• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 103070, Москва, Кривоколенный пер., д.3.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

Факс: 8 (495) 772-95-90 *22460

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство

Декан Мельвиль Андрей Юрьевич

Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич

Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна

Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович

Заместитель декана по науке Ахременко Андрей Сергеевич

Заместитель декана по наукам о поведении Ключарев Василий Андреевич

Заместитель декана по международному сотрудничеству и интернационализации Антонова Виктория Константиновна

Мероприятия
31 мая, 16:00
Требуется регистрация 
1 июля – 5 июля
Заявки принимаются до 18 июня 
17 августа – 24 августа
Заявки принимаются до 30 апреля 
Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/10
75 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
60/50/15
60 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
60/50/10
60 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Российские исследования/Russian Studies

4 года
Очная форма обучения
25/10
25 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
90/50/7
90 бюджетных мест
50 платных мест
7 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/6
20 бюджетных мест
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
47/15/2
47 бюджетных мест
15 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Население и развитие

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика

2 года
Очная форма обучения
20/10/20
20 бюджетных мест
10 платных мест
20 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
30/5/5
30 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
28/10/6
28 бюджетных мест
10 платных мест
6 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
28/5/2
28 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
40/2
40 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
60/2
60 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
20/3
20 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
5/10
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современная историческая наука в преподавании истории в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
30/5
30 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современная филология в преподавании литературы в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
30/5
30 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
30/5
30 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
22/5/2
22 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
50/10/1
50 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/20/2
30 бюджетных мест
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
15/5/2
15 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
50/10
50 бюджетных мест
10 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
15/15
15 мест за счет средств ВШЭ
15 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
20/10/2
20 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке

Страх и (или) ярость в математических моделях политического протеста

25 апреля состоялся очередной междисциплинарный семинар факультета социальных наук на тему «Страх и (или) ярость в математических моделях политического протеста». Математик Александр Петров (Институт прикладной математики им. Келдыша РАН) и политолог Андрей Ахременко (НИУ ВШЭ) представили математическую модель принятия решений, учитывающую как рациональные, так и эмоциональные мотивы индивида. Оппонентом выступила профессор департамента психологии НИУ ВШЭ Ольга Гулевич.

Современные восстания многодневны, и количество их участников может существенно меняться день ото дня. Эта динамика является одной из основных характеристик процесса: нарастание численности или отсутствие таковой помогают оценивать вероятность того или иного исхода восстания. Авторы поставили своей целью построение математической модели, учитывающей факторы, ответственные за изменение численности участников в масштабе времени «день за днем». Основные из них – это вчерашнее количество участников (создающее ожидания относительно сегодняшнего количества), уровень репрессий против участников и уровень насилия со стороны самих участников. В центре модели лежит принятие индивидом решения о том, идти ли ему «сегодня» на акцию «здесь и сейчас».

Как описать принятие таких решений? В рамках политической науки оно, как правило, анализируется в рамках парадигмы рационального (или ограниченно рационального) выбора. В теории социальных движений анализ участия/неучастия в акции, основанный на теории рационального выбора, также имеет долгую историю. Предполагалось, что потенциальный рекрут принимает решение об участии или неучастии, взвешивая ожидаемые риски и издержки с одной стороны, и бенефиты – с другой. Такова, например, модель, предложенная Бертом Кландермансом (Klandermans, 1984) и подробно описывающая мотивацию индивида, склонющегося к участию в протесте, но игнорирующая его эмоции («гнев»). 

Однако позже гипотеза о рациональности подверглась сомнению, главным образом, ввиду высокой роли эмоций в мотивации к участию. Попыткой их учесть стала, например, модель Мартина ван Зомерена (Van Zomeren et al., 2012). Однако у нее другие изъяны – она не является моделью принятия решений и она чисто психологическая, т.е. описывает только процессы «внутри индивида», не погружаясь в быстро меняющийся социальный контекст. Также в модели не учитываются факторы «против участия», например, страх репрессий – они «спрятаны» в социальной ситуации, которая остается за пределами внимания.

В качестве альтернативы обоим подходам авторы предлагают математическую модель принятия решений, альтернативную модели рационального индивида и удовлетворяющую следующим требованиям: это должна быть модель принятия решений; она должна учитывать как целенаправленные действия, так и эмоции; в ней должны быть представлены как психологический, так и социальный уровни.

Методологически модель основана на представлении индивида в виде нейронной сети, подобной той, что используется в моделях искусственного интеллекта (хотя и не вполне классической). Она предполагает, что психологические антецеденты формируют сигнал на входе нейрологической схемы, а на ее выходе формируется решение об участии или неучастии в восстании. При этом психологические антецеденты, а следовательно, и подход в целом, позволяют учитывать факторы различного характера – в частности, как рациональные целенаправленные действия, так и эмоции.

Что касается одновременного учета социального и психологического уровней, то социальный описывается путем агрегирования поведения отдельных индивидов, а психологический основан на учете индивидом социальной ситуации, причем как долговременных, так и красткосрочных ее аспектов.

Комментируя доклад Петрова и Ахременко, Ольга Гулевич отметила, что, при всех достоинства замысла построения комплексной модели, в ее нынешнем виде она имеет слишком общий вид. Так, не всегда понятно, какие факторы авторы считают содействующими долгосрочной протестной активности, какие – краткосрочной? Насколько эмоции могут способствовать долгосрочному участию? Как адекватно учесть различия между личными и групповыми представлениями? В целом, дискуссант посоветовала авторам уделить больше внимания конкретным наборам факторов, которые будут определять мотив участия и неучастия.

Также со стороны участников семинара прозвучал ряд других предложений: сравнить предсказания модели с предсказаниями «стандартной» нейронной сети; попробовать учесть интенсивность индивидуального участия в протесте и отдельно динамику для разных типов участия (рекрутеры и рекруты); уже на данном – подготовительном – этапе начать активно продумывать характер и источники эмпирических данных, с которыми будет работать модель, и многое другое.