть интенсивность индивидуального участия в протесте и отдельно динамику для разных типов участия (рекрутеры и рекруты); уже на данном – подготовительном – этапе начать активно продумывать характер и источники эмпирических данных, с которыми будет работать модель, и многое другое.