• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чемоданчик семейного психотерапевта

Факультет социальных наук на базе магистерской программы «Системная семейная психотерапия» запускает серию коротких программ дополнительного профессионального образования для психологов и психотерапевтов.

Чемоданчик семейного психотерапевта

Магистерская программа «Системная семейная психотерапия» существует на факультете социальных наук Высшей школы экономики уже четыре года. Наши выпускники активно работают как частнопрактикующие психотерапевты, как сотрудники государственных психологических центров, медицинских учреждений и т.д. При этом они продолжают постоянно повышать свою квалификацию. Откликаясь на их запросы, а также ориентируясь на тех, кто обучается психотерапии в настоящий момент, мы начали создавать новый продукт – краткосрочные программы повышения квалификации.

На сегодняшний день утверждены три таких программы, и готовится ещё целый ряд коротких тематических тренингов. Программы дополнительного образования реализуются не только преподавателями магистерской программы, но и – приглашенными специалистами. Мы отбираем для слушателей самые востребованные техники системного подхода (например, циркулярное интервью или технику «непрямого вмешательства» при работе с родителями) и предлагаем интенсивный тренинговый формат, при котором участники уже сразу после окончания обучения смогут использовать новые знания в своей практике. Наполнение программ повышения квалификации происходит за счет тем, выходящих за рамки магистерской программы. Так, например, наши магистранты за время обучения знакомятся с принципами, идеологией и техниками ориентированной на решение краткосрочной терапии, а участники программы дополнительного образования смогут получить навыки работы в этом подходе с утратой и травмой (такой тренинг запланирован у нас на осень 2018 года).

1. Работа с родителями детей, имеющих проблемную симптоматику

Первый курс уже состоялся ­в минувшие выходные (26-27 мая). Елена Фисун, преподаватель магистерской программы, клинический психолог и системный семейный психотерапевт, проведет тренинг выходного дня по технике «непрямого вмешательства». Официальное название программы «Работа с родителями детей, имеющих проблемную симптоматику, методами краткосрочной стратегической терапии (непрямое вмешательство)». Этот курс посвящен технике, которая предложена итальянским психотерапевтом, основоположником краткосрочной стратегической терапии Дж. Нардонэ.

Каждый семейный психолог и психотерапевт встречается в своей практике с обращениями родителей по поводу различной симптоматики у детей. Родители приводят детей с жалобами на непослушание, упрямство, агрессивное поведение, истерики, страхи, проблемы с питанием.

В краткосрочной стратегической терапии разработан протокол работы в случае таких обращений. И центральным методом здесь является метод «непрямого вмешательства», дающий возможность привлекать родителей в роли ко-терапевтов.

Модель краткосрочной стратегической терапии удачно сочетается с системным видением и дает возможность достичь изменений в кратчайшие сроки.

2. «Системная семейная арт-терапия»

Вторая программа повышения квалификации, которую мы запускаем в конце июня 2018 года – «Системная семейная арт-терапия». Это интегративная программа, объединяющая разработки в двух интенсивно развивающихся пространствах психотерапии – системном подходе и арт-терапии. Данное направление появилось из нашего сотрудничества со студией арт-терапии «САМО» и преподавателем Лонг-Айлендского университета, психотерапевтом, доктор Кристин Керр. Д-р Керр много лет готовит специалистов по системной семейной арт-терапии. В прошлом году она приезжала в Москву и прочитала в Высшей школе экономики открытую лекцию Объединение таких, казалось бы, разных идеологически терапевтических школ, как системного подхода и арт-терапии, лишь на первый взгляд представляется необычным. На самом деле, арт-терапевтические техники всегда использовались системными терапевтами при работе с семьей. Использовались как диагностические инструменты классические рисуночные тесты. Разрабатывались проективные диагностические инструменты на основе системных теорий (системный семейный тест Т. Геринга, социограмма и др.). Использовался рисунок для изучения особенностей взаимодействия между супругами или в детско-родительской подсистеме. Но, конечно, возможности интеграции арт-терапевтических техник в системную работу не ограничиваются диагностическими. Участники тренинга узнают, как системный семейный терапевт может использовать инструментарий арт-терапии для реализации интервенций. 

Этот курс не совсем обычный по своему дизайну, поэтому об этом нужно рассказать отдельно. Мы делали его с расчетом на то, что в нем смогут принять участие и те, кто имеет образование в системном подходе, и те, кто скорее относит себя к арт-терапевтам.

Поэтому вводный блок – двухдневный тренинг – проходит в два потока.

Один поток (для «арт-терапевтов») – введение в системный подход. За два дня преподаватели нашей кафедры (Марина Травкова, Елена Фисун, Елена Чеботарева, Евгения Фарих, Гражина Будинайте) представят целый калейдоскоп коротких лекций, семинаров и тренингов о разных направлениях системного подхода. Участники этой группы смогут познакомиться и усвоить базовые принципы системного мышления и особенности системного взгляда на проблему и психотерапевтический процесс. Второй поток (для «системщиков») – введение в арт-терапию. Два дня руководитель студии арт-терапии «САМО» Анна Ше будет знакомить участников группы с основными инструментами арт-терапии, техниками и принципами работы в этом подходе.

Второй блок посвящен, собственно говоря, системной семейной арт-терапии. Его проведет д-р Кристин Керр. Этот блок займет три полных дня и будет наполнен практикой, упражнениями, супервизиями и разборами кейсов.

3. Циркулярное интервью – практический курс

Третья из утвержденных на сегодняшний день программ повышения квалификации – курс Анны Варги «Циркулярное интервью – практический курс». Циркулярное интервью – базовый метод системной семейной психотерапии, без которого не обходится ни один из системных подходов, как классических, так и постклассических. На основе циркулярного интервью системный терапевт, работающий в классической модели, строит гипотезу, формулирует обратную связь и предлагает задания. Навык создания вопросов для циркулярного интервью абсолютно необходим всем практикующим психологам, работающим с парами, детьми и родителями или целой семьей.

Ждём вас на курсах повышения квалификации факультета социальных наук Высшей школы экономики!