Междисциплинарный семинар по фундаментальным вопросам научной методологии
Они представили итоги своей работы и работы своих коллег в рамках грантовых проектов РФФИ (№13-06-00789) и РНФ (№17-18-01536), связанной с изучением фундаментальных трансдисциплинарных методологий — инструментов познания, которые фактически применимы во всех областях науки. Демонстрируя результаты своих почти десятилетних исследований, проводившихся под руководством Михаила Ильина, докладчики показали, как такие методологии в результате редуктивного «очищения» научных методов и приемов могут быть сведены к базовым познавательным способностям человека. И наоборот — как из элементарных когнитивных способностей могут быть выведены их «насыщенные» версии, становящиеся научными методами.
В роли такого рода базовых фундаментальных познавательных комплексов, которые докладчики предлагают называть «органонами», были рассмотрены метретика (органон, основанный на способности к измерению — к оперированию мерами), морфетика (органон, основанный на распознавании форм) и семиотика (органон, основанный на способности придания смыслов).
Помимо этого, в рамках доклада были представлены некоторые промежуточные результаты изучения механизмов конвергенции методов и концептуальных аппаратов политических, биологических и лингвистических исследований. Были, в частности, продемонстрированы затруднения, проистекающие из использования лингвистических метафор в биологии (язык «чтение» генома, «транскрипция» генетической информации между ДНК и РНК и т. п.) и намечены пути для более систематического трансфера знаний между биологическими и лингвистическими дисциплинами, основанного на более систематическом применении аппарата семиотики.
Использование такого аппарата позволяет также по-новому взглянуть на процессы эволюции информации от простейший сигналов, некое подобие которых можно обнаружить даже в неживой природе, — до осмысленных посланий, которые становятся возможны только в рамках общения между субъектами в социуме. Особое внимание при обсуждении этих проблем участники семинара обратили на идею «неполноты природы», предложенную Терренсом Диконом для объяснения движущих сил эволюции и вообще каузальности.
В заключительной части доклада выступающие представили составленный на основе их изысканий перечень ходов и стратегий, которые могут использоваться при построении трансдисциплинарных и междисциплинарных исследований. Эти приемы позволяют выстраивать систематическую работу с терминологическими аппаратами взаимодействующих дисциплин через создание параллельных вокабуляров сходных, но не совпадающих терминов из разных областей знания, а также терминов и целых научных языков, конструируемых специально для выполнения трансдисциплинарных посреднических функций.
Также было показано, как различение метретических, морфетических и семиотических методов может стать альтернативой общепринятому, но проблематичному разделению методов социальных наук на количественные, качественные и смешанные. Было продемонстрировано, что разграничение методов по базовым познавательным доминантам имеет заметные преимущества, поскольку позволяет определить методы, не относящиеся к количественным, через их ключевые признаки, а не через одно только отсутствие в них измерительного компонента. Такой подход предполагает рассмотрение семиотики в качестве базового аппарата интерпретативных исследований и морфетики — в качестве фундаментального основания для исследований социальных форм (например, социальных институтов или форм правления), а также для сравнительных (конфигуративных) исследований.
Представленная Михаилом Ильиным, Владимиром Авдониным и Иваном Фоминым презентация вызывала живой отклик — сначала в виде вопросов и кратких комментариев по ходу дискуссии, а затем более заостренных и обстоятельных выступлений. Обсуждались пределы и ограничения трансфера знаний и умений, в частности, затруднительность и даже невозможность трансфера терминов в отрыве от терминологических систем. Оживленную дискуссию вызвала роль перевода и герменевтической интерпретации в трансфере знаний и в целом коммуникационных взаимодействий.
Коллеги-психологи обратили внимание на переклички между эффектами, возникающими при функционировании междисциплинарных понятий, и эффектами, описанными в концепции «силы слабых связей». Кроме того, были отмечены параллели между предложенной докладчиками схемой базовых способностей и концепцией трех стадий развития психики А. Н. Леонтьева – элементарной сенсорной психики, перцептивной психики и стадии интеллекта.
Кроме того, участники дискуссии указали на важные развилки в понимании статуса и характера выделяемых познавательных способностей в зависимости от того, рассматриваются ли они, например, с позиции структуралистской антропологии, феноменологии Э. Гуссерля, философии жизненного разума Х. Ортеги-и-Гассета или фанероскопии Ч. С. Пирса.
Острая дискуссия возникла также по вопросу об альтернативных семиотиках (ее разновидностях, развивающихся на основе идей Ч. С. Пирса, Ф. де Соссюра, Ч. У. Моррииса, Л. Ельмслева и А. Ж. Греймаса). В частности, обсуждалась перспективность выстраивания концепций семиотики не от единичного знака-сигнала, а от целостного высказывания, например, текста или даже от диалогичного коммуникативного события. Помимо этого, докладчики указали на перспективность изучения «протосемиотики» и «протосубъектности» на примере автоматов Альберта — квантово-механических измерительных автоматов, обладающих свойством измерять самого себя.
Очень живо обсуждалась практическая значимость представленных в докладе результатов и их конкретная и осязаемая польза. Участники проекта признали, что перспективность практического использования полученных результатов во многом зависит от рецепции предлагаемых подходов специалистами, которые работают на стыках дисциплин. Некоторые первые успешные результаты применения предложенных принципов при разработке и систематизации междисциплинарных интерфейсов уже получены при попытках систематизации механизмов интердисциплинарного взаимодействия между генетикой, компьютерными науками и системной биологией.
Помимо ВШЭ и ИНИОН РАН, на семинаре также присутствовали ученые из МГИМО, МГУ, Института социологии РАН, РАНХиГС, Финансового университета.
Подробнее о результатах обсуждавшихся исследований можно почитать в последних выпусках ежегодника «Метод».
Иван Фомин,
доцент департамента политической науки
Ильин Михаил Васильевич
Департамент политической науки: Профессор