• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Стукал Денис Константинович
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Мероприятия
25 ноября 2021 – 25 февраля 2022
Подача заявок - до 16.00 25 февраля 2022 года  
26 января – 15 февраля
Дедлайн заявок: 15 февраля, 16:00 (UTC+08:00) 
3 февраля, 18:15
3 февраля в 18:15, онлайн 
Глава в книге
Революционные события в Мали (1960–2021 гг.)

Коротаев А. В., Лиокумович Я. Б., Хохлова А. А.

В кн.: Системный мониторинг глобальных и региональных рисков. Т. 12: Революционные процессы в афразийской макрозоне нестабильности и их глобальный контекст. Издательство "Учитель", 2021. Гл. 12. С. 329-370.

Препринт
Political, Environmental And Social Determinants Of Pro-Environmental Behaviour In Russia

Sautkina E., Agissova F., Ivanova A. et al.

Basic research program. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2021. No. 130.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/10
75 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
40/50/15
40 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
80/50/15
80 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
115/50/5
115 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
45/10/2
45 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
16/5/2
16 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10/2
35 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
40/15/5
40 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Магистр прикладной и сетевой аналитики

2 года
Очная форма обучения
35/10
35 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Обучение и оценивание как наука

2 года
Очная форма обучения
30/5/3
30 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
7/5/15
7 бюджетных мест
5 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
15/5/15
15 бюджетных мест
5 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
18/5/2
18 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
32/5/2
32 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
120/3
120 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
180/3
180 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
60/3
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Социология публичной сферы и цифровая аналитика

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/10/2
30 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
60/5/2
60 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Гендерный ценз

Карьерный рост немецких исследовательниц имеет высокую цену. Часто вопрос стоит ребром: либо наука, либо семья. Профессор департамента социологии НИУ ВШЭ Елена Рождественская изучила дисбаланс работы и жизни у женщин-ученых в Германии.

Гендерный ценз

©Essential/Istock

Карьерный рост немецких исследовательниц имеет высокую цену. Часто вопрос стоит ребром: либо наука, либо семья. Социологи НИУ ВШЭ изучили дисбаланс работы и жизни у женщин-ученых в Германии.

Гендерный отбор

Исследовательницы в Германии часто не добираются до высших позиций в академической иерархии и «покидают карьеру на полпути». Это связано с опасениями не успеть создать семью, отмечает Елена Рождественская в докладе «Академическая женская карьера в европейском контексте: балансы и дисбалансы жизни и труда». Исследование опирается на официальные данные о трудовой ситуации преподавателей в немецких университетах. Среди них — Федеральный отчет о молодых исследователях (BuWiN — Bundesbericht Wissenschaftlicher Nachwuchs) министерства образования и исследований (BMBF) Германии, исследование «Science Career», посвященное, в частности, гендерным нюансам академической карьеры, а также данные немецкого Совета по науке.  

Почти половина — 45% немецких докторантов — женщины. Однако следующий шаг к профессуре и хабилитату (докторской, в российском варианте) делают лишь 27%. А по некоторым данным (в частности, BuWiN), и того меньше — 22%. При этом на старте обучения соотношение полов примерно равное, и женщины даже немного опережают мужчин. Но после окончания курса шкала смещается в пользу мужчин. В дальнейшем диспропорция усиливается. Это связано и с особенностями академической карьеры в Германии. 

Успеть закрепиться в академии

Эмпирически выявлено, что в контексте типичных карьер в немецкой науке «любой, кто не получил постоянную должность в течение примерно шести лет до окончания PhD-диссертации или в последующие шесть лет после этого, будет беспощадно вылетать из системы», подчеркивает исследовательница. Лишь назначение профессором открывает в Германии постоянную защищенную позицию. Поэтому молодые исследователи должны четко определиться с приоритетами. Те, кто планирует делать карьеру в науке, вынуждены отдавать ей основную часть своего времени — и зачастую жертвовать созданием семьи или партнерства. На все сразу времени не хватит.

Но стартовое продвижение в науке и самореализация вне работы (романтические отношения, семья, хобби, развлечения и пр.) малосовместимы в Германии не только из-за временных затрат. Для семьи нужна и социальная защищенность. Однако «условия труда, при которых работает научный средний класс, все еще нестабильны, если не прекарны», поясняет Елена Рождественская. По данным Федерального отчета о молодых исследователях, подавляющее большинство (93%) всех должностей сотрудников ниже профессора в университетах — временные. Например, предполагается лишь годовой контракт. При этом получение должности профессора — в буквальном смысле редкая удача. По данным немецкого Совета по науке, шанс составляет менее четырех процентов на одну докторантуру для женщин.

Перед молодыми учеными стоит дилемма: либо наука — при всей неопределенности карьеры, либо самореализация вне академии. Если сочетать работу и семью не получается, многие выбирают второе. Иначе можно не успеть с рождением детей. Согласно отчету BuWiN 2017 года, если бы подрастающая научная смена оставалась в университетах, то окончательная бездетность (независимо от пола) у них была бы очень высокой — порядка 45% по сравнению с другими выпускниками высшей школы (у тех этот показатель составляет 25%). 

Карьера за счет свободного времени

Приходя в научную сферу, молодые люди рассчитывают на академическую свободу, определенную автономность труда и самостоятельное планирование времени. Но на практике приходится сталкиваться с довольно жесткими, «поточными» условиями работы, которые серьезно влияют на внеуниверситетскую жизнь ученых.

Так, существуют неформальные критерии, которым нужно соответствовать. Среди них — мобильность, самостоятельное обеспечение финансирования исследований, стажировки в зарубежных университетах, организация встреч и конференций, обширные списки публикаций, присутствие в социальных сетях и пр.

Все эти аспекты работы требуют дополнительных вложений времени и сил, часто за счет свободного времени. Исследователям, имеющим семью, часто трудно найти такие ресурсы. А учитывая гендерное разделение труда в семье, исследовательницам приходится особенно трудно. Для них «профессионализация научной карьеры трудновыполнима», пишет Рождественская.

Власть стереотипов

В Германии, как и во многих других странах (в том числе в России), в распределении домашних обязанностей между супругами по-прежнему сохраняется асимметрия. Воспитание и ежедневный уход за детьми во многом остаются на женщинах. Мужчины меньше вовлечены в домашние дела. В такой ситуации карьерное продвижение женщин в университете проблематично. Исследовательницы сталкиваются «с тем, что роднит их экзистенциальную ситуацию с представительницами других профессий и родов занятости», подчеркивает автор доклада. Существуют проблемы с инфраструктурой ухода за детьми (число мест в детских садах сильно ограничено, они работают в основном до 12 или 16 часов дня) и пожилыми (забота специальных служб весьма дорогостояща). Женщины-ученые часто вынуждены сами заботиться о домочадцах, что мешает их карьере.

Цена успеха

Проект «Science Career», посвященный, в частности, совместимости работы и внеуниверситетской жизни для исследовательниц, показал, что степень удовлетворенности карьерой в науке у мужчин и женщин в Германии разная.

«Женщины-профессора считают недооцененным свое общее признание в высших учебных заведениях и университетах, как и свою интеграцию в неформальные сети и признание своих достижений по сравнению с коллегами-мужчинами, — подчеркивает Рождественская. — Они также видят проблему социальной дискриминации женщин в доступе к руководящим должностям». 

Трем четвертям мужчин удается найти постоянную должность в университете или институте уже во время докторантуры. У женщин эта доля составляет лишь половину. Причем они «вынуждены усиливать свое финансовое положение запросом стипендий, обращаться за поддержкой к семье или источникам частного дохода». Эти тренды продолжаются и далее, хотя в ослабленной форме.

Те участницы проекта, которые все же добились определенного положения в научном мире, чаще указывали на большие социальные, моральные и физические издержки карьеры.

 Они отмечали «затруднения при выходе на рынок труда, перегруженность, недостаток досуга, социальных контактов, семьи и партнерства», а также вынужденный отказ от детей.

 «Доля женщин-профессоров, которые часто страдают от таких симптомов, как изнурение и слабость, более чем в два раза выше, чем среди мужчин-профессоров», — отмечает исследователь.

 Среди женщин-профессоров очень много одиноких и разведенных.

 Автор также отмечает гендерные различия в числе детей в семье. «Мужчины-профессора имеют в среднем более чем вдвое больше детей, чем их коллеги-женщины, а образование и уход за детьми в значительной степени перехватываются их партнершами», — говорит Рождественская. Напротив, преподаватели-женщины в значительной степени полагаются на внешне организованный присмотр и уход за детьми. «Почти треть из них заботятся о детях-школьниках, нуждающихся в присмотре, что ослабляет их карьерный путь», — добавляет исследовательница.

Тотальная сегрегация

«Science Career» выявил многомерную сегрегацию в университетах.

 Женщины-профессора преобладают в гуманитарных и социальных науках, что означает горизонтальную сегрегацию — жесткую специализацию на определенных областях.

 Исследовательницы чаще находятся на иерархически невысоких должностях, то есть существует вертикальная сегрегация. Наконец, есть и контрактная сегрегация (концентрация женщин-ученых на краткосрочных и неполных рабочих местах).

По данным немецкого Совета по науке, среди нынешних 45 тысяч преподавателей, трудящихся полный рабочий день, лишь 9 тысяч женщин, то есть всего лишь 20%.

Таким образом, повседневная жизнь университета и карьера для мужчин и женщин в научном мире складываются по-разному. И «биографическая цена» карьеры женщин в науке намного выше, чем у мужчин. 

IQ 

Автор исследования:

Елена Рождественская, профессор кафедры анализа социальных институтов факультета социальных наук НИУ ВШЭ