• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Когда вокруг никого

Ученые Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ доказали, что уровень личностного развития связан с позитивным отношением человека ко времени, проведенному в уединении. В исследовании приняли участие 204 респондента (41 мужчина и 163 женщины), преимущественно студенты, в возрасте от 16 до 25 лет.

Когда вокруг никого

Ученые Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ доказали, что уровень личностного развития связан с позитивным отношением человека ко времени, проведенному в уединении. В исследовании приняли участие 204 респондента (41 мужчина и 163 женщины), преимущественно студенты, в возрасте от 16 до 25 лет.

Уединение важно не путать с одиночеством. В психологии эти два понятия разделяют. Одиночество (loneliness) определяют как болезненное переживание, связанное с нехваткой общения и близкого доверительного контакта с другими людьми. Под уединением (solitude) же понимают ситуации, когда человек остается на какое-то время один. Но это вовсе не означает, что он страдает от одиночества. Будучи один, человек может использовать свое время с пользой, например, заняться творчеством или самопознанием и при этом чувствовать себя хорошо.

– Разделение этих понятий в эмпирических исследованиях началось 15-20 лет назад, – поясняет один из авторов исследования Евгений Осин, – До этого психология рассматривала только одиночество и исключительно как негативный феномен. О том, что уединение можно использовать как позитивный ресурс, говорили многие философы и психотерапевты, но в научную психологию эта тема практически не проникала.

На позитивное восприятие уединения влияет уровень личностного развития. Под этим психологи понимают зрелость и гибкость механизмов саморегуляции личности.

– Личностная зрелость – это, по сути, способность человека воспринимать мир как сложный, не упрощая его, и использовать более гибкие, творческие стратегии адаптации к реальности и к самому себе. Степень развития личности связана со способностью человека адаптироваться к разным ситуациям, смотреть на мир с разных точек зрения, действовать по логике индивидуального выбора, а не социальных шаблонов или врожденных черт, – комментирует Осин.

Для диагностирования уровня личностной зрелости психологи использовали теорию развития Эго, разработанную Джейн Лёвинджер. Этот подход выделяет восемь стадий развития человеческой личности – от импульсивной до стадии интеграции.

Стадии развития Эго по теории Дж. Лёвинджер:

Е1 – Симбиотическая стадия, является довербальной и не диагностируется;

Е2 – Импульсивная;

Е3 – Самозащиты;

Е4 – Конформизма;

Е5 – Самосознания;

Е6 – Совестливости;

Е7 – Индивидуалистическая;

Е8 – Автономии;

Е9 – Интеграции

Самому раннему развитию или Импульсивной стадии соответствует эгоцентризм и поведение исключительно под воздействием своих внутренних порывов. Затем приходит стадия Самозащиты, когда человек действует по логике достижения наград и избегания наказаний. На следующей стадии Конформизма следует правилам, принятым группой. Далее, на стадии Самосознания, у человека появляется представление о своих уникальных характеристиках, самодифференциация. На стадии совестливости личность руководствуется сознательно выбранными идеалами, возникает чувство ответственности. Постепенно (при благополучных условиях и известных усилиях) личностное развитие проходит последующие стадии, когда человек осознает свою внутреннюю сложность и многообразие мира и учится с ними обходиться.

Для диагностики уровня развития Эго, а также оценки особенностей переживания одиночества и отношения к нему, исследователи предложили своим респондентам заполнить анонимную онлайн-анкету. Анкета содержала разные типы заданий. Во-первых, нужно было дополнить незаконченные предложения, например такие, как: «Быть вместе с другими людьми...», «Когда люди беспомощны...». Во-вторых, дать оценку утверждениям типа «Я люблю помечтать в одиночестве», «Одинокие люди нуждаются в помощи», «В моей жизни нет ничего ценного» и т.п. В последней части анкеты предлагалось ответить на несколько открытых вопросов, в том числе описать, чем респондент занимается, оказавшись наедине с собой, и какие чувства при этом испытывает.   

Результаты опроса показали, что человек с более высоким уровнем развития Эго позитивнее воспринимает уединение. Он относится к уединению как к полезному ресурсу, который можно творчески использовать, и заполняет его разнообразными видами деятельности. И наоборот, чем ниже уровень развития Эго, тем меньше позитивных эмоций человек испытывает в уединении и тем сильнее он избегает его, стремится к постоянному общению с другими.

Что касается чувства одиночества, то здесь исследователи связи с личностным развитием не обнаружили. Одиночество может переживаться одинаково сильно или одинаково слабо при любом уровне развития Эго.

IQ

Авторы исследования:

Евгений Осин, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ, заместитель заведующего Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации
Василий Костенко, научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации
Сергей Ишанов, стажер-исследователь, аспирант Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации