• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Стукал Денис Константинович
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Книга
Политология для географов. Практикум

Окунев И. Ю., Остапенко Г. И.

М.: Издательские решения. Ридеро, 2022.

Статья
Современные возможности экспорта медицинских услуг в России

Русских С. В., Тарасенко Е. А., Грин С. И. и др.

Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2022. Т. 15. № 2. С. 259-266.

Глава в книге
The Power of Non-Compliance: Inter-Firm Opportunism in Russian Consumer markets.

Radaev V. V.

In bk.: The Ambivalence of Power in the Twenty-First Century Economy: Cases from Russia and beyond. L.: UCL Press, 2022. P. 102-121.

Препринт
Медицинские работники и медицинские организации в условиях пандемии коронавируса

Артамонов Р. Е., Лаврентьев Н. В., Сажина С. В. и др.

Государственное и муниципальное управление. Серия WP8. ИГиМУ НИУ ВШЭ, 2022

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Вычислительные социальные науки

4 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/10
75 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
40/50/15
40 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
80/50/15
80 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
115/50/5
115 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
45/10/2
45 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
16/5/2
16 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10/2
35 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
40/15/5
40 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Обучение и оценивание как наука

2 года
Очная форма обучения
30/5/3
30 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
20/8/15
20 бюджетных мест
8 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
20/7/2
20 бюджетных мест
7 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
Онлайн программа
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
32/5/2
32 бюджетных места
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
120/3
120 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
180/3
180 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
60/3
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Социология публичной сферы и цифровая аналитика

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/10/2
30 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
60/5/2
60 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке

Когда вокруг никого

Ученые Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ доказали, что уровень личностного развития связан с позитивным отношением человека ко времени, проведенному в уединении. В исследовании приняли участие 204 респондента (41 мужчина и 163 женщины), преимущественно студенты, в возрасте от 16 до 25 лет.

Когда вокруг никого

Ученые Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ доказали, что уровень личностного развития связан с позитивным отношением человека ко времени, проведенному в уединении. В исследовании приняли участие 204 респондента (41 мужчина и 163 женщины), преимущественно студенты, в возрасте от 16 до 25 лет.

Уединение важно не путать с одиночеством. В психологии эти два понятия разделяют. Одиночество (loneliness) определяют как болезненное переживание, связанное с нехваткой общения и близкого доверительного контакта с другими людьми. Под уединением (solitude) же понимают ситуации, когда человек остается на какое-то время один. Но это вовсе не означает, что он страдает от одиночества. Будучи один, человек может использовать свое время с пользой, например, заняться творчеством или самопознанием и при этом чувствовать себя хорошо.

– Разделение этих понятий в эмпирических исследованиях началось 15-20 лет назад, – поясняет один из авторов исследования Евгений Осин, – До этого психология рассматривала только одиночество и исключительно как негативный феномен. О том, что уединение можно использовать как позитивный ресурс, говорили многие философы и психотерапевты, но в научную психологию эта тема практически не проникала.

На позитивное восприятие уединения влияет уровень личностного развития. Под этим психологи понимают зрелость и гибкость механизмов саморегуляции личности.

– Личностная зрелость – это, по сути, способность человека воспринимать мир как сложный, не упрощая его, и использовать более гибкие, творческие стратегии адаптации к реальности и к самому себе. Степень развития личности связана со способностью человека адаптироваться к разным ситуациям, смотреть на мир с разных точек зрения, действовать по логике индивидуального выбора, а не социальных шаблонов или врожденных черт, – комментирует Осин.

Для диагностирования уровня личностной зрелости психологи использовали теорию развития Эго, разработанную Джейн Лёвинджер. Этот подход выделяет восемь стадий развития человеческой личности – от импульсивной до стадии интеграции.

Стадии развития Эго по теории Дж. Лёвинджер:

Е1 – Симбиотическая стадия, является довербальной и не диагностируется;

Е2 – Импульсивная;

Е3 – Самозащиты;

Е4 – Конформизма;

Е5 – Самосознания;

Е6 – Совестливости;

Е7 – Индивидуалистическая;

Е8 – Автономии;

Е9 – Интеграции

Самому раннему развитию или Импульсивной стадии соответствует эгоцентризм и поведение исключительно под воздействием своих внутренних порывов. Затем приходит стадия Самозащиты, когда человек действует по логике достижения наград и избегания наказаний. На следующей стадии Конформизма следует правилам, принятым группой. Далее, на стадии Самосознания, у человека появляется представление о своих уникальных характеристиках, самодифференциация. На стадии совестливости личность руководствуется сознательно выбранными идеалами, возникает чувство ответственности. Постепенно (при благополучных условиях и известных усилиях) личностное развитие проходит последующие стадии, когда человек осознает свою внутреннюю сложность и многообразие мира и учится с ними обходиться.

Для диагностики уровня развития Эго, а также оценки особенностей переживания одиночества и отношения к нему, исследователи предложили своим респондентам заполнить анонимную онлайн-анкету. Анкета содержала разные типы заданий. Во-первых, нужно было дополнить незаконченные предложения, например такие, как: «Быть вместе с другими людьми...», «Когда люди беспомощны...». Во-вторых, дать оценку утверждениям типа «Я люблю помечтать в одиночестве», «Одинокие люди нуждаются в помощи», «В моей жизни нет ничего ценного» и т.п. В последней части анкеты предлагалось ответить на несколько открытых вопросов, в том числе описать, чем респондент занимается, оказавшись наедине с собой, и какие чувства при этом испытывает.   

Результаты опроса показали, что человек с более высоким уровнем развития Эго позитивнее воспринимает уединение. Он относится к уединению как к полезному ресурсу, который можно творчески использовать, и заполняет его разнообразными видами деятельности. И наоборот, чем ниже уровень развития Эго, тем меньше позитивных эмоций человек испытывает в уединении и тем сильнее он избегает его, стремится к постоянному общению с другими.

Что касается чувства одиночества, то здесь исследователи связи с личностным развитием не обнаружили. Одиночество может переживаться одинаково сильно или одинаково слабо при любом уровне развития Эго.

IQ

Авторы исследования:

Евгений Осин, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ, заместитель заведующего Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации
Василий Костенко, научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации
Сергей Ишанов, стажер-исследователь, аспирант Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации