• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Стукал Денис Константинович
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Мероприятия
18 апреля – 5 июля
Срок предоставления документов - до 5 июля 2022 
30 июня – 29 июля
Консультации абитуриентов бакалавриата 
30 июня, 18:00
Консультации абитуриентов бакалавриата 30 июня - 21 июля 
24 сентября – 15 октября
старт 24 сентября 2022 года 
Глава в книге
‘Escape Route’, ‘Constant Reboot’ and ‘Tamagotchi’ as triumvirate of phubbing

Maksimenko A., Deyneka O. S.

In bk.: Abstracts of the 7th International Conference on Behavioral Addictions. Vol. 11. Iss. 1. Nottingham, United Kingdom, 2022. Ch. MT-2G6. P. 312-312.

Препринт
Медицинские работники и медицинские организации в условиях пандемии коронавируса

Артамонов Р. Е., Лаврентьев Н. В., Сажина С. В. и др.

Государственное и муниципальное управление. Серия WP8. ИГиМУ НИУ ВШЭ, 2022

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Вычислительные социальные науки

4 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/10
75 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
40/50/15
40 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
80/50/15
80 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
115/50/5
115 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
45/10/2
45 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
16/5/2
16 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10/2
35 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
40/15/5
40 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Обучение и оценивание как наука

2 года
Очная форма обучения
30/5/3
30 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
20/8/15
20 бюджетных мест
8 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
20/7/2
20 бюджетных мест
7 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
32/5/2
32 бюджетных места
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
120/3
120 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
180/3
180 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
60/3
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Социология публичной сферы и цифровая аналитика

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/10/2
30 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
60/5/2
60 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Гендерный ценз

Карьерный рост немецких исследовательниц имеет высокую цену. Часто вопрос стоит ребром: либо наука, либо семья. Профессор департамента социологии НИУ ВШЭ Елена Рождественская изучила дисбаланс работы и жизни у женщин-ученых в Германии.

Гендерный ценз

©Essential/Istock

Карьерный рост немецких исследовательниц имеет высокую цену. Часто вопрос стоит ребром: либо наука, либо семья. Социологи НИУ ВШЭ изучили дисбаланс работы и жизни у женщин-ученых в Германии.

Гендерный отбор

Исследовательницы в Германии часто не добираются до высших позиций в академической иерархии и «покидают карьеру на полпути». Это связано с опасениями не успеть создать семью, отмечает Елена Рождественская в докладе «Академическая женская карьера в европейском контексте: балансы и дисбалансы жизни и труда». Исследование опирается на официальные данные о трудовой ситуации преподавателей в немецких университетах. Среди них — Федеральный отчет о молодых исследователях (BuWiN — Bundesbericht Wissenschaftlicher Nachwuchs) министерства образования и исследований (BMBF) Германии, исследование «Science Career», посвященное, в частности, гендерным нюансам академической карьеры, а также данные немецкого Совета по науке.  

Почти половина — 45% немецких докторантов — женщины. Однако следующий шаг к профессуре и хабилитату (докторской, в российском варианте) делают лишь 27%. А по некоторым данным (в частности, BuWiN), и того меньше — 22%. При этом на старте обучения соотношение полов примерно равное, и женщины даже немного опережают мужчин. Но после окончания курса шкала смещается в пользу мужчин. В дальнейшем диспропорция усиливается. Это связано и с особенностями академической карьеры в Германии. 

Успеть закрепиться в академии

Эмпирически выявлено, что в контексте типичных карьер в немецкой науке «любой, кто не получил постоянную должность в течение примерно шести лет до окончания PhD-диссертации или в последующие шесть лет после этого, будет беспощадно вылетать из системы», подчеркивает исследовательница. Лишь назначение профессором открывает в Германии постоянную защищенную позицию. Поэтому молодые исследователи должны четко определиться с приоритетами. Те, кто планирует делать карьеру в науке, вынуждены отдавать ей основную часть своего времени — и зачастую жертвовать созданием семьи или партнерства. На все сразу времени не хватит.

Но стартовое продвижение в науке и самореализация вне работы (романтические отношения, семья, хобби, развлечения и пр.) малосовместимы в Германии не только из-за временных затрат. Для семьи нужна и социальная защищенность. Однако «условия труда, при которых работает научный средний класс, все еще нестабильны, если не прекарны», поясняет Елена Рождественская. По данным Федерального отчета о молодых исследователях, подавляющее большинство (93%) всех должностей сотрудников ниже профессора в университетах — временные. Например, предполагается лишь годовой контракт. При этом получение должности профессора — в буквальном смысле редкая удача. По данным немецкого Совета по науке, шанс составляет менее четырех процентов на одну докторантуру для женщин.

Перед молодыми учеными стоит дилемма: либо наука — при всей неопределенности карьеры, либо самореализация вне академии. Если сочетать работу и семью не получается, многие выбирают второе. Иначе можно не успеть с рождением детей. Согласно отчету BuWiN 2017 года, если бы подрастающая научная смена оставалась в университетах, то окончательная бездетность (независимо от пола) у них была бы очень высокой — порядка 45% по сравнению с другими выпускниками высшей школы (у тех этот показатель составляет 25%). 

Карьера за счет свободного времени

Приходя в научную сферу, молодые люди рассчитывают на академическую свободу, определенную автономность труда и самостоятельное планирование времени. Но на практике приходится сталкиваться с довольно жесткими, «поточными» условиями работы, которые серьезно влияют на внеуниверситетскую жизнь ученых.

Так, существуют неформальные критерии, которым нужно соответствовать. Среди них — мобильность, самостоятельное обеспечение финансирования исследований, стажировки в зарубежных университетах, организация встреч и конференций, обширные списки публикаций, присутствие в социальных сетях и пр.

Все эти аспекты работы требуют дополнительных вложений времени и сил, часто за счет свободного времени. Исследователям, имеющим семью, часто трудно найти такие ресурсы. А учитывая гендерное разделение труда в семье, исследовательницам приходится особенно трудно. Для них «профессионализация научной карьеры трудновыполнима», пишет Рождественская.

Власть стереотипов

В Германии, как и во многих других странах (в том числе в России), в распределении домашних обязанностей между супругами по-прежнему сохраняется асимметрия. Воспитание и ежедневный уход за детьми во многом остаются на женщинах. Мужчины меньше вовлечены в домашние дела. В такой ситуации карьерное продвижение женщин в университете проблематично. Исследовательницы сталкиваются «с тем, что роднит их экзистенциальную ситуацию с представительницами других профессий и родов занятости», подчеркивает автор доклада. Существуют проблемы с инфраструктурой ухода за детьми (число мест в детских садах сильно ограничено, они работают в основном до 12 или 16 часов дня) и пожилыми (забота специальных служб весьма дорогостояща). Женщины-ученые часто вынуждены сами заботиться о домочадцах, что мешает их карьере.

Цена успеха

Проект «Science Career», посвященный, в частности, совместимости работы и внеуниверситетской жизни для исследовательниц, показал, что степень удовлетворенности карьерой в науке у мужчин и женщин в Германии разная.

«Женщины-профессора считают недооцененным свое общее признание в высших учебных заведениях и университетах, как и свою интеграцию в неформальные сети и признание своих достижений по сравнению с коллегами-мужчинами, — подчеркивает Рождественская. — Они также видят проблему социальной дискриминации женщин в доступе к руководящим должностям». 

Трем четвертям мужчин удается найти постоянную должность в университете или институте уже во время докторантуры. У женщин эта доля составляет лишь половину. Причем они «вынуждены усиливать свое финансовое положение запросом стипендий, обращаться за поддержкой к семье или источникам частного дохода». Эти тренды продолжаются и далее, хотя в ослабленной форме.

Те участницы проекта, которые все же добились определенного положения в научном мире, чаще указывали на большие социальные, моральные и физические издержки карьеры.

 Они отмечали «затруднения при выходе на рынок труда, перегруженность, недостаток досуга, социальных контактов, семьи и партнерства», а также вынужденный отказ от детей.

 «Доля женщин-профессоров, которые часто страдают от таких симптомов, как изнурение и слабость, более чем в два раза выше, чем среди мужчин-профессоров», — отмечает исследователь.

 Среди женщин-профессоров очень много одиноких и разведенных.

 Автор также отмечает гендерные различия в числе детей в семье. «Мужчины-профессора имеют в среднем более чем вдвое больше детей, чем их коллеги-женщины, а образование и уход за детьми в значительной степени перехватываются их партнершами», — говорит Рождественская. Напротив, преподаватели-женщины в значительной степени полагаются на внешне организованный присмотр и уход за детьми. «Почти треть из них заботятся о детях-школьниках, нуждающихся в присмотре, что ослабляет их карьерный путь», — добавляет исследовательница.

Тотальная сегрегация

«Science Career» выявил многомерную сегрегацию в университетах.

 Женщины-профессора преобладают в гуманитарных и социальных науках, что означает горизонтальную сегрегацию — жесткую специализацию на определенных областях.

 Исследовательницы чаще находятся на иерархически невысоких должностях, то есть существует вертикальная сегрегация. Наконец, есть и контрактная сегрегация (концентрация женщин-ученых на краткосрочных и неполных рабочих местах).

По данным немецкого Совета по науке, среди нынешних 45 тысяч преподавателей, трудящихся полный рабочий день, лишь 9 тысяч женщин, то есть всего лишь 20%.

Таким образом, повседневная жизнь университета и карьера для мужчин и женщин в научном мире складываются по-разному. И «биографическая цена» карьеры женщин в науке намного выше, чем у мужчин. 

IQ 

Автор исследования:

Елена Рождественская, профессор кафедры анализа социальных институтов факультета социальных наук НИУ ВШЭ