• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Стукал Денис Константинович
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Мероприятия
25 ноября 2021 – 25 февраля 2022
Подача заявок - до 16.00 25 февраля 2022 года  
26 января – 15 февраля
Дедлайн заявок: 15 февраля, 16:00 (UTC+08:00) 
3 февраля, 18:15
3 февраля в 18:15, онлайн 
Глава в книге
Революционные события в Мали (1960–2021 гг.)

Коротаев А. В., Лиокумович Я. Б., Хохлова А. А.

В кн.: Системный мониторинг глобальных и региональных рисков. Т. 12: Революционные процессы в афразийской макрозоне нестабильности и их глобальный контекст. Издательство "Учитель", 2021. Гл. 12. С. 329-370.

Препринт
Political, Environmental And Social Determinants Of Pro-Environmental Behaviour In Russia

Sautkina E., Agissova F., Ivanova A. et al.

Basic research program. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2021. No. 130.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/10
75 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
40/50/15
40 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
80/50/15
80 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
115/50/5
115 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
45/10/2
45 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
16/5/2
16 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10/2
35 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
40/15/5
40 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Магистр прикладной и сетевой аналитики

2 года
Очная форма обучения
35/10
35 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Обучение и оценивание как наука

2 года
Очная форма обучения
30/5/3
30 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
7/5/15
7 бюджетных мест
5 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
15/5/15
15 бюджетных мест
5 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
18/5/2
18 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
32/5/2
32 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
120/3
120 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
180/3
180 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
60/3
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Социология публичной сферы и цифровая аналитика

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/10/2
30 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
60/5/2
60 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Когда вокруг никого

Ученые Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ доказали, что уровень личностного развития связан с позитивным отношением человека ко времени, проведенному в уединении. В исследовании приняли участие 204 респондента (41 мужчина и 163 женщины), преимущественно студенты, в возрасте от 16 до 25 лет.

Когда вокруг никого

Ученые Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ доказали, что уровень личностного развития связан с позитивным отношением человека ко времени, проведенному в уединении. В исследовании приняли участие 204 респондента (41 мужчина и 163 женщины), преимущественно студенты, в возрасте от 16 до 25 лет.

Уединение важно не путать с одиночеством. В психологии эти два понятия разделяют. Одиночество (loneliness) определяют как болезненное переживание, связанное с нехваткой общения и близкого доверительного контакта с другими людьми. Под уединением (solitude) же понимают ситуации, когда человек остается на какое-то время один. Но это вовсе не означает, что он страдает от одиночества. Будучи один, человек может использовать свое время с пользой, например, заняться творчеством или самопознанием и при этом чувствовать себя хорошо.

– Разделение этих понятий в эмпирических исследованиях началось 15-20 лет назад, – поясняет один из авторов исследования Евгений Осин, – До этого психология рассматривала только одиночество и исключительно как негативный феномен. О том, что уединение можно использовать как позитивный ресурс, говорили многие философы и психотерапевты, но в научную психологию эта тема практически не проникала.

На позитивное восприятие уединения влияет уровень личностного развития. Под этим психологи понимают зрелость и гибкость механизмов саморегуляции личности.

– Личностная зрелость – это, по сути, способность человека воспринимать мир как сложный, не упрощая его, и использовать более гибкие, творческие стратегии адаптации к реальности и к самому себе. Степень развития личности связана со способностью человека адаптироваться к разным ситуациям, смотреть на мир с разных точек зрения, действовать по логике индивидуального выбора, а не социальных шаблонов или врожденных черт, – комментирует Осин.

Для диагностирования уровня личностной зрелости психологи использовали теорию развития Эго, разработанную Джейн Лёвинджер. Этот подход выделяет восемь стадий развития человеческой личности – от импульсивной до стадии интеграции.

Стадии развития Эго по теории Дж. Лёвинджер:

Е1 – Симбиотическая стадия, является довербальной и не диагностируется;

Е2 – Импульсивная;

Е3 – Самозащиты;

Е4 – Конформизма;

Е5 – Самосознания;

Е6 – Совестливости;

Е7 – Индивидуалистическая;

Е8 – Автономии;

Е9 – Интеграции

Самому раннему развитию или Импульсивной стадии соответствует эгоцентризм и поведение исключительно под воздействием своих внутренних порывов. Затем приходит стадия Самозащиты, когда человек действует по логике достижения наград и избегания наказаний. На следующей стадии Конформизма следует правилам, принятым группой. Далее, на стадии Самосознания, у человека появляется представление о своих уникальных характеристиках, самодифференциация. На стадии совестливости личность руководствуется сознательно выбранными идеалами, возникает чувство ответственности. Постепенно (при благополучных условиях и известных усилиях) личностное развитие проходит последующие стадии, когда человек осознает свою внутреннюю сложность и многообразие мира и учится с ними обходиться.

Для диагностики уровня развития Эго, а также оценки особенностей переживания одиночества и отношения к нему, исследователи предложили своим респондентам заполнить анонимную онлайн-анкету. Анкета содержала разные типы заданий. Во-первых, нужно было дополнить незаконченные предложения, например такие, как: «Быть вместе с другими людьми...», «Когда люди беспомощны...». Во-вторых, дать оценку утверждениям типа «Я люблю помечтать в одиночестве», «Одинокие люди нуждаются в помощи», «В моей жизни нет ничего ценного» и т.п. В последней части анкеты предлагалось ответить на несколько открытых вопросов, в том числе описать, чем респондент занимается, оказавшись наедине с собой, и какие чувства при этом испытывает.   

Результаты опроса показали, что человек с более высоким уровнем развития Эго позитивнее воспринимает уединение. Он относится к уединению как к полезному ресурсу, который можно творчески использовать, и заполняет его разнообразными видами деятельности. И наоборот, чем ниже уровень развития Эго, тем меньше позитивных эмоций человек испытывает в уединении и тем сильнее он избегает его, стремится к постоянному общению с другими.

Что касается чувства одиночества, то здесь исследователи связи с личностным развитием не обнаружили. Одиночество может переживаться одинаково сильно или одинаково слабо при любом уровне развития Эго.

IQ

Авторы исследования:

Евгений Осин, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ, заместитель заведующего Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации
Василий Костенко, научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации
Сергей Ишанов, стажер-исследователь, аспирант Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации