• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Ахременко Андрей Сергеевич
Заместитель декана по наукам о поведении Ключарев Василий Андреевич
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Статья
A quantitative analysis of worldwide long-term technology growth: From 40,000 BCE to the early 22nd century

Grinin L. E., Grinin A., Korotayev A.

Technological Forecasting and Social Change. 2020. Vol. 155. P. 119955.

Статья
Performing Resistance: Liminality, Infrapolitics, and Spatial Contestation in Contemporary Russia

Fröhlich C., Jacobsson K.

Antipode. 2019. Vol. 51. No. 4. P. 1146-1165.

Книга
Protest Publics. Toward a New Concept of Mass Civic Action

Под редакцией: N. Y. Belyaeva, D. Zaytsev, V. A. Albert.

Switzerland: Springer, 2019.

Статья
Independent storage of different features of real-world objects in long-term memory

Utochkin I. S., Brady T. F.

Journal of Experimental Psychology: General. 2020. Vol. 149. No. 3. P. 530-549.

Глава в книге
Climate Adaptation of “Smart City” by Assessing Bioclimatic Comfort for UBEM

Ilina I. N., Dunichkin I. V.

In bk.: Sustainability in Energy and Buildings. Singapore: Springer, 2020. P. 519-529.

Статья
Interaction between PFC neural networks ultra-slow fluctuations and brain oscillations

Rooy M., Novikov N., Gutkin B.

Izvestiya Vysshikh uchebnykh zavedeniy. Prikladnaya nelineynaya dinamika. 2020. Vol. 28. No. 1. P. 90-97.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/5
75 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
60/50/25
60 бюджетных мест
50 платных мест
25 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
63/50/15
63 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
100/70/5
100 бюджетных мест
70 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
34/10/2
34 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10
35 бюджетных мест
10 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
27/10/5
27 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/12
10 бюджетных мест
5 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
21/5/1
21 бюджетное место
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
20/5/25
20 бюджетных мест
5 платных мест
25 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
29/5/2
29 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
30/5/2
30 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
50/5
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
70/5
70 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/1
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
30/5
30 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
22/5/2
22 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
15/5/8
15 бюджетных мест
5 платных мест
8 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/5
40 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
19/5
19 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
25/15/2
25 бюджетных мест
15 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/5
40 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

Чемоданчик семейного психотерапевта

Факультет социальных наук на базе магистерской программы «Системная семейная психотерапия» запускает серию коротких программ дополнительного профессионального образования для психологов и психотерапевтов.

Чемоданчик семейного психотерапевта

Магистерская программа «Системная семейная психотерапия» существует на факультете социальных наук Высшей школы экономики уже четыре года. Наши выпускники активно работают как частнопрактикующие психотерапевты, как сотрудники государственных психологических центров, медицинских учреждений и т.д. При этом они продолжают постоянно повышать свою квалификацию. Откликаясь на их запросы, а также ориентируясь на тех, кто обучается психотерапии в настоящий момент, мы начали создавать новый продукт – краткосрочные программы повышения квалификации.

На сегодняшний день утверждены три таких программы, и готовится ещё целый ряд коротких тематических тренингов. Программы дополнительного образования реализуются не только преподавателями магистерской программы, но и – приглашенными специалистами. Мы отбираем для слушателей самые востребованные техники системного подхода (например, циркулярное интервью или технику «непрямого вмешательства» при работе с родителями) и предлагаем интенсивный тренинговый формат, при котором участники уже сразу после окончания обучения смогут использовать новые знания в своей практике. Наполнение программ повышения квалификации происходит за счет тем, выходящих за рамки магистерской программы. Так, например, наши магистранты за время обучения знакомятся с принципами, идеологией и техниками ориентированной на решение краткосрочной терапии, а участники программы дополнительного образования смогут получить навыки работы в этом подходе с утратой и травмой (такой тренинг запланирован у нас на осень 2018 года).

1. Работа с родителями детей, имеющих проблемную симптоматику

Первый курс уже состоялся ­в минувшие выходные (26-27 мая). Елена Фисун, преподаватель магистерской программы, клинический психолог и системный семейный психотерапевт, проведет тренинг выходного дня по технике «непрямого вмешательства». Официальное название программы «Работа с родителями детей, имеющих проблемную симптоматику, методами краткосрочной стратегической терапии (непрямое вмешательство)». Этот курс посвящен технике, которая предложена итальянским психотерапевтом, основоположником краткосрочной стратегической терапии Дж. Нардонэ.

Каждый семейный психолог и психотерапевт встречается в своей практике с обращениями родителей по поводу различной симптоматики у детей. Родители приводят детей с жалобами на непослушание, упрямство, агрессивное поведение, истерики, страхи, проблемы с питанием.

В краткосрочной стратегической терапии разработан протокол работы в случае таких обращений. И центральным методом здесь является метод «непрямого вмешательства», дающий возможность привлекать родителей в роли ко-терапевтов.

Модель краткосрочной стратегической терапии удачно сочетается с системным видением и дает возможность достичь изменений в кратчайшие сроки.

2. «Системная семейная арт-терапия»

Вторая программа повышения квалификации, которую мы запускаем в конце июня 2018 года – «Системная семейная арт-терапия». Это интегративная программа, объединяющая разработки в двух интенсивно развивающихся пространствах психотерапии – системном подходе и арт-терапии. Данное направление появилось из нашего сотрудничества со студией арт-терапии «САМО» и преподавателем Лонг-Айлендского университета, психотерапевтом, доктор Кристин Керр. Д-р Керр много лет готовит специалистов по системной семейной арт-терапии. В прошлом году она приезжала в Москву и прочитала в Высшей школе экономики открытую лекцию Объединение таких, казалось бы, разных идеологически терапевтических школ, как системного подхода и арт-терапии, лишь на первый взгляд представляется необычным. На самом деле, арт-терапевтические техники всегда использовались системными терапевтами при работе с семьей. Использовались как диагностические инструменты классические рисуночные тесты. Разрабатывались проективные диагностические инструменты на основе системных теорий (системный семейный тест Т. Геринга, социограмма и др.). Использовался рисунок для изучения особенностей взаимодействия между супругами или в детско-родительской подсистеме. Но, конечно, возможности интеграции арт-терапевтических техник в системную работу не ограничиваются диагностическими. Участники тренинга узнают, как системный семейный терапевт может использовать инструментарий арт-терапии для реализации интервенций. 

Этот курс не совсем обычный по своему дизайну, поэтому об этом нужно рассказать отдельно. Мы делали его с расчетом на то, что в нем смогут принять участие и те, кто имеет образование в системном подходе, и те, кто скорее относит себя к арт-терапевтам.

Поэтому вводный блок – двухдневный тренинг – проходит в два потока.

Один поток (для «арт-терапевтов») – введение в системный подход. За два дня преподаватели нашей кафедры (Марина Травкова, Елена Фисун, Елена Чеботарева, Евгения Фарих, Гражина Будинайте) представят целый калейдоскоп коротких лекций, семинаров и тренингов о разных направлениях системного подхода. Участники этой группы смогут познакомиться и усвоить базовые принципы системного мышления и особенности системного взгляда на проблему и психотерапевтический процесс. Второй поток (для «системщиков») – введение в арт-терапию. Два дня руководитель студии арт-терапии «САМО» Анна Ше будет знакомить участников группы с основными инструментами арт-терапии, техниками и принципами работы в этом подходе.

Второй блок посвящен, собственно говоря, системной семейной арт-терапии. Его проведет д-р Кристин Керр. Этот блок займет три полных дня и будет наполнен практикой, упражнениями, супервизиями и разборами кейсов.

3. Циркулярное интервью – практический курс

Третья из утвержденных на сегодняшний день программ повышения квалификации – курс Анны Варги «Циркулярное интервью – практический курс». Циркулярное интервью – базовый метод системной семейной психотерапии, без которого не обходится ни один из системных подходов, как классических, так и постклассических. На основе циркулярного интервью системный терапевт, работающий в классической модели, строит гипотезу, формулирует обратную связь и предлагает задания. Навык создания вопросов для циркулярного интервью абсолютно необходим всем практикующим психологам, работающим с парами, детьми и родителями или целой семьей.

Ждём вас на курсах повышения квалификации факультета социальных наук Высшей школы экономики!