• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Декан — Мельвиль Андрей Юрьевич

 

Первый заместитель декана — Миронюк Михаил Григорьевич

 

Заместитель декана по учебной работе — Присяжнюк Дарья Игоревна

 

Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами — Сорвин Кирилл Валентинович

 

Заместитель декана по науке и развитию — Васильева Варвара Михайловна

 

Заместитель декана по наукам о поведении — Ключарев Василий Андреевич

 

103070, Москва, Кривоколенный пер., д.3.
Тел: 8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967
факс: 8 (495) 772-95-90*22460
e-mail: socscience@hse.ru

Глава в книге
“Fortress-Russia”: Geopolitical Destiny, Unintended Consequences, or Policy Choices?

Melville A. Y.

In bk.: The Return of Geopolitics. Berlin: LIT Verlag, 2018. Ch. 6. P. 97-112.

Книга
Russia: Strategy, Policy and Administration

Под науч. редакцией: I. Studin.

L.: Palgrave Macmillan, 2018.

Статья
Modeling Social Pressures Toward Political Instability in the United Kingdom after 1960: A Demographic Structural Analysis

Ортманс О. А., Маццео Э., Meshcherina K. et al.

Cliodynamics: The Journal of Quantitative History and Cultural Evolution UC Riverside. 2017. Vol. 8. No. 2. P. 113-158.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/60/10
75 бюджетных мест
60 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
60/50/10
60 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
60/65/15
60 бюджетных мест
65 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
90/60/5
90 бюджетных мест
60 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
20/10/7
20 бюджетных мест
10 платных мест
7 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
35/15/5
35 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Население и развитие

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика

2 года
Очная форма обучения
20/10/20
20 бюджетных мест
10 платных мест
20 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
30/10/5
30 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/10
25 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
28/5/5
28 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
40/5
40 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
60/5
60 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современная историческая наука в преподавании истории в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современная политическая наука в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
25/5
25 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Современная филология в преподавании литературы в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
15/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
22/5/5
22 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
20/10/1
20 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/20/5
30 бюджетных мест
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
15/10/5
15 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
20/10/3
20 бюджетных мест
10 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке

Когда вокруг никого

Ученые Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ доказали, что уровень личностного развития связан с позитивным отношением человека ко времени, проведенному в уединении. В исследовании приняли участие 204 респондента (41 мужчина и 163 женщины), преимущественно студенты, в возрасте от 16 до 25 лет.

Ученые Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации НИУ ВШЭ доказали, что уровень личностного развития связан с позитивным отношением человека ко времени, проведенному в уединении. В исследовании приняли участие 204 респондента (41 мужчина и 163 женщины), преимущественно студенты, в возрасте от 16 до 25 лет.

Уединение важно не путать с одиночеством. В психологии эти два понятия разделяют. Одиночество (loneliness) определяют как болезненное переживание, связанное с нехваткой общения и близкого доверительного контакта с другими людьми. Под уединением (solitude) же понимают ситуации, когда человек остается на какое-то время один. Но это вовсе не означает, что он страдает от одиночества. Будучи один, человек может использовать свое время с пользой, например, заняться творчеством или самопознанием и при этом чувствовать себя хорошо.

– Разделение этих понятий в эмпирических исследованиях началось 15-20 лет назад, – поясняет один из авторов исследования Евгений Осин, – До этого психология рассматривала только одиночество и исключительно как негативный феномен. О том, что уединение можно использовать как позитивный ресурс, говорили многие философы и психотерапевты, но в научную психологию эта тема практически не проникала.

На позитивное восприятие уединения влияет уровень личностного развития. Под этим психологи понимают зрелость и гибкость механизмов саморегуляции личности.

– Личностная зрелость – это, по сути, способность человека воспринимать мир как сложный, не упрощая его, и использовать более гибкие, творческие стратегии адаптации к реальности и к самому себе. Степень развития личности связана со способностью человека адаптироваться к разным ситуациям, смотреть на мир с разных точек зрения, действовать по логике индивидуального выбора, а не социальных шаблонов или врожденных черт, – комментирует Осин.

Для диагностирования уровня личностной зрелости психологи использовали теорию развития Эго, разработанную Джейн Лёвинджер. Этот подход выделяет восемь стадий развития человеческой личности – от импульсивной до стадии интеграции.

Стадии развития Эго по теории Дж. Лёвинджер:

Е1 – Симбиотическая стадия, является довербальной и не диагностируется;

Е2 – Импульсивная;

Е3 – Самозащиты;

Е4 – Конформизма;

Е5 – Самосознания;

Е6 – Совестливости;

Е7 – Индивидуалистическая;

Е8 – Автономии;

Е9 – Интеграции

Самому раннему развитию или Импульсивной стадии соответствует эгоцентризм и поведение исключительно под воздействием своих внутренних порывов. Затем приходит стадия Самозащиты, когда человек действует по логике достижения наград и избегания наказаний. На следующей стадии Конформизма следует правилам, принятым группой. Далее, на стадии Самосознания, у человека появляется представление о своих уникальных характеристиках, самодифференциация. На стадии совестливости личность руководствуется сознательно выбранными идеалами, возникает чувство ответственности. Постепенно (при благополучных условиях и известных усилиях) личностное развитие проходит последующие стадии, когда человек осознает свою внутреннюю сложность и многообразие мира и учится с ними обходиться.

Для диагностики уровня развития Эго, а также оценки особенностей переживания одиночества и отношения к нему, исследователи предложили своим респондентам заполнить анонимную онлайн-анкету. Анкета содержала разные типы заданий. Во-первых, нужно было дополнить незаконченные предложения, например такие, как: «Быть вместе с другими людьми...», «Когда люди беспомощны...». Во-вторых, дать оценку утверждениям типа «Я люблю помечтать в одиночестве», «Одинокие люди нуждаются в помощи», «В моей жизни нет ничего ценного» и т.п. В последней части анкеты предлагалось ответить на несколько открытых вопросов, в том числе описать, чем респондент занимается, оказавшись наедине с собой, и какие чувства при этом испытывает.   

Результаты опроса показали, что человек с более высоким уровнем развития Эго позитивнее воспринимает уединение. Он относится к уединению как к полезному ресурсу, который можно творчески использовать, и заполняет его разнообразными видами деятельности. И наоборот, чем ниже уровень развития Эго, тем меньше позитивных эмоций человек испытывает в уединении и тем сильнее он избегает его, стремится к постоянному общению с другими.

Что касается чувства одиночества, то здесь исследователи связи с личностным развитием не обнаружили. Одиночество может переживаться одинаково сильно или одинаково слабо при любом уровне развития Эго.

IQ

Авторы исследования:

Евгений Осин, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ, заместитель заведующего Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации
Василий Костенко, научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации
Сергей Ишанов, стажер-исследователь, аспирант Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации